РЕМЕСЛО И ИСКУССТВО

РЕМЕСЛО И ИСКУССТВО

Принято считать, что театр начинается с вешалки. Но, согласитесь, входя в любой дом, будь то роскошные апартаменты в престижном районе, малогабаритная «двушка» в типовой пятиэтажке, дачный домик или юрта кочевника, чтобы оказаться в жилом помещении, нужно миновать прихожую. Где-то это огромный холл, размером с баскетбольную площадку, а где-то лишь доска на стене с набитыми в нее гвоздями. Это как граница или обязательный «очистительный шлюз», стоящий на пути между двумя различными мирами. Снаружи находятся работа, заботы, проблемы и шумное многолюдие, а с другой стороны — семья, дети, уют и тихое спокойствие. Перешагнул порог, снял верхнюю одежду и сунул ноги в теплые тапочки — все, ты в милом доме! Но, несмотря на то, что в этой функциональной зоне по сравнению с другими (однозначные лидеры здесь кухня-столовая и спальня) мы проводим менее всего своего времени, ее облик и удобство с первых шагов и минут задают основы этого самого домашнего уюта. Да и характеризуют хозяев в глазах гостей, что тоже немаловажно. Ведь, действительно, «все начинается с вешалки», а поэтому, занимаясь обустройством своего семейного гнезда и прикладывая усилия по организации его основной территории комфорта, не забывайте и о прихожей.

Можно, конечно, приобрести готовый гарнитур с вешалками для верхней одежды в магазине, а можно изготовить его и своими руками, взяв наши идеи и чертежи в качестве основы. Причем их несложно трансформировать непосредственно под свои конкретные условия, учитывая не только размеры и планировку помещения, но и состав семьи: количество детей, наличие в ней пожилых людей и т.п. Такая мебель будет в разы удобнее и «душевнее» покупной, а обойдется она значительно дешевле.

КАЖДОМУ ПО ВЕШАЛКЕ

Концепцию и архитектуру этой прихожей можно отнести к разряду традиционных, даже классических. Это открытый шкаф, собранный из брусков и реек. При всей своей кажущейся ажурности здесь найдется место для верхней одежды семьи из трех-пяти человек. Сверху есть полка для головных уборов. На задней стенке предусмотрены два ряда разноуровневых вешалок — взрослая и детская. При этом куртки и ветровки можно хранить, подвесив за петельки, а пальто или плащи — на «плечиках», зацепленных за рейки на верхней полке. В нижней части находится обувная полка. Она расположена над полом с зазором, что позволяет легко поддерживать чистоту и порядок, не затрудняя процесса уборки.

Сборочный чертеж: 1 - стойка (4 шт.), 2 - горизонтальная деталь боковины (6 шт.), 3 - вертикальная деталь боковины (8 шт.), 4 - поперечный элемент каркаса (3 шт.), 5 — поперечный элемент каркаса (3 шт.), 6 - деталь полки (18 шт.), 7 - вертикальная деталь рамы зеркала (2 шт.), 8 - горизонтальная деталь рамы зеркала (2 шт.), 9 - зеркало, 10 - задняя стенка зеркала
Сборочный чертеж: 1 — стойка (4 шт.), 2 — горизонтальная деталь боковины (6 шт.), 3 — вертикальная деталь боковины (8 шт.), 4 — поперечный элемент каркаса (3 шт.), 5 — поперечный элемент каркаса (3 шт.), 6 — деталь полки (18 шт.), 7 — вертикальная деталь рамы зеркала (2 шт.), 8 — горизонтальная деталь рамы зеркала (2 шт.), 9 — зеркало, 10 — задняя стенка зеркала
Вешалка
Вешалка

СПЕЦИФИКАЦИЯ

№ деталиНазвание элементаКоличествоРазмеры заготовки, мм
IСтойка41900x38x38
2Горизонтальная деталь боковины6264x100x27
3Вертикальная деталь боковины8730x38x18
4Поперечный элемент каркаса3820x38x27
5Поперечный элемент каркаса3820x100x27
6Деталь полки18275x27x18
7Вертикальная деталь рамы зеркала21700x38x38
8Горизонтальная деталь рамы зеркала2464x80x27
9Зеркало11497x461x4
10Задняя стенка зеркала (фанера)21500x464x12

В конструкции используются самые обычные пиломатериалы (размеры деталей см. в спецификации) — такие можно найти на любом строительном рынке, пилораме или в магазине типа «Сделай сам». Следите только за их прямолинейностью и отбраковывайте заготовки с большим количеством сучков. Впрочем, так как данное изделие не предполагает использование вне помещения, то, проявив долю фантазии, эти дефекты можно обыграть финишной отделкой (покрыть прозрачным лаком, например), что подчеркнет его натуральность, экологичность и авторскую эксклюзивность.

Из инструментов понадобятся дисковая пила, электродрель и шлифмашинка. При наличии определенной практики несложно обойтись обычной ручной пилой. Но обратите особое внимание на точность распилов и сверления отверстий — для этих операций желательно использовать стусло и хотя бы простейшие кондукторы из фанеры или толстого картона. Кстати, взгляните на сборочный чертеж: элементов довольно много, но все соединения однотипные — на мебельных шкантах с промазкой стыков клеем. При недостаточном опыте работы с деревом или отсутствия необходимых инструментов такой способ позволяет заказать раскрой заготовок в размер непосредственно при их покупке, исключив последующую трудоемкую подгонку по месту. Такие услуги сейчас предлагаются во многих магазинах. Стоит это недорого, зато все кромки и торцы, обработанные профессионалами на качественном оборудовании, будут гарантированно ровными и точными. Доставив комплект домой, останется лишь зашкурить при необходимости детали, снять фаски, разметить отверстия под шканты, просверлить их и собрать все воедино. Как детский конструктор. Справится любой, даже самый начинающий столяр.

Ну и какая же прихожая без зеркала! Его обрамление выполнено из таких же материалов, что и вешалка, а размеры поддерживают единое стилевое решение. Само зеркало придется заказать в мастерской, конечно, а закрепить его можно либо аккуратными штапиками по внутреннему контуру рамы, либо приклеить к элементам задней стенки на эпоксидном клее — такая технология при производстве мебели сегодня широко используются.

БРУТАЛЬНО И КРАСИВО

А это изделие совсем не похоже на предыдущее, но от этого оно не менее интересно. Тем более, что у его прототипа есть… собственная история, уходящая аж к началу прошлого века! В «М-К» №10 за 2017 г. был опубликован материал о том, как сделать необычное кресло — реплику знаменитого «сине-красного стула» работы голландского архитектора Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, 1888 — 1964). Оригинал, созданный им в 1918 году, находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке и сейчас это один из наиболее узнаваемых предметов современного мебельного дизайна. До такого высоко уровня «простая вешалка» не дотягивает, возможно, однако к ней тоже приложил руку талантливый мастер.

Им был Густав Стикли (Gustav Stickley, 1858 — 1942) — американский архитектор и дизайнер-мебельщик, и эта его работа, появившаяся на свет в период между 1900 и 1910 годами, вошла в каталоги как модель № 53 Costumer («Костюмер»), Основными принципами, которыми руководствовался Стикли в своем творчестве, были простота, правда и честность. А главным его достижением считается создание собственного стиля, получившего название Craftsman («Ремесленник»). Одной из характерных черт этого направления в архитектуре было создание недорогих, часто одноэтажных построек, рассчитанных на одну семью. Вопрос бюджетности жилья, то есть практическая сторона проектов, стоимость которых не имела права превышать определенную оговоренную сумму (как правило, от 2000 до 6000 долларов, доступных людям среднего класса), была для Стикли не менее важной, чем эстетика и стилистика. Такой подход принес ему и коммерческий успех, и популярность.

Вешалка по мотивам «Костюмера» работы дизайнера Густава Стикли
Вешалка по мотивам «Костюмера» работы дизайнера Густава Стикли
Другие варианты вешалок, изготовленных Стикли: с увеличенными перекладинами и одностоечная
Другие варианты вешалок, изготовленных Стикли: с увеличенными перекладинами и одностоечная

В 1901 году Стикли основал журнал The Craftsman, выпускавшийся до 1916 года. На его страницах печатались материалы о направлениях дизайна и ремесла, а также подробные проекты для самостоятельной постройки недорогих домов, бунгало и их оборудованию. Этакий «Клуб домашних мастеров» более чем столетней давности.

Еще одно важное направление в деятельности компании United Crafts («Объединение ремесленников»), созданной Стикли, было проектирование и производство собственной мебели. Изготовленная поначалу в основном из дуба, а затем из красного дерева и серебристого клена, она выделялась среди прочих брутальностью, даже некой грубостью, но также простотой и функциональностью. Имея зачастую нарочито упрощенную конструкцию, использующую только прямые геометрические формы и лишенную всякого декора викторианского стиля, она снискала как высокую оценку у дизайнеров, так и популярность среди обычных пользователей. Целью художника было «создавать мебель, в которой конструкции и материалы гармонично сочетались бы друг с другом». Что и было успешно реализовано. А придуманные им технологии удачно объединяли ручное творчество и машинное производство. Одним из типичных представителей такой мебели по праву можно считать вешалку «Костюмер».

Сборочный чертеж: 1 - деталь стойки (4 шт.), 2 - опора (2 шт.), 3 - шкант фиксирующий (6 шт.), 4 - поперечина (2 шт.), 5 - шкант усиливающий (2 шт.)
Сборочный чертеж: 1 — деталь стойки (4 шт.), 2 — опора (2 шт.), 3 — шкант фиксирующий (6 шт.), 4 — поперечина (2 шт.), 5 — шкант усиливающий (2 шт.)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

№ деталиНазвание элементаКоличествоРазмеры заготовки, мм
1Деталь стойки41800x50x25
2Опора2560x200x40
3Шкант650×12
4Поперечина2340x140x25
5Шкант260×12

Если вы хотите изготовить точную копию этого изделия, то начать придется с поисков подходящих материалов. Лучше всего подойдут заготовки из дуба и красного дерева — получится вполне аутентично. Хотя… любой творец имеет право на эксперименты. Да и сам Густав Стикли выпустил несколько версий своей вешалки — от расширенной вдвое до суженной в одностоечную. Поэтому не заморачивайтесь особо и используйте то, что есть. А брутальности старого и дорогого дерева можно будет добиться финишной отделкой, «состарив» его, нанеся искусственную патину — таких составов сегодня выпускается довольно много. А вот конструкции и технологий изготовления основных элементов рекомендуется все-таки придерживаться, как это и было задумано мастером.

Начнем со стоек. Они должны быть идеально ровными и с идеальными же прямоугольными отверстиями для соединения с поперечинами. Сделать такие и не испортить заготовки без сноровки удастся не каждому. К тому же, это трудоемко и нетехнологично. Однако помните, какие принципы проповедовал Стикли? Симбиоз ручного творчества и машинного производства, то есть буквальное воплощение направления Arts & Crafts («Искусство и ремесло»). Поэтому каждая стойка «Костюмера» состоит из… двух деталей, склеенных продольно по всей длине, что позволит безо всяких хлопот выбрать в них нужные пазы (несколько поперечных пропилов узким ножовочным полотном и последующее удаление лишнего материала острой широкой стамеской, либо поможет «роутер»). Аналогично выполняются и места стыковки с ножками, но они открыты, и подобраться к ним не составит труда. Также как и обработать поперечины. Со стойками они соединяются на шкантах и клее.

НОЖКИ

Их отличительная черта — массивность, поэтому здесь обязательно нужна доска. И не тоньше «сороковки». В крайнем случае, склейка из двух досок под прессом и последующей обработкой их единым массивом. Сверлим по нанесенному контуру отверстия, грубо вырезаем ножовкой с крупным зубом и доводим начисто соответствующим инструментом ручного фрезера. Его же используем и для выборки углублений под стойки. И важное ноу-хау от автора этой конструкции. Чтобы усилить узел стыковки опор со стойками и исключить их «разбалтывание» со временем от косых нагрузок и усыхания древесины, он рекомендовал забить в ножки дополнительные технологические шканты из твердых пород. Имеет смысл воспользоваться советом.

Каркас «Костюмера» готов, обработайте его любым выбранным способом (лак, морилка или патина), установите стильную фурнитуру и… зовите гостей. Ведь, согласитесь, удобная прихожая со многими «крючками» нужна нам, чтобы повесить на них одежду пришедших друзей. А как иначе?

Рекомендуем почитать

  • JAGUAR MK II (1959 г.)JAGUAR MK II (1959 г.)
    Появлению английской фирмы Jaguar предшествовала созданная в 1922 году небольшая мастерская в городе Блэкпуле. Ее основатели — Вильям Лион и Вильям Валмсли назвали ее Swallow (Ласточка)...
  • ОТКИДЫВАЮЩИЕСЯ КРЕСЛАОТКИДЫВАЮЩИЕСЯ КРЕСЛА
    Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса...
Тут можете оценить работу автора: