СЕКРЕТЫ «СТЕРЕО»

СЕКРЕТЫ «СТЕРЕО»ТАМ, ЗА ЗЕНИЦЕП ОКА. Наше зрение — природный стереофотоаппарат: изображение одного и того же предмета на сетчатке глаз различно, так как каждое «око» видит предмет под другим углом. И только в головном мозге сигналы с сетчатки от этих разных изображений перерабатываются в одну объемно-пространственную картину.

Эта картина будет четкой лишь при соблюдении следующих условий (см. рис. 1). Рассматривая предмет А в пространстве, мы получаем изображение А1, которое возникает в правом и левом глазах на так называемой центральной ямке сетчатки — примерно в середине желтого пятна, где острота зрения максимальна.

При рассматривании более отдаленного предмета В его изображение Б1 на сетчатке правого глаза совпадает с центральной ямкой, а в левом несколько смещено (расстояние А1Б1). Если такое смещение, или диспаратность, невелико, то возникает ощущение пространственной удаленности предмета Б от А, или стереоэффект.

Однако при большой диспаратности стереоэффект нарушается, возникает двоение. Наблюдение в этом случае становится трудные, утомительным или даже невозможным. Установлено практикой, что допустимая диспаратность, при которой полностью сохраняется удобство наблюдения стереоэффекта, определяется углом α, величина которого не должна превосходить 70′,

Это очень важное условие стереоскопии, не имеющее места в обычной фотографии. Из него вытекает ряд специфических требований к стереосъемке, к которым мы еще вернемся специально. Пока же ограничимся следующим общим замечанием.

В обычной фотографии мы вправе выбирать при съемке сюжет любой протяженности в глубину, варьировать резкость отдельных планов будущей фотокартины. При создании стереопары у фотографа нет такой свободы: он обязан знать и помнить о предельно допустимой величине α=70′. Как показывает практика, для подавляющего большинства стереоизображений необходима резкость на всю глубину снимаемого пространства. Причем зона максимального стереоэффекта при съемке расположена примерно от 3,2 до 11 метров.

СТЕРЕОСЪЕМКА ОБЫЧНЫМ ФОТОАППАРАТОМ.

Поскольку для стереопары нужно два кадра, то обычным фотоаппаратом можно снимать лишь неподвижные объекты: пейзажи, архитектурные ансамбли, портреты. Несмотря на эти ограничения, такая съемка очень интересна и открывает большие творческие возможности.

Стереосъемку обычным фотоаппаратом можно вести «с рук» (см. № 8 за 1973 год). Особенно удобны для этого зеркальные фотокамеры: у них на зеркале или стекле шахты видоискателя можно нанести линии, ограничивающие кадр размером 24X30 мм.

Когда по условиям съемки требуется длительная выдержка, пользуются штативами или применяют специальные портативные приспособления: шнур или цепь, короткую штангу-трубку, на конце которых штативный винт, завинчиваемый в гнездо фотоаппарата. Наступив, на шнур и натянув его, увеличим устойчивость при съемке. Той же цели служит и трубка, конец которой упирают на груди в особое гнездо в кожаной петле, надетой на шею.

СЕКРЕТЫ «СТЕРЕО»

Наиболее совершенные стереоснимки можно получать, если применять хорошие устойчивые штативы и специальные устройства для установки необходимого съемочного базиса.

Удобное в работе устройство показано на рисунке 2. Основание 1, укрепляемое на штативе с помощью планки 2, в которой сделано отверстие под штативный винт, согнуто 113 листового дюралюминия. Опорная площадка 3, па которой через отверстие кренится фотоаппарат с помощью винта штатива, подобна конструкции основания и соединена с ним при помощи четырех шарнирных планок 4. Шарнирные соединения 5 представляют собой винты М3 и М4 необходимой длины с гайками. Рекомендуется проделывать отверстия в шарнирных планках одновременно, что повысит соответствие расстояний между отверстиями, которые должны быть равны половине съемочного базиса.

Наиболее совершенное приспособление с переменным стереобазисом для съемки любым обычным фотоаппаратом показано на рисунке 3. Оно состоит из площадки 1 для крепления фотоаппарата с помощью штативного винта 2. Основание состоит из угольника 7 размером 20X20X2 и длиной 150 мм и двух щек 8, приклепанных заклепками к угольнику. На этом же угольнике укреплена линейка 6 с миллиметровыми делениями, а также угольник 5 с отверстием под штативный винт. Угольник крепится к основанию при помощи заклепок. Между щек укреплена труба 9, которая служит направляющей для площадки 1. Труба должна иметь гладкую и ровную поверхность, а площадка — плавно, без люфтов двигаться вдоль трубы. К площадке снизу приклепана пружинная планка 4 через прокладку 3. Все устройство следует зачистить и окрасить эмалевой краской, за исключением тех поверхностей, по которым скользит площадка. Для крепления фотоаппарата на приспособлении можно использовать переходной винт-гайку, выпускаемый промышленностью и имеющийся в продаже.

Н. ХАЛДИН

Рекомендуем почитать

  • ПОСЛЕДНИЕ «АРТИЛЛЕРИСТЫ» ЗАПАДАПОСЛЕДНИЕ «АРТИЛЛЕРИСТЫ» ЗАПАДА
    Термином «кораблестроительные каникулы» по сложившейся традиции именуют десятилетие, последовавшее за Вашингтонской конференцией 1922 года. Однако это вряд ли справедливо: ведь именно в...
  • РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТАРЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА
    Нестабильность напряжения в районных линиях электропередач, к сожалению, не столь уж редка. Особенно в период сильных ветров, когда провода воздушных ЛЭП-0,4 могут перехлестываться....
Тут можете оценить работу автора: