Приборы-помощники

БЛОК ЭФФЕКТОВ ДЛЯ «СОЛО-ГИТАРЫ»

18.07.2014

БЛОК ЭФФЕКТОВ ДЛЯ «СОЛО-ГИТАРЫ»Прежде чем рассказать о работе прибора в целом, остановимся на одном из его составных элементов — преобразователе спектра электрического сигнала, или «FUZZ»-устройстве. Чтобы получить этот эффект, нужно обогатить исходный сигнал большим числом нечетных гармоник. Существует несколько способов, а соответственно и схем, для их достижения. Мы остановимся на преобразователе спектра, представляющем собой УНЧ с переусилением.

Простейшая схема «FUZZ»-устройства представлена на рисунке 1. Двухкаскадный УНЧ с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал по максимуму и минимуму. «Чистая» синусоида искажается. Повышается число нечетных гармоник. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов или синтезируя совершенно новые, «электронные» звуки.
 
Схема практически не требует наладки. Однако она имеет одну особенность: в ней должны использоваться транзисторы с В > 150.
 
Рис. 1.
Рис. 1.
 
Работу устройства лучше всего проверить с помощью звукового генератора и осциллографа. Для этого на вход схемы со звукового генератора подают синусоидальный сигнал величиной около 25 мВ. На базе транзистора V2 сигнал — близкий к прямоугольному, а на выходе он имеет вид (по осциллографу) неправильной искаженной синусоиды.
 
Подключив электрогитару через преобразователь спектра к усилителю, с помощью резистора R2 подбирают нужную длительность звука, следя за тем, чтобы он не обрывался, а затухал постепенно. Резисторами R6 и R7 уравнивают громкости «чистого» и преобразованного звучания.
 
Общая принципиальная схема приставки изображена на рисунке 2. Устройство собрано в корпусе, выполненном в форме ножной педали.
 
Рис. 2.
Рис. 2.
 
Схема приставки состоит из четырех отдельных функциональных блоков. На транзисторах V1 и V2 собран «FUZZ»-блок. Включают его тумблером S1. Резисторы R9 и R10 — регулятора громкости соответственно высоких и низких частот. В качестве катушек индуктивностей L1 и L2 можно взять универсальные головки от любого лампового магнитофона.
 
Устройство «вау» собрано на транзисторах V3 — V5 (см. «М-К» № 3, 1980 г.). Регулируемым элементом перестраиваемого RC фильтра служит переменный резистор R24 группы «В» (с логарифмической зависимостью сопротивления). Подстроенный резистор R11 ограничивает сигнал электрогитары до 45—50 мВ. Блок «вау» включен постоянно и приводится в действие ножной педалью (рис. 3).
 
Рис. 3.
Рис. 3.
 
На транзисторах V7, V8 и V9, V10 собрано два идентичных симметричных мультивибратора. Вырабатываемое ими переменное напряжение низкой частоты меняет с определенной периодичностью внутреннее сопротивление (переход коллектор-эмиттер) транзисторов V6 и V11. При помощи тумблера S2 каскад V6 подключают к выходу предварительного усилителя V3. Изменение внутреннего сопротивления транзистора V6 (частота задается потенциометром R29) приводит к периодическому изменению амплитуды сигнала с той же частотой. Это и есть амплитудное «вибрато». Подбором резистора R25 регулируют глубину модуляции.
 
Второй мультивибратор работает аналогично и служит для получения эффекта «вибрато» Т (тембровое). Блок включается тумблером S3 и управляется педалью. Переменным резистором R34 регулируют частоту, а R37 — глубину модуляции. Частота изменяется в пределах 3—15 Гц.
 
Следует учесть, что для получения определенного звукового эффекта транзисторы V7, V8 и V9, V10 должны иметь попарно одинаковый и достаточно высокий (В = 100) коэффициент усиления. Транзисторы V6 и V11 — кремниевые КТ208 или КТ209.
 
Если одновременно включить «вибрато» тембровое и «вибрато» амплитудное с частотой каждого генератора 10—12 Гц, с относительным разбросом обеих частот на 5—10%, можно получить эффект, воспринимаемый, как «летающий» звук.
 
Приставка смонтирована на двух печатных платах (см. рис. 4, 5), изготовленных из фольгированного стеклотекстолита или гетинакса толщиной 2 мм.
 
Рис. 4.
Рис. 4.
 
Рис. 5.
Рис. 5.
 
В. КЕЗИКОВ, г. Усть-Катав Челябинской обл.




Рекомендуем почитать
  • КОЛОНКИ НА СКОРУЮ РУКУ
    КОЛОНКИ НА СКОРУЮ РУКУСуществующие акустические системы (АС) мебельного типа в большинстве своем довольно громоздкие и дорогостоящие. Пользоваться ими при проверке и настройке аудиоаппаратуры неудобно. Да и в обыденной обстановке при прослушивании радиопередач и музыки предпочтение зачастую отдается более простым и доступным звуковым колонкам небольшой мощности, в том числе самодельным, изготовляемым из подручных материалов.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ VK FB


Нашли ошибку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter.