…Пилот биплана не замечает своего преследователя. Вдруг огненный удар обрушивается на его ярко-красную машину. Летчик гибнет, не успев что-либо понять. Это был конец Манфреда фон Рихтгофена — одного из самых удачливых воздушных охотников первой мировой войны. В роковой день, 21 апреля 1918 года, на его счету значилось 80 сбитых самолетов противника. Прусские офицеры называли его «красным чертом», союзники — «красным бароном». Того, кто собьет немецкого аса, ожидала награда в 500 фунтов стерлингов и одна из высших наград — «Крест Виктории»…
Знаменитую воздушную дуэль недавно «повторили» известный коллекционер исторических самолетов Коле Пален и капитан канадской авиации Рой Браун. На нее собрались десятки тысяч зрителей, и их привлек не только воздушный трюк.
В последние годы необычайно вырос интерес к прошлому авиации. С увлечением работают моделисты над созданием моделей-копий первых летательных аппаратов. Поэтому наш журнал открывает рубрику «Аэромузей «Моделиста-конструктора» с рассказами о первых шагах человечества в небо. Этот цикл публикаций выходит под редакцией старейшего русского летчика Константина Константиновича Арцеулова.
Изображения крылатого человека встречаются уже в древних рисунках и барельефах. Но установить, кому, когда и при помощи какого аппарата удалось впервые подняться в воздух, вряд ли возможно. Несомненно лишь то, что с незапамятных времен человечество пыталось проникнуть в пятый океан.
Можно привести немало примеров из истории, когда люди поднимались в воздух с помощью искусственных приспособлений, так или иначе воспроизводящих полет птиц. Но все эти попытки если и не оканчивались неудачей, то практических результатов не приносили. Честь разрешения первой задачи воздухоплавания — оторваться от земли — досталась тем, кто применил агростатический принцип, который впервые высказал итальянский иезуит Франческо Лана, предложивший неосуществимую идею прикрепить к гондоле четыре полых медных шара и выкачать из них воздух.
Первое успешное путешествие на воздушном шаре удалось осуществить владельцам бумажной фабрики в небольшом французском городке Аннонэ братьям Монгольфье. Однако все попытки разрешить вторую проблему воздухоплавания — двигаться в желаемом направлении — оставались тщетными. Шары аккуратно переносили человека с места на место, но только в том направлении, которое диктовала стихия.
Геликоптер француза Корню.
Вот почему сто лет назад человек обратил свое внимание на другой принцип летания — механический, при помощи аппаратов тяжелее воздуха. Строились они трех типов: геликоптеры (вертолеты), с горизонтальным воздушным винтом, орнитоптеры, повторяющие полет птиц, и аэропланы, получавшие опору в воздушной среде благодаря быстрому поступательному движению, которое достигалось вращением винта в вертикальной плоскости.
Среди конструкторов, которые разрабатывали проект геликоптера, некоторых результатов добился итальянский профессор Форланини — автор дирижабля «Леонардо да Винчи». Его модель поднималась в воздух с помощью парового двигателя с запасом энергии на 20 сек. полета.
Позднее обнародовали результаты своих опытов братья Дюфо и инженер Леже. Аппарат Дюфо представлял собой лишь модель весом около 16 кг, снабженную газовым двигателем в 3 л. с. Геликоптер легко поднимался вверх с грузом до 6 кг, а при несколько большей нагрузке мог зависать в воздухе. Большая модель у Леже могла перемещаться в воздухе по всем направлениям. Два больших алюминиевых винта насажены на концентрические оси, вращающиеся в разные стороны. К винтам подвешена тренога, в которой помещаются мотор и груз. В задней части укреплен руль направления. Когда оси винтов вертикальны, аппарат устремляется только вверх.
Планер Отто Лилиенталя.
Первый геликоптер, поднявшийся в воздух, был построен французом Корню. Один раз он поднял одного, а в другой раз — двух человек на высоту 1,5 м.
Если геликоптеры человек научил летать, создав вертолет, то до сих пор безуспешны попытки конструкторов поднять в воздух орнитоптер — машину с машущими крыльями. Ни кандидат Санкт-Петербургского университета
Михневич, ни француз Татэн, ни немец Штенцель, ни современные конструкторы не добились успеха.
Проект первого аэроплана появился почти за сто лет до его практического осуществления. «Наклонная к горизонту поверхность дает прибору подъем. Вращающийся винт создает перемещение. Легкий двигатель, паровая машина или взрывчатый мотор, работающий от взрывов смеси газа и воздуха, могут служить источником энергии», — так писал еще в 1809 году англичанин Кейли, дав полную программу для выполнения задачи
Кому удалось впервые осуществить полет по принципу самолета, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, первый такой опыт был совершен на аппарате без двигателя — на планере.
Еще в 1781—1785 годах немец Меервейн делал попытки взлететь на устройстве, напоминающем будущий планер, но цели так и не достиг. Серьезные результаты получил после упорных трудов немецкий инженер и ученый Отто Лилиенталь. Первый его планер, построенный в 1890 году, состоял из пары крыльев, сделанных из ивового дерева и обтянутых полотном, и плоского хвоста сзади, над которым возвышался закругленный киль.
Самолет братьев Райт.
На этом аппарате Лилиенталь прыгал со специально построенной башенки. Встречая поддержку слабого ветра, он несколько поднимался вверх, а затем плавно скользил по наклонной линии. Прыгая с большой высоты, делая в воздухе повороты, балансируя ногами и корпусом, он стал прилично летать. Второй тип планера имел уже два ряда крыльев: один над другим. Вскоре конструктор опускался уже с высоты 70 — 80 м, пролетая до 250 — 300 м. Лилиенталь готовился поставить на свой аппарат двигатель, но во время одного полета был опрокинут порывом ветра на землю. При падении он сломал позвоночник и тут же умер, успев промолвить: «Мне не хватало чутья птицы, чтобы угадать направление ветра».
Изобретение и быстрое развитие паровой машины натолкнуло на мысль создать летательный аппарат с паровым двигателем. Морской офицер А. Ф. Можайский в 1881 году получил патент на такой аппарат, названный им воздухоплавательным снарядом.
В 1885 году его аппарат был построен, но потерпел аварию при взлете.
1890 год ознаменовался грандиозной работой, предпринятой владельцем английских орудийных заводов Хайрамом Максимом. Он соорудил громадный аэроплан весом в три с лишним тонны. Это сооружение имело около 300 кв. м поддерживающих поверхностей и паровую машину мощностью в 180 л. с. Но очередная попытка подняться в воздух окончилась катастрофой.
В это же время строит свой «Авьон» француз Адер. Он взял за образец саму природу: крылья его аппарата воспроизводили крылья летучей мыши, а винты были сделаны наподобие обыкновенных птичьих перьев. «Авьон» совершил первый полет 9 октября 1890 года, а через шесть лет другой такой же аппарат пролетел около 300 метров.
…Первые годы нового века открыли триумфальное шествие авиации. Владельцы велосипедной фабрики, молодые американцы Уильбур и Орвиль Райт с 1900 по 1903 год усердно занимались полетами, разработав собственный тип планера.
Самолет А. Сантос-Дюмона.
Их конструкция предусматривала размещение пилота на нижней поверхности крыла Они же ввели все механизмы управления: руль поворотный — сзади, руль высоты — впереди. Совершив свыше тысячи полетов на таких планерах с поверхностями от 15 до 30 кв. м, братья Райт решили сделать аппарат с двигателем. Построив планер с размахом крыльев 12 м, они снабдили его мотором собственной конструкции. В декабре 1903 года их аэроплан сделал несколько небольших взлетов, доказавших, что аппарат может летать самостоятельно. Тогда в 1904 году они перенесли свои опыты в уединенное место близ Дайтона и там с глубокой таинственностью продолжали свое дело. Через год они совершали уже полеты длительностью в 20—30 мин.
Не оставлялись опыты с планерами и во Франции Первого успеха на аппарате, снабженном мотором, добился выходец из Бразилии А. Сантос-Дюмон. 13 сентября 1906 года он взял приз аэроклуба за полет свыше 100 м. Аппарат его представлял две поверхности, расположенные под тупым двугранным углом, с несколькими вертикальными перегородками между ними и с далеко вынесенным вперед хвостом устойчивости.
С 1908 года в технике авиационного дела на первое место выдвигается Франция. В 1907 году к известным авиаторам Ф. Ферберу и братьям Вуазен присоединился автомобильный гонщи Анри Фарман Автогонщик, заинтересовавшийся авиацией, заказывает фирме «Вуазен» аэроплан с условием, что оплатит его постройку лишь в том случае, если он пролетит расстояние в 1 км.
Осенью Фарман совершает на этом аэроплане полет длительностью в 52 сек. 13 января 1908 года Фарману удается пролететь по замкнутой кривой расстояние в 1 км, и он получает первый приз в 50 тысяч франков. Еще через два месяца Фарман совершает полет на расстояние почти в два километра, продержавшись в воздухе 3 мин. 39 сек., и завоевывает новый приз.
В конкуренцию с ним вступает молодой скульптор Делагранж. 1 апреля он летает непрерывно 6,5 мин. 30 мая в Риме он увеличивает это время до 15,5 мин., 22 июня в Милане — до 16,5. Но в июне Фарман побивает этот рекорд. Полная драматических ситуаций борьба двух пионеров авиации не прекращается. Пальма первенства вновь у Делагранжа, который совершает два получасовых полета. Но через двенадцать дней впереди вновь Фарман: 42 мин. Фарман совершает первое в истории воздушное путешествие, перелетев из Шалона в Реймс.
Авиация быстрыми и верными шагами продвигается вперед, привлекая к себе все новые и новые силы и расширяя поле своей деятельности. Бипланы французского типа появляются в Германии («Авиатик»), в Англии («Коди»), в России («Россия А»), Все первоначальные проекты летательных аппаратов были монопланного типа. Братья Райт, а затем и французские конструкторы разработали и построили аэропланы бипланного типа. Но вскоре все чаще и чаще создатели летательной техники обращаются к однокрылым летательным аппаратам.
Самолет Блерио.
В числе их прежде всего следует назвать французского инженера Луи Блерио. Первый его моноплан «Блерио-V» большого успеха не имел. «Блерио VII» совершил два полета, но потом тоже потерпел катастрофу. Блерио уже называли в насмешку «ломателем аэропланов». Но он неутомимо продолжал поиски. И вот «Блерио-VIII» на следующий день после путешествия Фармана из Шалона в Реймс совершает перелет из Тури в Артней и обратно — более 60 км — с двумя остановками в пути.
Весьма небольших размеров, со сравнительно слабым мотором, несложный по конструкции и простой в управлении, хорошо планирующий в воздухе, следующий самолет, «Блерио-ХI», стал одним из самых известных. В 1909 году Блерио перелетел на нем пролив Ла-Манш из Кале в Дувр, вызвав восхищение всей Европы.
На следующем аэроплане, «Блерио-ХII», авиатор состязался на скорость в Реймсе в 1909 году с американцем Гленом Кертисом. Французский спортсмен завоевал первый приз на 10-километровой дистанции (7 мин. 47 сек.). Главный же приз достался американцу: у Блерио случилось повреждение в моторе, вспыхнул бензин, и аэроплан сгорел.
В этом же году Блерио ставит на 11-ю модель мотор «Гном», вдвое сильнее прежнего. И случилось то, что должно было случиться: слабая кон-
струкция моноплана, рассчитанного на тягу в 24 л. с., не смогла долго выдержать тягу 50-сильного мотора. 4 января 1910 года погиб ученик Блерио Делагранж, а четыре месяца спустя в прибрежных скалах близ Ниццы нашел свой конец его второй ученик Леблон.
Модель «Блерио-ХIII-бис» отличалась от прежних усиленной конструкцией и 100-сильным мотором. На Реймской авиационной неделе аэроплан установил новые рекорды: голландец Оллислагер летал непрерывно 5 час. 3 мин., а француз Моран на дистанции в 20 км развил скорость более 106 км/ч. На состязаниях в Гавре Моран на этом же самолете превысил рекорды высоты полета, поднявшись на 2000 и 2500 м, а Шавез установил рекорд: 2600 м.
Популяризации и развитию авиации в России способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Появляются и отечественные оригинальные самолеты конструкции Я. Гаккеля, Д. Григоровича, В. Слесарева, И. Стеглау. В 1910 году Б. Юрьев спроектировал первый в России вертолет. В 1913 году совершил пробный полет тяжелый самолет И. Сикорского «Русский витязь». 9 сентября 1913 года летчик П. Нестеров на самолете «Ньюпор-4» осуществил «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова».
Авиация штурмовала все новые пространства, все новые высоты. Человечество училось летать…
Ю. ХРОМОВ