Их трое — трое братьев, одинаково беззаветно увлеченных творчеством. Не так уж и много успели сделать они в своей жизни, но то, что сделали, а вернее, то направление, которое они выбрали, видимо, во многом предопределит их дальнейшую жизнь, профессию.
Познакомился я с братьями Ухановыми, когда старшему едва минуло восемь лет. Впрочем, познакомился — слишком громко: просто мы оказались соседями — разделял нас лишь невысокий забор. Несколько раз замечал, что с уходом родителей мальчишек на работу в соседнем дворе начиналась какая-то удивительно активная жизнь: то доносились звуки пилы, то стук молотка, то повизгивание несмазанного коловорота. Иногда, правда, звуки эти прекращались, слышались пыхтение, возня. А порой все завершалось громогласным ревом.
Как-то, не выдержав, я поинтересовался причиной споров: оказалось, что они возникают в основном, когда ребята не могут поделить инструменты для работы.
Я поговорил с их отцом, и, судя по прекратившимся ссорам, положение нормализовалось: у каждого появился свой инструмент. Вскоре на ветлах над их домом повисли два новеньких скворечника, а перед калиткой появились столик и скамейка из свежеструганых досок. Все это было сделано так любовно и старательно, что вызывало симпатию к маленьким мастерам. Это чувство окрепло, когда позднее довелось близко узнать старшего из них, Володю. Учеником пятого класса он пришел ко мне на урок труда, в учебную мастерскую. За все годы у меня не было более внимательного и требовательного к себе и другим ученика. Во время объяснений он вслушивался, и не просто вслушивался — вдумывался в каждое слово, да и задание старался выполнить как можно тщательнее. Даже когда я хвалил его, он всегда замечал:
— А вот тут у меня получилось немного не по чертежу.
Вскоре Уханов-старший стал одним из самых активных членов кружка «Умелые руки». А когда через год в школе создали первичную организацию ВОИР, он записался в нее первым.
Среди воировцев объявили однажды конкурс на проект ручного культиватора для обработки пришкольного участка. Володя не бросился, как некоторые, сразу придумывать что-то сверхоригинальное. Он прежде всего пошел на машинный двор совхоза — посмотреть на настоящие культиваторы. Изучал, как они устроены, как взаимодействуют между собой отдельные узлы и детали. А потом уже с новых позиций понаблюдал за работой этих машин на совхозном поле.
Только потом взялся за проект. Находясь, видимо, под впечатлением разнообразия увиденных конструкций, он принес на одно из занятий несколько эскизов вполне работоспособных устройств. Один из них я рекомендовал Володе как основу будущего культиватора.
И наконец началось самое интересное — изготовление, наладка, подгонка деталей. Дело это оказалось совсем не простым, и Володя подобрал себе помощника — такого же, как он, мальчишку с зудящими от желания работать руками — Виктора Тугуза.
Вот и первый пробный «выезд в поле» — на пришкольный участок. Надо ли говорить, как волновались ребята! Будет ли действовать машина так, как предусмотрели конструкторы, или нет? Но тревоги оказались напрасными. Дело пошло! Остро заточенные, сверкающие лапы с глухим хрустом вонзались в землю, выворачивали спутанные корни сорняков, рыхлили почву. Многочисленные зрители и помощники, тесным полукружием обступившие самодельный агрегат, ликовали. И. я радовался — мои мальчишки выдержали: свой первый экзамен.
Правда, после восторгов наступило легкое разочарование: прекрасно работающую машину было все-таки весьма утомительно толкать по полю. Но нет худа без добра — это дало мне повод рассказать ребятам о теории обработки почвы, об ее сопротивлении в зависимости от формы, конструкции и угла заточки ножей. Урок не оказался напрасным: после него ручной культиватор значительно усовершенствовали. Работать с ним стало по силам даже пятиклассникам.
Успех воодушевил ребят, и вторая их работа — однорядная зерновая сеялка — была выполнена значительно быстрее и качественнее. Не отставали от Володи и Виктора и другие юные конструкторы — прихода весны в нашей школе поджидал практически полный комплект самодельных почвообрабатывающих механизмов. «Будем возделывать пришкольный участок новой техникой!» — решили ребята. А надо сказать, что наше школьное поле не маленькое — около двух гектаров. Весенние полевые работы превратились в своеобразный творческий отчет воировцев. На первый выезд нашей микро-МТС собрались ученики школы, родители, учителя. И машины не подвели!
За успехи в конструировании малогабаритной сельскохозяйственной техники Володя Уханов был утвержден участником ВДНХ СССР. Наверное, нет нужды говорить, как жалели мы, когда он, закончив восьмой класс, уехал в другой город, чтобы продолжить учебу в техникуме. Однако к тому времени в кружке заявил о себе второй Уханов — средний брат Юра.
То ли по примеру Володи, то ли руководствуясь собственными устремлениями (а скорее всего сыграло роль и то и другое), Юра, как говорят, с головой влез в воировскую работу, также взялся за проектирование малогабаритных сельскохозяйственных механизмов. Вместе с другими кружковцами он за сравнительно короткий срок сконструировал и изготовил на базе детских велосипедов и самокатов несколько культиваторов, колковых рыхлителей и других микроагрегатов.
Но вскоре такая несамоходная техника перестала удовлетворять воировцев. И это естественно — мальчишки вырастали, и им захотелось попробовать свои силы в более сложном и серьезном деле. Поэтому, когда на одном из заседаний технического совета ВОИР нашей школы Юра Уханов предложил построить колесный трактор, на котором могли бы работать даже ученики младших классов, все с восторгом поддержали его. И в первую очередь наш председатель техсовета Алик Чермит. Ему и Юре было поручено разработать компоновку трактора-малютки.
Скоро в мастерской появилась рама трактора. Постепенно она стала обрастать деталями и узлами: на ней появились колеса, капот, занял свое место двигатель…
А когда «Мурашек» (так назвали ребята свой трактор) был построен и Алик в первый же весенний день вывел’ его на школьный двор, занятия прервала вся вторая смена. Ребята с восхищением и завистью следили, как Алик, а йотом и Юра выписывали лихие «восьмерки».
Трактор вскоре отправили на ВДНХ СССР. В том же году его создателей удостоили дипломов лауреатов и медалей ВДНХ СССР. Вместе с Юрой и Аликом награды получили еще 22 воировца нашей школы.
Лето для Юры Уханова выдалось очень ответственным. Ему доверили руководство ученической производственной бригадой. Трудовые успехи школьников оказались столь впечатляющими, что юного бригадира представили к правительственной награде — медали «За трудовое отличие».
Ну а где же Вася — младший из Ухановых? Сегодня и он в кружке рядом с Юрой. Лучшего помощника нашим «тракторостроителям» и желать не приходится. Достаточно взгляда и характерного жеста, как Василий, точно опытная медсестра хирургу, вкладывает в руку брата нужный инструмент. или деталь. А уж если ему доверяли сделать что-то для трактора собственными руками, то счастливее Василия не было на свете человека.
Вот и вся история. Задумывалась она как рассказ о братьях Ухановых, а пришлось рассказать и о нашей школе, и о ребятах-воировцах, и об их работах. Впрочем, все закономерно: успехи братьев Ухановых в учебе, труде и творчестве — это общие успехи, общие достижения.
Каждый год на смену ушедшим из школы мальчишкам приходят новые, такие, как Вася, который (я, к примеру, не сомневаюсь) скоро займет место старших братьев, и воспитываются они на добрых традициях, сложившихся в школьной Организации ВОИР.
Н. ОБРЕЖА, учитель северской школы № 44, Краснодарский край