С чего же начинался картинг? Еще в 30-х годах очень популярными у американских мальчишек были соревнования на безмоторных тележках, движущихся по наклонным трассам. Какой-то шутник метко назвал их «гонками мыльных ящиков». И не без основания. Первые тележки и в самом деле имели вместо кузова деревянный ящик, к которому прикреплялись колеса, а вместо руля была веревка, соединенная с концами передней оси. Со временем «гонки мыльных ящиков» обрели ранг всеамериканских чемпионатов, на которых нередки стали хорошо сконструированные и тщательно сделанные безмоторные экипажи. Но название их жило еще долго.
В 1951 году у мальчишек из города Феникса возникла идея оснастить свои «мыльные ящики» бензиновыми моторчиками от газонокосилок мощностью в 3/4 лошадиной силы. От этого момента и зародился первый клуб самых маленьких автомобилей: «микромиджетс». Постепенно несущие кузова моторизованных «мыльных ящиков», ограничивающие доступ к двигателю я механизмам трансмиссии, были заменены тоской рамой, сваренной из труб или уголкового железа. Члены клуба разработали и первые технические требования, по которым длина машины 01раничнвалась 1,5 м, диаметр колес — 30 см, а масса после заправки не должна превышать 92 кг. На машинах обязательными были прочные защитные дуги позади сидений водителей, а каждый гонщик пристегивался ремнем безопасности.
Взрослые последовали примеру мальчишек лишь спустя пять лет. В 1956 году профессиональный гонщик Даффи Левингстон публично продемонстрировал на автодроме в Помоне карт, построенный автомехаником Артом Ингелсом. Видимо, новинка понравилась многим. Не только в Америке, но и во многих европейских странах в короткие сроки возникли сотни картинг-клубов. Многие фирмы стали заниматься производством картов и специальных двигателей для них, а газеты в то время сравнивали распространение картинга с эпидемией гриппа.
В Советском Союзе первое сообщение в печати о картинге появилось в конце 1960 года, а в январе 1961-го в перерыве между заездами мотогонщиков на льду московского стадиона имени В. И. Ленина зрители увидели два необычных маленьких автомобиля. Один из них под управлением Юрия Мелихова проехал почти целый круг. «Успехи» второго оказались еще скромнее. Не исключено, что они были самыми первыми отечественными картами. Вполне возможно, что в то же время в других городах уже рождались их будущие соперники. Во всяком случае, в мае 1961 года на первых соревнованиях в городе Вентспилсе стартовало уже 14 машии.
На протяжении короткой истории картинга и у нас и за рубежом конструкторы и спортсмены постоянно искали лучшие варианты рам, оптимальные размеры колес, наиболее эффективные системы тормозов, не говоря уже о постоянном совершенствовании двигателей. Например, рамы картов делались объемными (рис. 1) или, наоборот, плоскими, из стальных тонкостенных труб и даже из листового профиля, с закрытой либо открытой осью заднего моста.
А объективным судьей всех конструкторских удач и неудач были гонки. Лучшими оказывались машины, которые при небольших неровностях на гоночных дорожках и на поворотах всегда сохраняли контакт с дорожкой всеми четырьмя колесами. Желание добиться приспособляемости к поверхности дорожки, требующей определенной эластичности рам, привело к появлению на картах плоских рам с узкой передней частью, с открытой задней осью и специфической конструкцией переднего моста карта. На машинах с такими рамами одержаны почти все победы на чемпионатах мира и Европы. Поэтому большинство современных картов имеет именно такие рамы, которые отличаются лишь размерами, формой отбойников да элементами крепления колес и двигателей.
Долгое время велись поиски оптимальных размеров колес. На заре картинга спортсмены использовали самолетные «дутики» и колеса от мотороллеров. Но они не удовлетворяли главным требованиям: быть как можно легче и вместе с тем иметь достаточный контакт с дорогой. Практика подтвердила нецелесообразность увеличения диаметра шин за пределы 310 мм, и шины такого диаметра выпускаются сейчас специально для картов у нас и за рубежом. А вот ширина колес постоянно растет. Шины типа «Сликс», на которых, в частности, выступает сборная команда СССР, имеют ширину беговой дорожки около 20 см, то есть в два раза больше, чем у шин, которыми комплектуется большинство картов.
Рис. 1
Не менее важной задачей было и снижение общей массы машин. Первые, далеко не скоростные «микромиджетсы» с легкими моторчиками имели массу около 60 кг. На первом зимнем чемпионате СССР в гонках по льду в 1966 году больше половины машин были тяжелее 100 кг. Использование легированных сталей, алюминиевых сплавов и стеклопластика позволило строить карты с массой 50—65 кг (в зависимости от класса). Снижение массы иногда достигалось и конструкторскими путями. Так, например, у карта «Супер-Бумераиг» из стальных труб сделана только несущая часть рамы. На ней установлена стеклопластиковая конструкция, объединяющая в себе пол, анатомическое сиденье, площадку для двигателя и узел крепления рулевой колонки (рис. 2). Масса карта без двигателя составила всего 34 кг.
Немало изменений претерпели и тормоза. По примеру мотоциклетных конструкций на карты вначале ставили колодочные тормоза с приводом гибкими тросами. Однако с ростом скоростей эффективность таких тормозов оказалась недостаточной. Кроме того, механический привод требовал постоянной регулировки равномерности тормозного усилия на колесах, а после проезда по лужам намокшие колодки нередко переставали тормозить. И тогда появились «всепогодные» легкие дисковые тормоза, а позднее — и гидравлический привод, обеспечивающий равномерное торможение всех колес и требующий меньшего усилия на педаль тормоза. Причем для повышения надежности тормозные системы стали делать двухконтурными, отдельно для передних и задних колес.
Рис. 2
Большим разнообразием конструкций отличаются двигатели картов. Однако и здесь определились общие направления. Вот некоторые из них: отношение хода поршня к диаметру цилиндра почти у всех двигателей не превышает единицу; на цилиндрах сильно развитое оребрение; вместо цепной моторной передачи — шестеренчатая.
Карбюраторы с центральной поплавковой камерой оказались менее чувствительными к изменениям уровня топлива на поворотах. Более надежным показало себя бесконтактное электронное зажигание. В I международном классе картов (без коробки передач) чаще всего используются двигатели с золотниковым газораспределением. В других классах появились двигатели с 5—6-ступенчатыми коробками передач. Широкое распространение у советских спортсменов в классе «Союзный» получили двигатели М-106 Минского мотовелозавода, во II международном классе — двигатели «Чезет» модели 934 чехословацкого производства. А вот с какой стороны удобнее устанавливать двигатель, единого мнения до сих пор нет. Двигатель карта не имеет принудительного охлаждения.