В один из майских дней прошлого года в Москве состоялся необычный концерт. Знаменитая симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина впервые была исполнена с цветовым сопровождением.
…С первыми аккордами вступления громадный панорамный экран киноконцертного зала «Зарядье» освещается темно-лиловым светом. И затем каждая новая музыкальная тема находит свое отражение в цветовом решении. Например, одновременно с бушующим океаном оркестровых звуков потолок и экран заливают бегущие световые волны, а под мощное звучание хора перед слушателями-зрителями возникает яркий факел пламени, который растет, ширится и как бы охватывает весь зал.
Все это многообразие красок, изменяющихся во времени и пространстве в соответствии с музыкой, создавалось с помощью светомузыкального органа. Его клавиатурный пульт связан с электронной аппаратурой, управляющей осветительными и проекционными приборами. Исполнитель партии света может играть по партитуре, импровизировать или переключать установку для работы по заданной программе. Цветовой инструмент со столь разносторонними возможностями — плод совместных усилий ученых, инженеров и музыкантов.
Идея сочетания света и музыки увлекает многих. Красноречивый свидетель тому — радиовыставки. Пожалуй, ни одна из них не обходится без светомузыкальной установки. А красочные переливы в такт с мелодией неизменно вызывают восхищение зрителей.
Сегодня мы знаем и другую светомузыку, вышедшую за рамки любительства. Взять хотя бы работы в области синтеза света и музыки инженера и художника Ю. Правдюка из Харькова. Смелый поиск ведет московская студия Электронной музыки при музее Скрябина (руководитель М. Малков): свето-композиции, получаемые с помощью лазеров, с большой убедительностью подтверждают, что светомузыка поистине искусство космического века.
Нельзя не упомянуть и работу ереванского коллектива (им руководит профессор А. Абрамян), поставившего перед собой цель — сделать площади наших городов празднично нарядными, превратив их в волшебную феерию пляшущих под музыку разноцветных струй воды.
Вот уже в течение нескольких лет жители столицы могут наслаждаться красочным «танцем» фантастических фигур, постоянно меняющихся по очертаниям, яркости и цвету на экране огромной светомузыкальной установки «Андромеда», установленной в. Измайловском парке.
Признанный энтузиаст светомузыки в нашей стране — СКБ «Прометей» Казанского авиационного института имени А. Н. Туполева (см. «М-К» № 4 за 1970 год). Участники всех выставок НТТМ, прометеевцы за свои новаторские работы награждены 20 медалями ВДНХ СССР.
Студенческий коллектив «Прометея» не только создатель оригинальных светомузыкальных установок, многие из которых давно уже стали украшением столицы Советской Татарии, но и активный пропагандист передового светомузыкального опыта. Летом прошлого года в КАИ прошла III конференция «Свет и музыка», проводившаяся как всесоюзная школа молодых ученых. Подобный форум в Казани собирается не впервые. О возрастающей популярности светомузыки можно судить хотя бы по такому факту. Если на встрече 1967 года было представлено всего 15 докладов, то сборник докладов III конференции включал более 100 работ из разных городов Советского Союза. Среди выступлений — анализ творчества композитора А. Скрябина, художника М. Чюрлёниса, пионеров искусства видимой музыки, знакомство с современными эстетическими теориями светомузыкального синтеза. Но, пожалуй, наибольший интерес вызывали вопросы, связанные с проблемой светомузыкального конструирования. Конференция со всей очевидностью подтвердила, что сейчас оно развивается по двум принципиально разным направлениям.
Еще в 60-е годы, когда светомузыка только доказывала свое право на существование, утвердилось мнение, что управление цветом должно быть поручено кибернетическому устройству. Такой аппарат, автоматически анализируя музыкальное произведение по законам взаимосвязи между слухом и зрением, формирует сигналы управления цветом таким образом, чтобы мелодии красок находились в полном соответствии с музыкальным звучанием.
Это направление получило широкое распространение в основном среди техников, которые стали создавать самые разнообразные светомузыкальные устройства. Однако жесткая программа, заложенная в конструкции установок, работающих по принципу разделения цветов в зависимости от частоты, не позволяет вмешиваться в процесс преобразования музыки в цвет. В таком устройстве многие параметры музыкального произведения вообще не учитываются.
В 70-е годы постепенно сложилось новое направление. Сторонники его считают, что созданием репертуара для цветового инструмента надо заниматься композиторам и художникам и играть на таком инструменте должен не автомат, а музыкант (точнее, цветомузыкант). Но наряду с непосредственным исполнением партии цвета не исключена возможность и автоматического перевода музыки в цвет. Следовательно, нужен инструмент с универсальным управлением, представляющий собой автомат с широким набором программ. Такой прибор станет незаменимым помощником исполнителя.
Конструктору светомузыкальных автоматов предстоит создать программы на основе определенных закономерностей (связей) восприятия цвета и музыки. Для моделирования этих связей автомат должен уметь производить амплитудный и частотный анализы, выделяя консонансы, диссонансы, минорные, мажорные трехзвучия, ритм, скорость нарастания звучания и т. д. Создание такого прибора — задача сложная. Например, только для частотного анализа звуков фортепиано нужно различать 88 основных частот и около 500 гармонических орставляющих тембровой окраски (для этого потребуется 588 узкополосные фильтров с усилителями). Но имея набор автоматических связей, можно при составлении и исполнении цветомузыкальной композиции включать ту или иную программу, поручая на некоторое время работу «умному» автомату. Здесь налицо творческий подход к методу исполнения светомузыкального произведения, заключающийся в продуманном использовании хорошо оправдавших себя комбинаций, приемов, программ.
Вот как реализуются некоторые из связей, которые могут быть заложены в автоматы, мгновенно производящие своеобразный анализ музыкальных фраз. Резкое изменение громкости отображается появлением красных и оранжевых тонов, убыстрение ритма — учащением движения пятен и контуров, музыкальный отрывок незначительной громкости проявляется
увеличением цветовых сочетаний из «холодной» области спектра (синих, голубых, зелено-голубых), резкие диссонансы и колебания с частотой 33 Гц — присутствием пурпурных и фиолетовых тонов.
Цветодинамическое изображение целесообразно разграничить на «фон» и «рисунок». «Фон» соответствует ладовому построению мелодии, основным тональностям музыкальных фраз. Цветовые пятна в этом случае отличаются сравнительно большой площадью. «Рисунок» в виде комбинаций небольших по площади пятен и линий должен передавать всю динамическую сложность музыкальной фактуры, изменение музыкальных звуков по времени, по длительности, количеству, громкости и т. д. В таком автомате скорость изменения «рисунка» должна значительно превосходить скорость изменения цветовых элементов «фона».
Но реализовать многогранные возможности светомузыкального синтезирования нельзя, не используя в полной мере технику и ее достижения. Взять хотя бы источники света. Все чаще теперь цветомузыкантов уже не удовлетворяют лампы накаливания, и конструкторы заменяют их люминесцентными с люминофорами различных цветов свечения. К тому же эти лампы позволяют создавать экраны большой площади. Их можно выполнить в виде матрицы из строк и столбцов или мозаики. Используется и свойство некоторых люминофоров и их смесей изменять цвет свечения в зависимости от частоты приложенного напряжения.
Но не менее важна и проблема управляемого цветного света. Решение ее—в использовании современных мощных полупроводниковых приборов: транзисторов, тринисторов, симисторов.
Перспективна магнитная запись света. При исполнении светомузыкального произведения сигналы управления одновременно поступают в преобразователь, а с него — на записывающую головку магнитофона. В дальнейшем при воспроизведении записанные сигналы управляют работой цветового инструмента.
Удобны (особенно для небольших аудиторий) светомузыкальные установки, созданные на базе стандартных телевизоров: черно-белых и цветных. Электронная приставка создает на экране кинескопа цветные изображения любой сложной формы. Причем цветовой эффект получают и на черно-белом телевизоре. Благодаря двойной модуляции строчной и кадровой разверток на его экране воспроизводятся вертикальные и горизонтальные полосы, замысловатые геометрические фигуры с одновременным изменением контрастности темного и светлого полей. Такие изображения на черно-белом экране кажутся окрашенными.
Дальнейший прогресс в области синтеза света и музыки на экране телевизора связан с включением в процесс автоматического анализа музыки вычислительных средств обработки информации.
В СКВ Московского инженерно-физического института создана экспериментальная светомузыкальная установка, работающая совместно с вычислительной машиной М-220. Такая система позволяет получать разнообразные композиции на экране цветного телевизора одновременно с автоматическим анализом музыки, осуществляемым ЭВМ. Точнее, в соответствии с поступающей на него информацией компьютер управляет цветностью и динамикой изображений.
В недалеком будущем созданные таким образом светомузыкальные произведения можно будет передавать по телевизионной сети непосредственно в квартиры миллионов телезрителей.
Увлекательна и идея использования лазера в качестве источника света для создания светомузыкальных композиций. Лазерные излучения красного, зеленого и синего цветов смешивают, применяя нейтральные светофильтры с переменной плотностью. Светофильтрами управляет регистр звучания. Проходя через оптически неоднородные среды (газы, жидкости), лазерный свет формирует разнообразные цветные трехмерные фигуры произвольной формы.
Но практическая реализация подобных конструкций затруднена из-за их сложности.
Сейчас наметилась и еще одна область применения видимой музыки. Речь идет о прикладном использовании светомузыкальных устройств в различных областям общественной жизни и производства. Они могут стать оригинальными цветодинамическими элементами оформления фойе, гостиных, найти применение и в быту. А в условиях конвейерного производства могут служить в качестве устройств «цветовой разрядки» для снятия нервного напряжения при выполнении монотонных операций. Кроме того, светомузыка может оказывать целебное действие при ряде заболеваний. Лечение неврозов музыкой и цветотерапия давно уже используются институтом имени Бехтерева.
Следует отметить и проекты «световой архитектуры». Подобные светодинамические композиции являются элементом «искусственной среды», а музыка выполняет здесь функции внешнего сигнала, изменяющего состояние этой среды. Так, например, в Московском архитектурном институте разработан проект освещения Дмитриевского собора во Владимире. Он предусматривает три программы наружного освещения и две программы освещения интерьера собора. В течение 10 — 15 мин символически воспроизводится золотистый закат, лунная ночь, розовый рассвет, солнечный полдень; трагические события в истории храма: пожары, набеги татар.
Светомузыка получила уже достаточную известность, и сейчас во всем мире неуклонно возрастает ее популярность. К искусству светящихся звуков обращаются вузы и лаборатории НИИ многих городов страны. Активно включаются в эксперименты со светомузыкой учащиеся техникумов, профтехучилищ, школьники. Десятки различных устройств демонстрируются на ВДНХ СССР в павильонах «Радиоэлектроника», «Советская культура», «Профтехобразование», «Юный техник», «Народное образование». Многие заводы приступили к разработке автоматических светомузыкальных устройств широкого применения.
Энтузиазм, массовость и разнообразие творческих поисков позволяют перевести новое искусство светящихся звуков из разряда экспериментов в область реальной повседневности.
А. ДМИТРЕНКО