Мы вынуждены исказить текст в ответ на заблокированную вами рекламу.
Друзья! Проект modelist-konstruktor.com существует благодаря рекламе. Просьба добавить сайт в исключения блокировщика и обновить страницу.
МАСТЕР И СТУЛ

МАСТЕР И СТУЛ

Этот стул известен каждому, наверное, профессиональному дизайнеру и многим, кто интересуется «историей вещей». О его создании до сих пор рассказывают легенды на лекциях в художественно-промышленных академиях, он служит объектом исследований, темой курсовых работ и научных диссертаций. Это – и икона стиля, и законодатель моды, объект обожания и недосягаемый эталон, от которого «растут ноги» (почти в буквальном смысле) у большинства современных представителей этой группы товаров народного потребления. Речь идет о «сине-красном стуле» – знаменитой работе голландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, 1888 – 1964).

Геррит Ритвельд родился в Утрехте – городе, расположенном в центральной части Нидерландов, где и провел всю свою жизнь. С 11 лет посещал вечернюю школу, помогал отцу-мебельщику и учился, подрабатывая чертежником у ювелира. Но это были лишь начальные знания, полученные с чужой помощью, всего остального Геррит – жадный до образования автодидакт, добивался в одиночку: изучил основы рисунка и живописи, затем начал моделировать и конструировать мебель, а в 1917 году открыл собственную мастерскую.

«Экономить, сокращать и упрощать» – базовые принципы, которых придерживался Ритвельд, создавая образцы своей мебели. То, что его окружало – округлые и мягкие роскошные формы, «в которые садишься с книгой или чашкой кофе, расслабляешься и тут же засыпаешь» – не устраивало амбициозного столяра. «Мебель должна поддерживать в человеке тонус, менять мысли и образ жизни, а поэтому предметы обстановки должны быть простыми, даже скромными, но в то же время продуманными и очень функциональными», – считал он. Основываясь на этих концепциях, Ритвельд задумал сделать кресло «без массы и без объема», что позволило бы «пространству свободно протекать сквозь него, а не вмещать в себя». В результате возникла конструкция, состоящая из двух досок, опиравшихся на пространственный каркас, который образовывали шесть вертикальных брусков, пять поперечных и два продольных. Так летом 1918 года на свет появился один из самых узнаваемых предметов в современной истории мебельного дизайна.

Примерно в это же время Геррит Ритвельд вступил в нидерландскую художественную группу «Стиль» (De Stijl), проповедующую взгляды неопластицизма, и его стул стал, по сути, манифестом этого объединения. Основу неопластицизма задавала философия «денатурализации» (отказ от естественных форм в пользу «чистой абстракции»), по которой все должно формироваться вертикалями, направленными от центра Земли к Солнцу, и горизонталями, то есть «линиями Земли». В творении Ритвельда же удачным образом сошлись воедино все теории этого стиля. Общую композицию задавали простые геометрические фигуры, состоящие из отчетливо выраженных вертикальных и горизонтальных элементов, окрашенных в «основные» цвета неопластицизма: синий, красный, желтый и черный, – все остальные считались ненужными излишествами. Этот стул, как объект промышленного дизайна, получился настолько прогрессивным и даже революционным (и это в начале прошлого века, заметьте!), что его актуальность не снижается по сей день. И сегодня дизайнеры всего мира пытаются подражать голландскому самоучке, чтобы найти столь лаконичные формы, «создающие объем» и не использующие элементы, утяжеляющие конструкцию.

В своем дальнейшем творчестве Ритвельд продолжал придерживаться идей «денатурализации» и создал несколько оригинальных столов, стульев и кресел. Среди них стоит отметить, пожалуй, весьма необычный, инновационный и по современным меркам стул – «Зигзаг» (1932 – 1933), состоящий из четырех плоскостей, соединенных под разными углами. А выпущенный его мастерской в 1934 году набор мебели Crate для самостоятельной сборки вполне можно считать основоположником современного движения DIY (Do It Yourself или «Сделай сам» по-нашему). К сожалению, популярности «синекрасного» шедевра эти работы так и не получили. Возможно, сказался снобизм коллег, всегда смотревших на Ритвельда сверху вниз из-за его «ремесленного» происхождения и отсутствия специального образования. Справедливости ради, стоит отметить, что в послевоенные годы он много преподавал, участвовал в выставках, в 1963 году стал почетным членом Союза архитекторов Нидерландов, а еще через год, незадолго до смерти, получил почетную докторскую степень Делфтского технического университета – старейшего в Нидерландах.

На архитектурном поприще наиболее передовым проектом Ритвельда стал построенный им в 1924 году дом для своей возлюбленной Трюс Шредер – состоятельной вдовы из Утрехта, не чуждой различным экспериментам. Это был двухэтажный особняк общей площадью 125 м2. Первый этаж-традиционный, второй – мансарда, не имеющая межкомнатных стен. Вся мебель в доме была складная, а двери открывались «хитрыми» механизмами от нажатия на кнопки с рычажными приводами. Систему центрального отопления и плиту заменяли печка-«буржуйка» и система труб с горячей водой, проложенных в стенах. Вместо штор на окнах использовались разноцветные фанерные щиты-ставни. Еда из кухни на первом этаже доставлялась наверх специальным лифтом. Дети экстравагантной госпожи тщательно скрывали в школе, что живут в таком «странном» доме, тем не менее, она сама так и прожила в нем до смерти, случившейся в 1985 году. А в 2000 году дом Шредер был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем теперь музей.

Но вернемся к истории знаменитого стула. Вскоре после создания он экспонировался на выставке в Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии, где стал всемирно известен, получив высокие оценки специалистов. Однако отношение к нему всегда было как к произведению искусства, а не как к предмету бытового обихода. Так считалось вплоть до начала XXI века, когда простые формы и интерес к трансформируемой мебели оказались в тренде.

Оригинал «сине-красного стула» демонстрируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке
Оригинал «сине-красного стула» демонстрируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке

В 2007 году оригинал, изготовленный руками мастера, был продан на аукционе Christies за 264 тысячи евро. Сейчас он демонстрируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А одна из итальянских фирм, выкупив права у потомков Геррита Ритвельда, наладила серийный выпуск «синекрасных» стульев. С доставкой в Москву, например, такой можно заказать через интернет-магазин за 669 евро. Ждать, правда, придется не меньше месяца. Хотя… если есть желание поработать руками, а заодно сэкономить, то нечто подобное несложно сделать и самостоятельно. При существующих сейчас ценах на стройматериалы накладные расходы составят порядка 1500 рублей, – есть разница?

Модное и функциональное украшение с доставкой в Москву - «кресло Ритвельда» - можно сегодня заказать через интернет-магазин за 669 евро. Или сделать по его подобию собственный вариант
Модное и функциональное украшение с доставкой в Москву – «кресло Ритвельда» – можно сегодня заказать через интернет-магазин за 669 евро. Или сделать по его подобию собственный вариант

ПО МОТИВАМ ШЕДЕВРА

Конструкция, созданная Г. Ритвельдом в 1917 году, состоит из двух досок, опирающихся на пространственный каркас, образованный шестью вертикальными, пятью поперечными и двумя продольными брусками
Конструкция, созданная Г. Ритвельдом в 1917 году, состоит из двух досок, опирающихся на пространственный каркас, образованный шестью вертикальными, пятью поперечными и двумя продольными брусками

Само собой, мы не будем копировать музейный прототип почти столетней давности «один в один». Это допустимо, наверное, с точки зрения авторских прав для частного использования, но все равно как-то не очень корректно, да и не интересно. Будем отталкиваться от того, что сам Ритвельд долгое время занимался модернизацией своего творения, варьировал с размерами элементов, добавлял или убирал некоторые, использовал различные материалы, даже пытался приспособить алюминиевые трубы. Вот и пусть это будет своего рода очередной ремикс – одна из новых вариаций на старую тему, «аранжированная» желаниями и взглядами его непосредственного исполнителя и будущего владельца. Даже указанные на чертежах размеры можно воспринимать как «руководство к действию, а не догму» – их несложно пересчитать, исходя от своих возможностей и имеющихся материалов.

Данная конструкция относится к разряду «проектов на уикенд», то есть при наличии всего необходимого, запасенного заранее, ее вполне возможно осилить за пару выходных дней. Из инструментов, кроме дрели и шуруповерта – они обычно есть у всех, желателен электролобзик или дисковая пила, ручной фрезер, электрорубанок и шлифмашинка. Обычный рубанок и ножовка тоже сгодятся, на качество изделия такая замена сильно не повлияет. Также не будут лишними несколько столярных струбцин с широким захватом. И, конечно же, точный столярный угольник – на этапе сборки каркаса он потребуется обязательно!

Кресло по мотивам «сине-красного стула»
Кресло по мотивам «сине-красного стула»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

№ деталиНазвание элементаКоличествоРазмеры заготовки, мм
1Опора передняя240x40x375
2Опора промежуточная240x40x510
3Опора задняя240x40x510
4Поперечина540x40x720
5Поперечина140x40x780
6Продольная стяжка240x40x640
7Подлокотник225x100x480
8Планка спинки120x70x420
9Деталь спинки320x140x1100
10Деталь сиденья320x145x430
11Уголок подлокотника4
12Уголок задний2
Типовое соединение элементов каркаса кресла. Последовательность операций: 1 - «пилотное» отверстие, выполняется «одним проходом» в обеих соединяемых деталях; 2 - рассверливание отверстия в притягиваемой детали; 3 - зенковка, чтобы утопить головку шурупа
Типовое соединение элементов каркаса кресла. Последовательность операций: 1 – «пилотное» отверстие, выполняется «одним проходом» в обеих соединяемых деталях; 2 – рассверливание отверстия в притягиваемой детали; 3 – зенковка, чтобы утопить головку шурупа
Разметка отверстий в верхней поперечине задней рамки - стыковка с вертикальной опорой и подлокотником (2 места)
Разметка отверстий в верхней поперечине задней рамки – стыковка с вертикальной опорой и подлокотником (2 места)
Шаблон-кондуктор дли разметки и сверления отверстий в углах поперечных рамок
Шаблон-кондуктор дли разметки и сверления отверстий в углах поперечных рамок
Процесс разметки с помощью шаблона
Процесс разметки с помощью шаблона
Разметка отверстий в продольных элементах каркаса (2 детали)
Разметка отверстий в продольных элементах каркаса (2 детали)

Из материалов понадобятся бруски сечением 40×40 мм – из них собирается каркас, обрезки доски 25×100 мм на подлокотники, 20×140 мм и 20×145 мм – для спинки и сиденья, шурупы и несколько мебельных уголков. Все это легко купить сегодня «одним пакетом» в магазинах сети «Леруа Мерлен», на строительном рынке или ближайшей к даче пилораме. Чтобы кресло получилось долговечным, особенно если оно будет установлено на участке, а не внутри дома, лучше использовать твердые сорта древесины. А выбирая бруски и доски, следите за их прямизной и отсутствием больших сучков. Даже если удастся их избежать в точках силовых сопряжений, по мере высыхания древесины они могут вывалиться, ослабляя изделие и придавая ему не очень презентабельный вид.

Для начала изучите чертеж и мысленно разделите кресло на отдельные сборочные единицы. В каркасе таких три. Это силовые рамки: передняя, промежуточная и задняя. Каждая состоит из вертикальных опор-ножек и поперечных связей. Важный момент! Обратите внимание на спецификацию: длины заготовок средних и задних вертикальных ножек в ней указаны одинаковые. В действительности же средние «опоры» таковыми считать нельзя, так как в оригинале они висят в воздухе, не касаясь поверхности. Сделана такая унификация для большей технологичности сборки каркаса (так удобнее монтировать продольные элементы), и лишние 40 мм от лже-ножек можно будет отпилить, когда он обретет жесткость. Или… не отпиливать! Это же кресло «по мотивам», так почему бы ему не быть на шести ногах? Вы теперь и столяр, и дизайнер, – решайте сами!

Итак, готовим заготовки в соответствии с выбранными размерами (указанными в таблице или собственными). Если нужно, выстругиваем их и шлифуем, а затем с кромок всех элементов снимаем фаску 3×3 мм.

Выполняем разметку точек соединения частей рамок. Вертикальные опоры и все поперечины передней и промежуточной рамок, а также в нижней части задней рамки стыкуются однотипно: в накладку на клее и с усилением шурупами – по два в каждом узле. От точности выполнения этой операции во многом зависит облик готового изделия, поэтому отнеситесь к ней со всей ответственностью. Не забывайте об угольнике! А чтобы все соединения получились идентичными, воспользуйтесь шаблоном-кондуктором, изготовленным из бруска сечением 40×40 мм или хотя бы из плотного картона. Сперва в соединяемых элементах сверлятся «пилотные» отверстия, диаметром вдвое меньшим диаметра резьбовой части шурупов (зависит от породы древесины – следите, чтобы брусок не раскололся!). Затем в притягиваемых деталях (в данном случае это поперечины) они рассверливаются так, чтобы шурупы проходили сквозь них свободно, и зенкуются, дабы скрыть головки впотай. В верхних углах задней рамки соединения осуществляются с одним шурупом на узел (см. разметку), а необходимую жесткость каркасу поверху придадут подлокотники.

Кстати, о крепеже. Лучше, если он будет из нержавеющих материалов, с покрытием, что исключит появления со временем на деревянных деталях черных и синих разводов. Впрочем, во многом это зависит от места, где кресло будет эксплуатироваться и метода окончательной отделки.

Закончив сборку рамок, приступаем к монтажу продольных элементов каркаса (см. разметку). В нижней части все узлы крепления одинаковые – на клеевом соединении в накладку и с усилением шурупами: один в ножку, другой в поперечину. Технология такая же, что и в рамках, то есть с «пилотным» отверстием, последующим рассверливанием его в притягиваемой детали и зенковкой. Сверху каркас замыкают подлокотники. Для большей надежности они устанавливаются с использованием металлических уголков.

Переходим к спинке и сиденью. В прототипе они были из фанеры: просто и бюджетно. В принципе можно так и поступить. Однако уже через сезон без должной обработки (и если это не специальная судовая фанера), кромки начнут расслаиваться и простота «выйдет боком». Поэтому практичнее сделать эти элементы из досок. Но не из наборных панелей, соединенных по длине «в паз», а из отдельных, с зазорами: так будет намного технологичнее, да и долговечнее – не покоробит. А чтобы в верхней части спинки доски не «расползлись» в разные стороны, они скреплены там планкой. Совет: выдержать между досками одинаковые зазоры помогут рейки, проложенные между ними в момент установки.

Ну что, все вроде готово и остается только финальная операция – закрепить детали спинки и сиденья небольшими шурупами к поперечинам? Не торопитесь! Во-первых, сверлить эти отверстия нужно крайне аккуратно, поскольку соединения выполняются «по месту» и под углом к граням поперечин, отчего исправить ошибку будет проблематично. Прежде надо хорошенько разметить! И второе, – помните, каких взглядов придерживался автор этой конструкции? Не будет лишним предварительно проверить эргономику кресла, а если такое потребуется, то и немного подогнать ее «под себя». Вдруг вам не понравится заданный угол наклона сиденья или спинки! Кто-то хочет оставаться всегда в тонусе, как Геррит Ритвельд, а кому-то нужно обязательно расслабиться. Для «тонкой настройки» можно использовать промежуточные планки разной толщины, закрепленные в нужных местах (аналогично планке, установленной в верхней части спинки).

Стул по мотивам шедевра
Стул по мотивам шедевра

Финишная отделка. Классический вариант окраски как в оригинале: черные бруски каркаса с желтыми торцами, синее сиденье и красная спинка. Хотя все зависит от вашего вкуса и окружающего пространства, будь то лужайка с качелями перед домом, крытая веранда, библиотека с камином или бильярдная. Можно обработать кресло морилкой, чтобы подчеркнуть натуральность и экологическую чистоту материалов, покрыть темным лаком, или наоборот – эмалями различных ярких и веселых оттенков в тон «тем самым» качелям. Вариантов здесь множество, и чем больше вы внесете собственных «ноток» и «мелодий», тем будет лучше – это же ремикс!

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1989-07МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1989-07
    СОДЕРЖАНИЕ: П.Яровой. Большие проблемы «малого флота» (1). Общественное КБ «М-К»: Н.Шершаков. Виндсерфер на суше (3); А.Егоров. «Тролль» - деловой веломобипь (6). «М-К»...
  • Крылатая ракета Х-20Крылатая ракета Х-20
    Авиационная ракета Х-20 с термоядерной боевой частью разработана в ОКБ-155 под руководством М.И. Гуревича. Ракета предназначена для поражения площадных целей. Сверхзвуковая ракета Х-20...
Тут можете оценить работу автора: