СКЛАДУШКИ-РАСКЛАДУШКИ

СКЛАДУШКИ-РАСКЛАДУШКИНе так давно шведский врач-гигиенист Б. Акерблом написал книгу о… мебели, точнее, о самой простой из ее разновидностей — о стуле. «Пять тысяч лет сидим неправильно!» — доказывает он, опираясь на многочисленные антропологические и анатомические данные. Его выводы интересны не только практическими рекомендациями для специалистов. Они свидетельствуют о том, что конструирование мебели еще мало освоенная, а стало быть, чрезвычайно увлекательная область технического творчества.

Малогабаритность современных квартир находится в «неразрешимом» противоречии с большинством образцов существующей мебели. И гарнитуры, и наборы, и отдельные предметы, как правило, не хотят вписываться в предназначаемые для них жильцами места: то площадь не позволяет, то планировка неудобная. Сказывается и то, что функционально любая комната в нынешнем жилище тяготеет теперь к универсализации: спальня — это часто и рабочий кабинет, а столовая — скорее место отдыха всей семьи, гостиная и нередко спальня для взрослых ее членов; кухня же сегодня не только помещение для приготовления пищи, но и столовая. Отсюда и особые требования к современной мебели — не столько эстетические, сколько утилитарные, — чтобы она была удобной, практичной, универсальной (или хотя бы комбинированной) и компактной. Все больше намечается отход от традиционных объемных, корпусных конструкций, все заметнее предпочтение встроенным.

А пока проблема эта занимает умы многих специалистов: дизайнеров, инженеров, художников по интерьеру, архитекторов. Их находкам посвящаются выставки, иллюстрированные издания, книги; некоторые образцы осваиваются промышленностью. Тем из таких разработок, которые доступны для самостоятельного изготовления, мы и решили посвящать специальный раздел журнала.

Конечно, в поиске удобных вариантов мебели участвуют не только специалисты, но и сами жильцы — а значит, и многие из наших читателей. Поэтому, открывая новый раздел, мы надеемся и на ваше активное участие в нем.

СТОЛ НА… СТЕНЕ

В маленькой кухне не учете каждый сантиметр, а кроме разделочного стола-шкафа, обычно занимающего практически все пространство между мойкой и плитой, совершенно необходим хотя бы небольшой обеденный столик. Но каким бы миниатюрным, складным, компактным ни был такой стол на ножках, он забирает под себя еще один столь дефицитный метр площади.

Однако почему ему обязательно стоять, пусть и в сложенном виде? Нельзя ли его держать не на полу, а на… стене? Это было бы очень удобно: не мешает — и всегда под рукой. Вот два варианта такого настенного стола.

Первый — самый простой. Он состоит из одной столешницы, прикрепленной на петлях к горизонтальному бруску на стене. В сложенном, а вернее — опущенном виде такой стол воспринимается как декоративная панель, особенно если его верхняя, лицевая, поверхность будет красиво отделана. Этого несложно добиться, будь у вас даже самые «скромные» материалы. Скажем, можно собрать щит из тонких досок или планок, а сверху покрыть его листом фанеры, подобрав красивую, узорчатую фактуру поверхностного слоя. Отшлифовав такую столешницу мелкой шкуркой, покройте ее лаком — мебельным, паркетным. Если их нет под рукой, а имеется эпоксидная смола — можно и ее нанести тонким слоем, а сверху аккуратно, без пузырьков прикатать полиэтиленовую пленку. Когда смола отвердеет — пленка легко отстанет, а поверхность под ней будет как полированная.

Но проще изготовить столешницу из древесностружечной плиты (ДСП). Ее поверхность, конечно, сама по себе не такая выигрышная в декоративном смысле, как у фанеры. Но и она станет привлекательной, если перед лакированием ее тонировать, скажем, цветной тушью, или оклеить шпоном ценных пород дерева, или покрыть листом белого или цветного слоистого пластика, использовав для этой цели бывающий в продаже клей бустилат, казеиновый, столярный, ПВА.

Настенный стол: слева в сложенном виде; справа в рабочем положении.

Настенный стол: слева в сложенном виде; справа в рабочем положении.

Размеры столешницы будут зависеть от выделяемого ей места и количественного состава семьи. А вот уровень подвески, подобно высоте обычного стола, рекомендуется выбирать в пределах 75—85 мм. В качестве петли для подвески к бруску лучше воспользоваться так называемой рояльной. На такую же можно установить и поворотные кронштейны, удерживающие столешницу в горизонтальном положении. Все бруски — столешницы и кронштейнов — нужно крепить к стене шурупами, ввинчивая их в деревянные пробки. Как шурупы, так и сами пробки при установке необходимо смазывать каким-либо клеем: будут держаться надежнее.

Второй вариант настенного стола несколько сложнее. Здесь столешница объединена с полкой для посуды или кухонной утвари. Конструкция и система подвески их понятны из рисунка. Когда такой «комбайн» складывается, мы видим только полку, висящую на стене. Но вот мы начинаем ее осторожно опускать — и полка становится на пол, служа удобной и прочной опорой для принявшей горизонтальное положение столешницы.

Полка-стол.

Полка-стол.

В качестве материала для всей конструкции лучше использовать нетолстую древесностружечную плиту с декоративным покрытием; возможно также применение подходящей по толщине фанеры, тонких досок. И столешница и полка будут практичны и красивы, даже если их просто покрасить нитроэмалью ярких оттенков.

Такой убирающийся стол удобен для семьи из двух-трех человек.

ГАРМОШКА, ЧТОБЫ… СИДЕТЬ

Однако недостаточно решить проблему убирающегося стола — ведь остаются еще стулья. Даже получившие в последнее время распространение небольшие табуретки с отвинчивающимися ножками не меняют дела; не будешь же каждый раз их собирать, разбирать. Значит, будут занимать ту самую площадь, что отвоевана у стола?

Нет. Их тоже можно сделать настенными. Взгляните на рисунок. Такая «гармошка» в сложенном виде прижата к стене и, подобно откидывающемуся столу, смотрится как единая панель. Но вот вы поднимаете наружные сложенные плоскости, выдвигаете из-под них и растягиваете, словно детскую книжку-раскладушку, соединенные в ребрах вертикальные щиты; опускаете на них тоже разложенные горизонтальные крышки — и получаете импровизированную банкетку. Такая скамеечка, протянувшаяся вдоль стола, способна заменять две-три табуретки. Плоскости, служащие сиденьями, сверху могут быть мягкими: тонкий слой поролона, обтянутый тканью.

Раздвижная конструкция настенной скамьи.

Раздвижная конструкция настенной скамьи.

 

И горизонтальные, и вертикальные щиты имеют одинаковые размеры: 300 X 450 мм; соединения — петлевые. Материал для щитов — фанера толщиной 10—12 мм.

Эта конструкция интересна еще и тем, что является, в сущности, универсальной: по ее образцу нетрудно изготовить и раздвижной настенный …стол. Стоит лишь внести соответствующие коррективы в размеры заготовок.

В этом случае получаем оригинальный столовый гарнитур из трех настенных предметов. Отделка их поверхности, так же как в предыдущем случае, может быть самой разной: от окраски нитроэмалями двух-трех цветов до фанерования и покрытия лаком. Для облегчения вертикальных щитов-стоек в них выпиливается по круглому отверстию, нисколько не снижающему практически их прочности. Величина максимальной раздвижки опорной «гармошки» задается каким-либо прочным шнуром, продернутым через каждый щит и зафиксированным за ним узлом.

РАЗ, ДВА, ТРИ — ГОТОВО!

Этот небольшой столик-тумбочка действительно всего из трех деталей. Собирается и разбирается он за несколько секунд.

Два щита-основания размером 760 X 600 мм имеют посредине вырез на половину высоты, ширина его равна толщине щита. Вдвинув один щит в другой, получаем крестообразное основание — своеобразные ножки столика. На них сверху накладывается третья деталь — круглая крышка Ø 600 мм, имеющая снизу 8 попарно и крестообразно расположенных бобышек-ограничителей: они «обхватывают» верхние торцы щитов основания и не дают крышке сдвигаться.

Стол-тумбочка.

Для изготовления такого столика можно использовать фанеру толщиной 12 мм или древесностружечную плиту; в последнем случае в щитах основания целесообразно сделать фигурные вырезы — для облегчения.

Столик-тумбочку необязательно отделывать: достаточно накрыть его свисающей до пола яркой тканью. Благодаря удобной форме такой декоративный столик хорошо вписывается в угол кухни. На него можно поставить вазу с цветами, корзинку с фруктами.

ШТЫРЕВАЯ СУШИЛКА

Если среди подвесных шкафов нет секции для сушки посуды, а для настенных решетчатых сушилок (кстати, заметно портящих вид кухни) не осталось места, можно самим изготовить простую и удобную деревянную «вешалку» для посуды.

Аккуратно выполненная и тщательно отделанная, она разместится рядом с мойкой на разделочном столе и не займет много места. При необходимости она после сушки может быть подвешена, подобно кухонным доскам, или разобрана и сложена в плоский пакет.

Отрезок доски, два бруска той же длины, 18—20 карандашиков-палочек — вот и все заготовки к такой сушилке. Просверлите в брусках и доске-основании соответствующее количество отверстий, вставьте в них палочки — сборка закончена. Максимальное расстояние между брусками, служащими боковыми упорами для кромок посуды, будут диктовать самые маленькие из имеющихся у вас тарелок или блюдец; а между палочками каждого ряда — наоборот, самые большие, глубокие миски. По сравнению с серийными сушилками у этой есть еще одно важное преимущество: на ней удобно размещаются даже стаканы и чашки, надетые в перевернутом виде на штыри.

Сушилка для посуды.

На доску-основание в промежутке между брусками надо постелить соответствующий по размерам лист полиэтиленовой пленки — на нее будет стекать вода с посуды. Для защиты от влаги можно также покрыть все детали мебельным нитролаком — он не боится воды, а фактура дерева под ним «проявится», заиграет.

Необязательно скреплять части сушилки с помощью клея или иным способом: конструкция и так достаточно прочна, зато сохраняется возможность, если нужно, разобрать ее и сложить детали в стол или в шкаф.

Рекомендуем почитать

  • «ЩЕЛЕВАЯ» ЛОПАТА«ЩЕЛЕВАЯ» ЛОПАТА
    Для владельцев садовых или дачных участков ее можно сделать из обычной дюралюминиевой или стальной трубы. Показанная на рисунке «копалка» пригодится для рытья узких и глубоких траншей во...
  • ПЕРЕПЛЕТНОЕ ДЕЛОПЕРЕПЛЕТНОЕ ДЕЛО
    С момента своего возникновения переплет рассматривался как важное товарное свойство печатной продукции, как неотъемлемый критерий ее оценки. Являясь по существу «одеждой»,...
Тут можете оценить работу автора: