ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СТАРОЙ ТЕХНИКИ

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СТАРОЙ ТЕХНИКИВ Злата Праге на отвесном левом берегу полноводной Влтавы возвышается строгое серое здание. Это чехословацкий Народный технический музей — один из самых богатых музеев истории техники мира. В этом году ои отмечает свое 70-летие. На первых порах в экспозицию музея входили в основном экспонаты частных собраний: научные приборы, старинные часы. Затем появились первые паровозы, автомобили, аэропланы. Особенно активно экспозиция стала расти в послевоенные годы. Сегодня здесь хранится около миллиона экспонатов, многие из которых подарены советскими музеями.

Самым разнообразным темам посвящены 35 тысяч демонстрирующихся в залах экспонатов. Большой интерес вызывают собрания старинной и современной фото- и кинотехники, астрономические и измерительные приборы, часы, металлургическое оборудование Под музеем сделан тоннель длиной более 600 м, в котором можно ознакомиться с работой настоящей шахты: здесь представлено старинное и современное оборудование.

Однако наиболее громкую славу музей завоевал обширной коллекцией различных средств транспорта, о которых мы и хотим рассказать.

Итак, покинем узенькие улочки старого города, перейдем Влтаву по Швермову мосту, поднимемся по одной из извилистых тропинок прибрежного парка, откроем тяжелые двери и войдем в главный зал музея. Благодаря особой планировке здания мы попадаем сразу на уровень второго этажа — па своеобразную смотровую площадку. Отсюда открывается вид на обширный зал — главную экспозицию транспортной техники от первых старинных автомобилей и паровозов до макетов судов финикийцев и современных подводных лодок. Повсюду рисунки, схемы, старые фотографии.

Словно на параде выстроились древние автомобили и самоходные повозки, больше похожие на конные пролетки; прямо к нашим ногам откуда то снизу возносятся узкие и широкие, длинные и короткие трубы прапрадедов нынешних локомотивов, бегавших когда-то по железным дорогам Европы; рядом кареты

и мотоциклы, автомобильные и авиационные двигатели, коллекция труб и колес, различные части машин.

В дальнем конце зала живая история авиации: военные и пассажирские самолеты, первые вертолеты, ракеты.

А вверху, под стеклянным потолком, 20-метровой высоте словно парят первые хрупкие фанерные аэропланы и планеры, застыла гондола дирижабля, слегка покачивается корзина первого чехословацкого аэростата.

Этот необъятный зал (площадь 2000 м2!) — гордость музея. Здесь в периодически обновляемой экспозиции показывается около 40 старинных автомобилей, 14 мотоциклов, более 50 двигателей, несколько паровозов и вагонов, около 20 различных средств воздушного транспорта, и почти все в прекрасном состоянии. Большинство автомобилей, к примеру, готово прямо со своего стенда выехать на улицу и принять участие в пробегах старинных автомобилей, которые, кстати, нередко устраиваются в Чехословакии.

Паровой самоходный экипаж, построенный Йозефом Божеком в 1815 году.

Паровой самоходный экипаж, построенный Йозефом Божеком в 1815 году.

Первый чехословацкий гоночный автомобиль (1899 г.).

Первый чехословацкий гоночный автомобиль (1899 г.).

По некоторые экспонаты уже никогда не покинут стены музея. Это самые ценные исторические реликвии, «изюминки» экспозиции, составляющие национальную гордость страны.

Чтобы ближе познакомиться с одной из них, перенесемся на несколько минут на улицы Праги 1815 года. Они в тот погожий сентябрьский день были запружены восторженными горожанами, ставшими свидетелями первого выезда самоходного экипажа пражского механика Йозефа Божека. В течение многих лет он проводил опыты с паровыми двигателями в лаборатории Пражской политехнической шкоты под руководством известного в то время профессора Герстнера. Эксперименты увенчались созданием небольшого парового двигателя. Изобретатель установил его под днищем обычной телеги с высокими деревянными колесами. В передней ее части быля расположены паровой котел и сиденье для водителя, а сзади — двухместное кресло для отважившихся совершить путешествие на этом первом в Центральной Европе самоходном паровом экипаже. Сегодня копия машины красуется на самом видном месте главного зала музея. В зеркале, на котором она стоит, отражается вся немудреная механика чехословацкого предка современных автомобилей.

Самый старинный «живой» экспонат из автомобильного собрания музея — самоходная повозка 1893 года «Виктория» — одна из первых машин с двигателем внутреннего сгорания, созданных известным изобретателем Карлом Бенцем. Рядом с нею автомобиль «президент» — первый отечественный самоходный экипаж с бензиновым двигателем. Построен он был в 1897 году в небольшом североморавском городке Копрживнице, а колыбелью его стала каретная мастерская, которая переросла впоследствии в крупный автомобильный завод «Татра». Как похож этот первенец на простую карету! И это не случайно: легкий двухцилиндровый движок, закупленный в Германии, установлен… на обычной пролетке. Мощность мотора всего 5 л. с., но бензина расходовалось до 15 л на 100 км. На этой машине в 1898 году был совершен один из первых в мире больших пробегов — из родных Копрживниц машина совершила путь до Вены и обратно длиной в 300 км.

По тем временам — беспримерное путешествие, если учесть состояние дорог того времени. Весь путь был проделан со средней скоростью 17 км/ч. «Это была героическая поездка!» — записано в истории завода.

До недавнего времени этот экземпляр был единственным в ЧССР, и даже музей автомобильного завода «Татра» не обладал ни одним оригиналом машины, которую сам же выпускал каких-то 80 лет назад. Когда же решили построить точную копию специально для заводского музея, потребовался труд более 600 человек. Инженеры и рабочие, художники и резчики по дереву, реставраторы и другие специалисты предприятия трудились три года над машиной, которую в конце XIX века несколько механиков собирали в течение нескольких месяцев.

Экспозиция музея наглядно свидетельствует о том, какой неоценимый вклад в развитие автомобильной техники внесли конструкторы предприятия «Татра». Ими созданы автомобили с центральной трубчатой рамой, независимой подвеской всех колес и двигателем воздушного охлаждения. Некоторые из них установлены в пражском музее. Вот, например, легковой автомобиль «Татра-11» 1924 года — первый автомобиль с рамой-трубой и независимой подвеской задних колес, простенький и дешевый автомобильчик с 12-сильным двухцилиндровым движком воздушного охлаждения. Именно эта неприметная машина и стала прототипом ныне всемирно известной компоновки «татровских» автомобилей.

Рядом С «президентом» необычный и с виду какой-то незаконченный автомобиль без кузова. Это его родной брат, первый чехословацкий гоночный автомобиль, имевший двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л. с. Было построено всего два таких экземпляра, один из них по заказу барона Теодора фон Либига, который позволял себе баловаться модным тогда увлечением безлошадными экипажами н автомобильными соревнованиями. Барон весьма удачно участвовал на этой машине во многих европейских стартах в 1900—1902 годах и даже достиг рекордной по тем временам скорости — 112 км/ч. В 1965 году этот автомобиль вместе с «викторией» Бенца был куплен музеем у наследников барона и полностью отреставрирован.

Знаменитый гоночный автомобиль «Бугатти-51» — 1932 г.

Знаменитый гоночный автомобиль «Бугатти-51» — 1932 г.

Первый чехословацкий гоночный автомобиль — высокий двухместный экипаж с открытой «начинкой». Считалось, что такое исполнение позволит уменьшить аэродинамическое сопротивление, а также снизит массу. Двигатель рабочим объемом 4,25 л с горизонтальным расположением цилиндров установлен за сиденьем гонщика прямо на деревянной раме машины. Впереди на трубках водяного радиатора возвышалась единственная фара. Сбоку примостилось маленькое дополнительное сиденье механика: ведь 80 лет назад, чтобы уверенно вести гоночную машину, только двух рук водителя не хватало. Сегодня, сидя внутри комфортабельного легкового автомобиля, несущегося с такой же скоростью, уже трудно представить, как гонщик умудрялся удержаться на этом высоком и неуютном экипаже, да еще и ставить головокружительные по точу времени рекорды.

Невозможно описать все экспонаты, выставленные в главном зале музея. Это живая автомобильная история, причем не только Чехословакии. Многие из автомобилей принимали участие в крупнейших международных гонках и пробегах или просто возили пассажиров по булыжным мостовым; исколесили полмира или вообще не выходили из заводской лаборатории. Бок о бок стоят свидетели становления чехословацкой автомобильной промышленности: первые автомобили «Лаурин и Клемент», которые получили потом марку «Шкода», примитивно-утилитарные и комфортабельные «татры» и не менее трудолюбивые «Праги», такие совсем редкие представители чехословацкого автостроения прошлого, как автомобили «вальтер» и «виков», автомобили-малютки «аэро». А рядом старинные машины других стран: «репо» и «бенц», «де дион-бутон» и «мерседес», первый американский «олдсмобил» и паровой «уайт».

Весьма интересна история другой музейной «изюминки» — серебристой гоночной машины «Бугатти-51», которая смотрится и сегодня как новенькая (ее максимальная скорость достигала 230 км/ч). А ведь лишь в 1956 году машина, вернее только ее шасси, была найдена среди «древней» рухляди в сарае на окраине городка Градец Кралове. Поначалу даже предполагали, что это «Бугатти-52», но кропотливые исследования установили, что это шасси одной из самых редких машин легендарного семейства французской фирмы «Бугатти» — модель «51» выпуска 1932 года.

Произведено их было всего 40 штук, и каждая уже стала бесценной редкостью. Много пришлось потрудиться реставраторам: заново был сделан не только кузов, но и другие узлы, детали, органы управления. На машину вернулся реконструированный рядный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2,6 л, мощностью 180 л. с., с турбонагнетателем.

Здесь же, в экспозиции, один из первых в мире мотоциклов: трехколесный «де дион-бутон» 1898 года и первые чешские двухколесные машины «Лаурин н Клемент», рядом «прага», «вальтер», «пустка», первые «явы». Музей может похвастаться н тем, что имеет одни из первых в мире мотоциклов — немецкий «хильдебранд и вольфмюллер» 1893 года с полуторалитровым двигателем мощностью 2,5 л. с. или мотоцикл-уникум «бекамо», с рамой-трубой и подвеской переднего колеса на листовой рессоре.

По не только экспонатами из прошлого истории транспорта гордится музей. Здесь можно познакомиться с опытными и экспериментальными конструкциями транспортных средств, созданных в ЧССР в последние годы. В одном из уголков зала истории транспорта скромно пристроился необычный экипаж, похожий на фантастическое существо с блестящими лапами-ластами. Вот уже несколько лет посетители музея могут любоваться одним из самых необычных мире транспортных средств, изобретенным и построенным инженером Юлиусом Мацкерле. Это известный «ротопед» (см.: «М-К», 1978, № 7) — автомобиль-вездеход на четырех активных колесах уникальной конструкции, вызвавший в свое время сенсацию в автомобильном мире.

Иногда в музее этот «ротопед» заводят, и он, неуклюже вращая своими странными колесами, медленно движется по залу, изумляя посетителей. А на воле он может развивать скорость до 20 км/ч и преодолевать подъемы до 20°. Действительно необычное и простое решение колесного движителя. Недаром эта «изюминка» музея остается одним из самых любопытных изобретений в автомобилестроении за последние полвека.

Е. КОЧНЕВ, инженер

Тут можете оценить работу автора: