В послевоенный период планы организации наших бронетанковых войск военные специалисты связывали в первую очередь с новейшим тяжёлым танком ИС-3. Серийно танк производился на Челябинском Кировском заводе в 1945-1946 гг. весьма быстрыми темпами. Так, летом 1945 г. их выпуск составлял, например, 250 единиц в месяц. Всего было изготовлено 2305 машин.
Однако уже в самом начале службы в войсках обнаружился целый ряд их принципиальных недостатков. Дело в том, что многие из механизмов и агрегатов ИС-3 оказались малопригодными для длительной эксплуатации в мирное время из-за весьма низкой надёжности. Видимо, сказывался расчёт на недолгую военную жизнь машин, длившуюся в боевых условиях всего несколько недель. Поэтому начиная с 1948 г. они стали подвергаться переделке и модернизации по программе устранения конструктивных недостатков на том же Кировском заводе в Челябинске.
Практически одновременно уже с начала 1945 г. в филиале Опытного завода № 100 при Ленинградском Кировском заводе под руководством главного конструктора Ж. Котина приступили к проектированию нового тяжёлого танка «образец 260», в котором предполагалось воплотить последние достижения отечественного танкостроения, связав их с опытом эксплуатации машин в боевых условиях.
Эскизное проектирование было выполнено в кратчайшие сроки, 9 сентября того же года Ж. Котин подписал рабочие чертежи первого образца. Масса машины предполагалась равной 65 т, длина с пушкой — 11,17 м, ширина — 3,44 м, высота по крыше — 2,6 м; вооружение -122-мм пушка с начальной скоростью снаряда около 1000 м/с, три 7,62-мм пулемёта ДТ (Дегтярёва танковый) и два 14,5-мм КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый). Планировалась установка двух дизельных двигателей В-16 общей мощностью 1200 л.с. с электрической трансмиссией. Корпус проектировался с большими углами наклона броневых листов, лобовая часть — трёхгранная, «щучий нос», как и у ИС-3, башня — литая приплюснутая. Топливные баки размещались в подмоторном фундаменте. Деревянный макет танка, построенный в натуральную величину, выглядел весьма компактным. Однако до воплощения в металле дело тогда не дошло.