Разборные парусники завоевывают все большую популярность у любителей водного туризма. «Кораблик из рюкзака» сегодня можно встретить и на маленьких речушках, и в открытом море. И это понятно: растет число приверженцев паруса как экологически чистого движителя.
В последние годы промышленность начала выпускать разборные парусные суда. Однако эти конструкции способны удовлетворить лишь самых непритязательных туристов. Те же, для кого любовь к путешествиям под парусом переросла из увлечения в «образ жизни», конечно, предпочитают изготавливать свои суда самостоятельно. После окончания очередного летнего сезона, возвратясь из дальних походов, они собираются на Московском море, на свою традиционную «Осеннюю регату». И хотя море называется Московским, на его Парусный берег съезжаются не только москвичи. «Регата-89» собрала представителей Ленинграда, Ворошиловграда, Новосибирска, Латвийской ССР, Ташкента, Иванова, Калинина.
Регата в туристском понимании — не только гонки, а в первую очередь общение, обмен опытом путешествий и, конечно, вернисаж самоделок. Именно об этой, технической, стороне мы и постараемся рассказать.
Самый многочисленный класс на «Осенней регате-89» представляли надувные катамараны. Каких только не было конструкций: от самых маленьких «одиночек» с парусом в 2—3 м2 до гигантских мореходных катамаранов с площадью парусов до 40 м2. Как показала практика, наиболее удачные конструкции для туризма становятся своего рода монотипами. Такой представитель «классической» схемы—катамаран москвича В. Святенко. На баллонах диаметром 450 мм и длиной 5,5 м установлена палуба-трамплин размерами 2,2 на 3 м. За счет высоты шпангоутов палуба поднята на 300 мм над баллонами и не забрызгивается. Мачта высотой около 7 м несет грот площадью 7,5 м2, стаксель — 2,5 м2. Баллоны у катамарана — однокамерные.
Аналогичную конструкцию привезли из Химок В. Краснощеков и А. Буханов. Их катамаран отличается лишь формой носовых окончаний да схемой шпангоутов, которые гораздо технологичнее для изготовления в домашних условиях. Интересным дополнением к их судну был самодельный насос для подкачивания баллонов на ходу. Сделан он из обычной пластмассовой сантехнической трубы; поршень — из кружка кожи, зажатой между двух дюралевых пластин; шток — из обрезка пластиковой лыжной палки, а шланг взят от противогаза. Насос позволяет полностью накачать баллон объемом 800 л за 10 минут.
Другое наиболее удачное направление в любительском катамараностроении было представлено парусниками из Латвии. Имант Аргалис из колхоза «Накотне» привез с собой прогулочный катамаран весом всего 41 кг при длине 4,8 м и ширине по осям баллонов 1,6 м. Используемый парус — промышленного производства, от виндсерфера «Мустанг» площадью 5 м2. Баллоны из прорезиненного капрона, раскроены по самостоятельно рассчитанной выкройке. Шверт и руль сделаны профилированными из листового пластика. Оригинальность конструкции — отсутствие стоячего такелажа. Его заменяет подмачтовый стакан, расположенный на своеобразном пьедестале. Такая конструкция позволяет во время сильных порывов ветра беспрепятственно ставить парус во флюгерное положение, что увеличивает безопасность небольшого суденышка на воде.
Особый интерес участников регаты вызвали баллоны катамарана Н. Пивняка из Зеленограда. Их носовые части заканчиваются жесткими штевнями, образованными вклеенными в оболочку пластиковыми пластинами. Такая модернизация увеличивает скорость катамарана, не дает ему зарываться на волне.
Несмотря на количественный перевес катамаранов, достаточным вниманием пользовались на регате и тримараны. Большинство из них было сделано на базе серийных байдарок «Салют» и «Таймень» по распространенной схеме, с вооружением «Стриж-4,5». Типичным представителем этой когорты был тримаран 8. Гуськова.
Украшением Парусного берега стал надувной тримаран М. Мельникова из Москвы (фото вверху), который отличали продуманность конструкции и тщательность изготовления. Основу судна составляют центральный поплавок (с закрепленными на нем стрингерами) и одна мощная поперечная подмачтовая балка диаметром 100 мм, к концам которой крепятся вспомогательные поплавки — аутригеры. Жесткость конструкции обеспечивают тросовые растяжки. Интересная особенность стоячего такелажа — отсутствие обычного тросового штага. Вместо него Михаил установил дюралюминиевую трубу 50X1,5 мм, которая усилила мачту, позволила нести общую парусность до 13 м2, а также упростила систему вант и дала возможность отказаться от ахтерштага. В качестве стакселя использован парус типа «Стриж» с гиком-уишбоном. «Змей Горыныч», как окрестили на Парусном берегу это судно, при собственном весе 100 кг развивает скорость до 15 км/ч.
Заслуживающий внимания тримаран показал москвич Н. Нарицын. Центральный корпус представляет собой каркаснонадувную лодку длиной 5,4 м и шириной 80 см; внешне он напоминает по обводам байдарку, но с транцевой кормой. Сделан из прорезиненного капрона и снабжен поддувными бортами. Два поплавка-аутригера отнесены на 2 м от продольной оси судна. Мачта высотой 5,5 м сделана профилированной, с использованием пенопластовых накладок. Парусное вооружение площадью 10 м2. Вес конструкции 70 кг. Интересно, что этот тримаран Н. Нарицын построил вместе со школьниками: обладая врожденным педагогическим даром, он сплотил вокруг себя подростков, заразив и их любовью к парусу и дальним походам. Во время испытательных заездов их тримаран показал себя очень хорошо и после устранения выявленных недоделок сможет составить конкуренцию наиболее быстроходным судам.
Кстати, специалисты в области туристского судостроения прогнозируют в ближайшем будущем «бум» надувных тримаранов, как это было с катамаранами.
О классе «надувной лодки» мы расскажем на примере двух интересных судов. Появление первого из них прошло почти не замеченным, лишь немногие Подходили к ее конструктору и владельцу Александру Наумову, заинтересовавшись лодкой с шутливым названием «Авоська». А вот путешествия на ней совершены нешуточные: А. Наумов дважды в одиночку переплывал на «Авоське» Каспийское море. Ни много ни мало!
Другую оригинальную конструкцию представил на суд зрителей М. Колесников из Калинина. Взяв за основу отслуживший свой век надувной спасательный плот ПСН-10, он сделал достаточно мореходное, безопасное и удобное в управлении судно. Для этого у плота было срезано дно, сверху прикреплены три деревянные поперечины, а на них по оси судна — труба 80X1,5 мм. При сборке носовая и кормовая части оставшегося от плота «бублика» заводятся на края продольной балки: в накачанном состоянии получается очень жесткая конструкция. Рулевая коробка устанавливается на продольной балке, не выходя за габариты судна; на балке установлен и откидной шверт.
Сверху каркаса натягивается палуба-трамплин из капрона; в носовой части находится палатка-убежище, в которой удобно ночевать на стоянках. Парусное вооружение имеет площадь 7 м2. Вес лодки около 50 кг.
Два слова о соревнованиях, но опять же с технической стороны. Основным требованием, предъявляемым к туристским судам, является не быстроходность, а безопасность: именно она — главное в оценке мореходности этих конструкций; от нее также зависит и выбор акватории для плавания. К сожалению, во время гонок было довольно много поломок: то сильный ветер рушил мачту, сделанную из случайных материалов, или рвал ненадежно сшитые паруса, то повреждались баллоны у катамаранов. Но туристы-парусники не случайно считают Московское море своеобразным полигоном. «Пусть лучше что-то сломается здесь, чем в походе»,— говорят они. А взаимный обмен опытом на такой регате упрощает конструкторский поиск и сокращает путь к совершенству.
С. ГРУЗДЕВ, наш спец. корр.