БЛОК ЭФФЕКТОВ ДЛЯ «СОЛО-ГИТАРЫ»

БЛОК ЭФФЕКТОВ ДЛЯ «СОЛО-ГИТАРЫ»Прежде чем рассказать о работе прибора в целом, остановимся на одном из его составных элементов — преобразователе спектра электрического сигнала, или «FUZZ»-устройстве. Чтобы получить этот эффект, нужно обогатить исходный сигнал большим числом нечетных гармоник. Существует несколько способов, а соответственно и схем, для их достижения. Мы остановимся на преобразователе спектра, представляющем собой УНЧ с переусилением.

Простейшая схема «FUZZ»-устройства представлена на рисунке 1. Двухкаскадный УНЧ с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал по максимуму и минимуму. «Чистая» синусоида искажается. Повышается число нечетных гармоник. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные оттенки, подражая «голосам» язычковых и смычковых инструментов или синтезируя совершенно новые, «электронные» звуки.

Схема практически не требует наладки. Однако она имеет одну особенность: в ней должны использоваться транзисторы с В > 150.

Рис. 1.

Рис. 1.

Работу устройства лучше всего проверить с помощью звукового генератора и осциллографа. Для этого на вход схемы со звукового генератора подают синусоидальный сигнал величиной около 25 мВ. На базе транзистора V2 сигнал — близкий к прямоугольному, а на выходе он имеет вид (по осциллографу) неправильной искаженной синусоиды.

Подключив электрогитару через преобразователь спектра к усилителю, с помощью резистора R2 подбирают нужную длительность звука, следя за тем, чтобы он не обрывался, а затухал постепенно. Резисторами R6 и R7 уравнивают громкости «чистого» и преобразованного звучания.

Общая принципиальная схема приставки изображена на рисунке 2. Устройство собрано в корпусе, выполненном в форме ножной педали.

Рис. 2.

Рис. 2.

Схема приставки состоит из четырех отдельных функциональных блоков. На транзисторах V1 и V2 собран «FUZZ»-блок. Включают его тумблером S1. Резисторы R9 и R10 — регулятора громкости соответственно высоких и низких частот. В качестве катушек индуктивностей L1 и L2 можно взять универсальные головки от любого лампового магнитофона.

Устройство «вау» собрано на транзисторах V3 — V5 (см. «М-К» № 3, 1980 г.). Регулируемым элементом перестраиваемого RC фильтра служит переменный резистор R24 группы «В» (с логарифмической зависимостью сопротивления). Подстроенный резистор R11 ограничивает сигнал электрогитары до 45—50 мВ. Блок «вау» включен постоянно и приводится в действие ножной педалью (рис. 3).

Рис. 3.

Рис. 3.

На транзисторах V7, V8 и V9, V10 собрано два идентичных симметричных мультивибратора. Вырабатываемое ими переменное напряжение низкой частоты меняет с определенной периодичностью внутреннее сопротивление (переход коллектор-эмиттер) транзисторов V6 и V11. При помощи тумблера S2 каскад V6 подключают к выходу предварительного усилителя V3. Изменение внутреннего сопротивления транзистора V6 (частота задается потенциометром R29) приводит к периодическому изменению амплитуды сигнала с той же частотой. Это и есть амплитудное «вибрато». Подбором резистора R25 регулируют глубину модуляции.

Второй мультивибратор работает аналогично и служит для получения эффекта «вибрато» Т (тембровое). Блок включается тумблером S3 и управляется педалью. Переменным резистором R34 регулируют частоту, а R37 — глубину модуляции. Частота изменяется в пределах 3—15 Гц.

Следует учесть, что для получения определенного звукового эффекта транзисторы V7, V8 и V9, V10 должны иметь попарно одинаковый и достаточно высокий (В = 100) коэффициент усиления. Транзисторы V6 и V11 — кремниевые КТ208 или КТ209.

Если одновременно включить «вибрато» тембровое и «вибрато» амплитудное с частотой каждого генератора 10—12 Гц, с относительным разбросом обеих частот на 5—10%, можно получить эффект, воспринимаемый, как «летающий» звук.

Приставка смонтирована на двух печатных платах (см. рис. 4, 5), изготовленных из фольгированного стеклотекстолита или гетинакса толщиной 2 мм.

Рис. 4.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 5.

В. КЕЗИКОВ, г. Усть-Катав Челябинской обл.

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1967-03МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1967-03
    В НОМЕРЕ: Растут ряды искателей (2); Куйбышевская зональная... (4); Большие проблемы маленьких конструкторов (4);...
  • Мужской костюм и его значение в современном миреМужской костюм и его значение в современном мире
    Мужской костюм — это не просто одежда, а важный элемент, который способен подчеркнуть статус, стиль и уверенность. В современном мире, где внешний вид играет ключевую роль, костюм мужской...
Тут можете оценить работу автора: