СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

СЛЕД НА ЗЕМЛЕПасмурным зимним днем 1961 года случайные посетители харьковского стадиона «Пионер» могли видеть необычную картину. В центре овала, постреливая сизым дымом в низкое сумрачное небо, выписывала кренделя странная машина. Колес у машины не было. Вместо них похожий на винт мясорубки шнек. Сердито урча и подминая под себя снежные пласты, он тащил конструкцию по полю.

Так прошли испытания первого в стране шнекового снегохода. Автором конструкции был заслуженный мастер спорта Владимир Константинович Никитин.

Наверное, нет в автоклубах страны человека, который бы не произносил это имя с искренним уважением. Один из пионеров советского автоспорта, он через всю жизнь пронес любовь к твоему делу, воспитал десятки гонщиков и конструкторов. Известен Владимир Константинович и своими прославленными машинами ХАДИ.

В 1953 году с появлением Никитина в Харьковском автомобильно-дорожном институте возникла группа ребят, страстно увлеченных идеей своими руками построить настоящий скоростной автомобиль. И появился «Авангард»: это символическое название отражало и оригинальность модели, и то, что автомобиль был первенцем студентов ХАДИ.

Но главное — Никитин привил своим питомцам вкус к творчеству. Их не удовлетворяют готовые решения и формулы. В каждой конструкции их прежде всего привлекает…

ПОИСК НОВОГО

А он всегда нелегок. Так было, к примеру, с кузовом следующей модели, ХАДИ-2. В то время в газетах и журналах появились первые заметки о том, что в разных местах одновременно начались эксперименты со стеклопластиком. Ребята приложили максимум изобретательности и упорства, по крохам разыскали всю возможную информацию и к концу 1961 года вылепили первый кузов. Помимо таких преимуществ, как легкость, стойкость, прочность, новый материал оказался очень технологичен, ему можно было придавать любую форму. Для этого достаточно было изготовить деревянную модель, в точности повторяющую контуры будущей конструкции, и затем прямо по ней, слой за слоем выклеивать стеклоткань, пропитывая ее эпоксидной смолой.

С той поры большинство моделей ХАДИ изготавливаются из этого материала. С гордостью рассказывают ребята о выпускниках вуза Б. Крутенко и Я. Болясном, которые использовали опыт работы в студенческом проектноконструкторском бюро (СПКБ) для серийного изготовления микроавтобусов «Салют» с пластмассовым корпусом.

Это вообще стало одной из добрых традиций: выпускники ХАДИ разъезжаются по всей стране, и там, как новые побеги, возникают секции и ОКБ, где ребята могут попробовать свои силы в создании оригинальных моделей и конструкций.

А с чем можно сравнить чувство, когда мощная машина послушна твоим рукам и ты на огромной скорости стремительно летишь по гладкой ленте автострады! Это спорт не только смелых, но и технически грамотных людей, которые буквально на ощупь могут собрать и разобрать машину, по звуку «движка» найти любую неисправность. Мастерство подкреплено здесь мощным фундаментом теоретических знаний, огромным желанием заглянуть через сухие цепочки формул и изгибы графиков в суть вещей.

В гостях у молодых изобретателей часто бывают ученики Никитина — прославленные спортсмены. Да и сам Владимир Константинович не забывает о спорте: не так давно на скоростном автомобиле ХАДИ-7 с газотурбинным двигателем им установлены два всесоюзных рекорда. На километровой дистанции машину удалось разогнать до скорости 360 км/ч. Ее создатели В. Сегодин, С. Шерстобитов, А. Заговора, Н. Бровко, А. Пурдыка — лауреаты премии Ленинского комсомола.

ХАДИ-9

В комитете ВЛКСМ мне рассказали, что, прослышав о знаменитой автосекции, в Харьков приезжают со всех концов страны. Как магнитом тянет ребят романтика скоростных автомобилей. И здесь, как правило, их мечты сбываются. Но главное не в том, чтобы все они мчались по гоночным трассам, главное — дать им возможность поработать своими руками, привить основы технической грамоты, познать «вкус металла».

Марка ХАДИ хорошо известна у нас в стране и за рубежом. В институт приходят письма из автомобильной столицы Америки — Детройта. В Чехословакии посетители выставки, посвященной 50-летию образования нашего государства, с интересом знакомились с ХАДИ-7, а совсем недавно на выставке научно-технического творчества молодежи в Москве экспонировалась новинка — машина ХАДИ-10. Но прежде чем рассказать о ней, вернемся на…

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД

Члены студенческого проектно-конструкторского бюро задумали создать автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок. Здесь пришлось решить множество сложнейших задач, начиная с двигателя Своей конструкции мощностью 350 л с., коробки передач и кончая кузовом, в проектировании которого помогли студенты авиационного и художественно-промышленного институтов Харькова. ХАДИ-8 показала на испытаниях скорость порядка 360— 380 км/ч. Для сравнения — аналогичная модель фирмы «Порше» развивает ту же скорость при мощности 600 л. с.

Невозможно подсчитать, сколько сил, времени, энергии и средств вложили ребята в свое детище. А технический прогресс неумолим. И на Смену ХАДИ-8 затем появилась модернизированная ХАДИ-10, которая, без сомнения, установит новые рекорды

У воспитанников Никитина неудержимая фантазия молодости удивительно гармонично сочетается с инженерным расчетом и золотыми руками. Вот о них-то я и услышал забавный рассказ.

Защитил хлопец диплом — и в отпуск, к родителям. Возвращается через месяц. Ребята спрашивают:

— Ну, как отдохнул?

— Отдохнул, — отвечает и улыбается. — Приехал домой, мать на стол собирает, как на свадьбу. Батька пришел, шофером он у меня. «Поди-ка, — говорит, — сынку, побачь мою колымагу, мотор барахлит». А сам цедит в усы: «Посмотрим, какой ты автомобильный инженер». Залез в «движок», смотрю, батька со мной шутки шутит. Ну я быстренько карбюратор продул, завел — клапаны стучат. Подрегулировал — порядок. Только вышло мне все это боком: весь месяц со всей округи шоферы донимали: «Выручи, друг!» Ну, я и выручал как мог. А отдохну уж здесь.

Ценность знаний студента удваивается, когда, услышав на лекции о цикле Карно, он после занятий имеет возможность «пощупать» этот цикл руками. В СПКБ накоплен большой опыт по модернизации двигателей. Здесь умеют из серийного мотора «Волги» с небольшими переделками выжать мощность до 150 л. с. Несомненно, эго должно заинтересовать заводских конструкторов. Кому же, как не им, важен опыт эксплуатации различных узлов машин и всевозможные усовершенствования, сделанные в секции.

Техническая квалификация студентов, опыт и неисчерпаемый запас энтузиазма позволяют им воплощать самые дерзкие замыслы. Они уверенно вторгаются в, казалось бы, далекие от автомобиля области науки и техники. Их неудержимо манит…

ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ

Так быль со скоростным электромобилем. Уже само сочетание этих слов как бы противоречит общепринятым понятиям. Мы привыкли к медлительным трудягам электрокарам, а тут скоростной. Идея увлекла, и в необыкновенно короткий срок на свет родилась оригинальная конструкция. Расчеты предсказывали скорость всего 30 км/ч. Но члены СПКБ Ю. Степченко, В. Долженков, П. Шолом и В. Таран нашли смелое и удачное решение. Они форсировали по напряжению электродвигатель (танковый стартер-генератор) и тем самым в три раза увеличили мощность.

Модель по-прежнему вызывала улыбки скептиков Помог случай. Поздним вечером, закончив монтаж, ребята решили опробовать Свое детище Подвесили задний мост, включили «движок» — колеса завыли, рассекая воздух, — словом, полный порядок. Опустили электромобиль на землю, и тут Юра Степченко (ныне преподаватель института) нечаянно тронул рычажок на щитке. Машина рванулась к воротам, подлетела — казалось, конец и ей, и забору. К счастью, однако, все окончилось благополучно.

Этот неожиданный «эксперимент» показал, что модель пойдет. Действительно, на километровой дистанции электромобиль удалось разогнать до 96 км/ч. Кроме того, для сравнения на старт выходили «Волга», «Москвич-412» и «Жигули». Обогнали их по всем показателям: и с места, и с ходу. Примечательно, говорят ребята, что электромобиль уходит с места бесшумно, как тень, только дым из-под резины.

ХАДИ-10

Сейчас Никитин и его питомцы увлечены новой идеей: создать суперавтомобили для штурма мирового рекорда скорости. Этот «метеор» должен перешагнуть звуковой барьер. Создание проекта ХАДИ-9 — таково официальное название новинки — громадный, напряженный труд. Для В. Сегодина, С. Шерстобитов а, А. Заговоры, Н. Бровко, А. Пурдыка разработка конструкции ХАДИ-9 стала темой дипломного проекта. И это неудивительно: ведь

создание современного скоростного автомобиля включает в себя огромный объем расчетов по сопротивлению материалов, теплотехнике, теоретической механике и множество других технических дисциплин. А сам процесс конструирования от эскиза до рабочего чертежа — долгий и кропотливый. Здесь во многом помогают и знания, приобретенные студентом за годы обучения в вузе, и, безусловно, большой опыт практической работы, накопленный в СПКБ.

«Сидели днями и ночами, — говорят студенты, — пока вырисовывались контуры, пока постигли аэродинамику летательных аппаратов. Сейчас, когда готовы чертежи и модель в одну десятую натуральной величины, все кажется просто.

Неоценимую поддержку оказали нам шефы-авиаторы, которые дали сердце будущего рекордсмена — мощный турбореактивный двигатель. Они же помогли обдуть модель в аэродинамической трубе. Узнав о проекте, один из запорожских НИИ предложил титановый сплав для кузова, но мы хотим попробовать пластмассу».

Слово «кузов», пожалуй, неуместно для этой модели. Стремительные обводы не оставили ничего от привычного автомобильного вида. Игловидный нос и маленькие крылья еще больше усиливают сходство ХАДИ-9 с самолетом.

Причем эти авиационные атрибуты играют очень важную роль. На скорости около 1000 км/ч суперавтомобиль неудержимо потянет в воздух, а прижать его к земле поможет электронная система управления: игла впереди — антенна специального локатора, который и управляет закрылками. В кабине не будет традиционных педалей сцепления и рычага переключения передач. Они станут ненужными, как и сама коробка скоростей. Важен и вопрос: какими будут колеса автомобиля? Для такой скорости необходима особая резина. Кроме того, для торможения возможно использование парашютной системы.

 

Студентам еще предстоит решить много сложнейших проблем, пока машина выйдет на гоночную трассу. Но нет сомнения, что мы еще не раз услышим о замечательных конструкторах ХАДИ.

 

На этом можно было бы закончить рассказ и поставить точку. Но читатель вправе спросить: зачем…

 

ВСЕ ЭТО НУЖНО!

 

Очевидно, нельзя жить человеку без мечты. Эта мечта, воплотившись столетия назад в наполненный дымом шар, возносила неграмотного российского мужика над куполами святых церквей. Мечта покорить морскую бездну влекла в глубины «голубого космоса» батискафь отважного француза Пикара Мечта стучала в сердце прославленного конструктора ракет Королева, когда в маленьком сарае он строил свои первые модели. Мечта — это творчество, это желание создать то, чего до сих пор не было, это движущая сила прогресса.

 

Работы студентов ХАДИ давно вышли за рамки обычного ученичества. Не повторяясь об огромной пользе для будущего инженера и конструктора практических навыков, необходимо все же подчеркнуть, что в СПКБ можно и нужно проводить научно-исследовательскую работу. Присмотритесь хотя бы, сколько сделано студентами по испытанию узлов серийных машин.

 

Ведущие зарубежные фирмы тратят огромные средства на создание гоночных моделей. И не только для рекламных целей. В эти конструкции они закладывают серийные узлы и детали, чтобы в короткий срок проверить их надежность и быстро выявить все недостатки, наметить перспективы развития автомобилестроения. Той же цели служат «багги». Они собраны из серийных узлов и максимально облегчены. Словом, ничего лишнего. В тяжелейших условиях автокросса, по бездорожью и крутым склонам можно лучше всего проверить жизнестойкость конструкции.

 

Волжский завод предлагает Харьковскому автодорожному институту шасси, рамы, мосты, двигатели. Твори, выдумывай! Но… Пока еще СПКБ не имеет необходимых условий, страдает даже из-за недостатка площади: автомобиль-мечту, ХАДИ-9, ребятам приходится монтировать в крайне стесненном и неприспособленном помещении.

 

Как видно, одна из важнейших и интереснейших форм научно-технического творчества харьковских студентов еще не находит должной поддержки. А она крайне необходима, так как условия для работы студентов оставляют желать лучшего, и кому, как не комитету и горкому ВЛКСМ, следует оказывать им помощь.

 

У харьковских студентов-конструкторов замечательный дружный коллектив, они полны самых дерзких замыслов. И быть может, цель их творчества лучше всего выразят слова, взятые из положения о соревнованиях Федерации автомобильного спорта: «МАШИНА ДОЛЖНА ОСТАВЛЯТЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ».

 

А. АЛЕКСАНДРОВ, наш спец. корр., г. Харьков

Тут можете оценить работу автора: