(Окончание. Начало см. в № 1). В прошлый раз мы рассказывали об электропроигрывателе и усилителе стереофонического цветомузыкального комплекса. Сегодня речь пойдет о его «цветоакустическом» оснащении.
ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТАВКИ собраны по схеме, показанной на рисунке 1. Применение предварительного усилителя на транзисторе Т1 позволило отказаться от входного трансформатора и уменьшить габариты конструкции.
Частотное разделение производится с помощью двойных Т-фильтров, включенных между базами и коллекторами транзисторов Т2 — Т4. Соответствие между цветом и резонансными частотами следующее: красный — 100 Гц, зеленый — 1000 Гц, желтый — 5000 Гц.
Рис. 1. Схема цветомузыкальной приставки:
резисторы R1, R4, R11, R18 — СПО-0,5: R25 — проволочный; R9, R10, R16, R17, R23, R24 — МЛТ-0,5; остальные резисторы — ВС-0,125; конденсаторы Cl, С2, С18—К50-6, С3, С8, С13, С7, С12, С17, С9, СП — МБМ, С10, С14—С16—КДК, С4 — С6 — КЛС.
Приставки смонтированы в двух корпусах размерами 310X120X200 мм. Своеобразное исполнение зеркального рефлектора и экрана позволяет при малом количестве лампочек получить хороший цветомузыкальный эффект.
Экраны приставок выполнены из прозрачного оргстекла. Лист оргстекла делят на квадраты со стороной 5 мм. Затем сверлом Ø 5 мм делают углубления на половину толщины листа (рис. 2). Всю поверхность экрана покрывают нитролаком НЦ222.
Параболические рефлекторы для лампочек изготовляют из папье-маше и оклеивают изнутри осколками зеркала. Шесть лампочек располагают в центре рефлектора, а остальные три — по периметру (рис. 3).
Рис. 2. Так располагаются углубления на экране приставки.
Рис. 3. Конструкция рефлектора.
Лампочки Л1—Л9 окрашивают лаком НЦ222 с примесью цветных паст для шариковых авторучек.
Переменные резисторы: R1 — регулятор уровня входа, R4, R11, R18 — регуляторы цветности, а также переключатель пределов яркости В2 — выведены на задние стенки корпусов.
Наладка цветомузыкальных приставок сводится к установке режимов тиристоров. Подбирая резисторы R10, R10, R24, нужно добиться, чтобы тиристоры не открывались самопроизвольно, но и не были закрыты слишком «плотно».
Все лампочки, использованные в приставках, рассчитаны на 6,3 в, но включены на повышенное напряжение. Такой режим себя оправдывает, поскольку яркость свечения возрастает, а срок службы лампочек остается достаточно длительным — семь и более месяцев.
Обмотки трансформатора Тр2 наматываются на сердечник от трансформатора проигрывателя «Молодежный». Обмотка I содержит 520 витков ПЭЛ 0,25, II — 700 витков ПЭЛ 0,31, III — 74 витка ПЭЛ 1,07.
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ мощностью 4 вт каждая имеют по два динамика 2ГД-19М (рис. 4). Для улучшения воспроизведения низких и высоких частот в схему введены LC фильтры. Кроме того, диффузор динамика Гр1 пропитывают вазелиновым маслом.
Катушка L1, намотанная на сердечнике КД-ТД-8, содержит 200 витков провода ПЭЛ-0,39.
Рис. 4. Схема четырехваттной акустической системы.
Рис. 5. Эскиз акустической колонки.
Рис. 6. Схема десятиваттной акустической системы.
Акустические колонки изготавливают из фанеры толщиной 8 мм или древесностружечных плит (рис. 5). Боковые стенки колонок отделывают шпоном ценных пород древесины, а затем покрывают несколькими слоями лака НЦ228. Окончательно отлакированные поверхности шлифуют наждачной бумагой и полируют пастой № 290.
Лицевые панели колонок оклеивают декоративной тканью. Задние стенки — съемные. Их можно изготовить из прессованного картона. Для придания звуку большей «сочности» объем колонок желательно заполнить каким-либо звукопоглощающим материалом (поролоном, ватой и т. д.).
При использовании максимальной выходной мощности усилителя необходимо применить более мощные и широкополосные колонки. Вариант такой акустической системы изображен на рисунке 6.
А. КАТАСОВ, учащийся 10-го класса, школы № 62, Москвы