Дети рисуют все. Абстрактного человечка — «точка, точка, запятая». Портрет Пушкина, узнать которого можно только по заспираленной шапке волос да бакенбардам перышками. И они же тщательно вырисовывают мельчайшие детальки на танках и кораблях или же фантастическими фиолетовыми и пурпурными красками изображают немыслимые космические аппараты. Эти рисунки обаятельны. Они непосредственны и свежи. И такой привычный, знакомый нам окружающий мир глядит с них прекрасным и обновленным.
Вот почему практически в любой школе, в любом Дворце пионеров есть кружки и изостудии, где занимаются развитием детского таланта, совершенствованием замечательного природного дара: не только увидеть, но и перенести увиденное на белый бумажный лист.
Рисуют и взрослые. В общем-то, с помощью того же карандаша или красок. Один — живописные полотна, другой — иллюстрации к книжкам, третий — рекламу к кинофильму, а еще — проекты самых разных машин. И эти последние — художники-дизайнеры, полноправные соавторы конструкторов стремительных самолетов и элегантных автомобилей, загадочные компьютеров и изящных бытовых приборов. Каждый видит: вещи, окружающие нас, становятся год от года красивее, удобнее. Это дело рук дизайнеров. Дизайн — художественное конструирование — сейчас все шире входит в нашу жизнь. Это потребность времени, потребность эпохи научно-технической революции. Требования технической эстетики теперь планируются при выпуске новой продукции.
Чтобы справиться с этими задачами, нужны отличные специалисты своего дела, квалифицированные кадры. Уже в наши дни их требуется десятки тысяч. Еще очень мало учебных заведений, где учат «на дизайнера». Есть факультет в Московском художественно-промышленном училище (б. Строгановское) и в некоторых других.
А может быть, надо начинать раньше? Еще в школе, во Дворце пионеров или на станциях в клубах юных техников? На этот вопрос уже есть положительный ответ.
На прошедших летом Всероссийском и Всесоюзном слетах юных рационализаторов и конструкторов много говорилось о пионерском дизайне. Работали специальные секции, выставки. Было много докладов и интересных выступлений. Ребята и их руководители отчитывались о сделанном. И результаты были радующими, обнадеживающими. Дизайн юных как новое направление, как новая ферма технического творчества расширяет свою географию, все больше привлекает мальчишек и девчонок.
Уже во многих городах нашей страны созданы кружки к,ных художников-конструкторов. Сегодня наш рассказ об одном из них.
Пятый год работает лаборатория юных дизайнеров при Центральной станции юных техников РСФСР в Москве. Руководят ею молодые художники-конструкторы Татьяна Исиченко и Александр Кондратьев. Может быть, потому, что они молоды, может быть, потому, что они первооткрыватели, а скорее всего потому, что влюблены в свое дело, в своих ребят, им удалось создать на своих занятиях атмосферу по длинного творчества, научить своих питомцев глядеть на мир по-своему, искать новое, воплощать свои идеи в конкретных проектах и моделях.
Принцип работы в кружке — индивидуальный план. Каждый имеет широчайший простор для выбора. Хочешь создать новый автобус — пожалуйста, интересуешься интерьером — рисуй светлые, уютные жилища, мечтаешь об авиации — проектируй невиданные сверхзвуковые самолеты. И еще проем надо рассчитать, грамотно изложить его техническую характеристику, обосновать задуманное. В этом-то и особенность профессии дизайнера, возникшей на стыке профессии художника и конструктора. И ребята усваивают профессиональные азы, постигают премудрости мастерства.
Есть и такая форма занятий в лаборатории. Т. Исиченко и А. Кондратьев время от времени проводят уроки по традиционным жанрам изобразительного искусства — живописи и рисунку. На бумажных листах появляются пейзажи, натюрморты, портреты. Это дает возможность ненадолго отойти от рациональной, выверенной сухости проекта, пофантазировать с многоцветной палитрой.
С годами накапливается у ребят опыт, умение. И особенно наглядно это можно проследить по выставкам, которыми отчитывается лаборатория в конце учебного года.
В начале этого лета в Доме детской книги юные дизайнеры открыли свою третью выставку. Отобрали лучшие работы (всего участвовало 43 человека; а для сравнения: в первой — 12, во второй — 22), сами придумывали и оформляли интерьер, развешивали и расставляли свои работы. Собранные вместе, они наглядно показ, ли, как широка и разнообразна тематика ребячьих проектов, какие виды художественно-конструкторской деятельности их интересуют.
Естественно, что большая часть посвящена созданию новых оригинальных машин (ведь лаборатория существует при Центральной станции юных техников). Особенно много транспортных средств самого широкого назначения. Здесь и грузовой автомобиль для села, приспособленный для различных сельскохозяйственных работ. Мощный лесовоз, который наверняка бы понравился строителям БАМа. Рефрижератор ничуть не хуже тех, что курсируют между СССР и Болгарией, доставляя к нам первые фрукты и овощи. Очень любопытна дача-прицеп — маленькая, но удобная Двухместный городской автомобиль — его создатель учел все: и возможности современных материалов — отсюда огромное сферическое лобовое стекло, и габариты — машин на наших улицах появляется все больше а следовательно, маленькому автомобилю проскочить в транспортном потоке легче, и стоянку найти проще.
Много разработок связано с предметами широкого потребления: необычный по форме телефонный аппарат без трубки, озорная, похожая на разноцветный шарик, детская коляска, компактный цветной телевизор, кокетливые зонтики и даже конфетные фантики (уж кто-кто, а ребята лучше других знают, какими они должны быть!).
Есть на выставке и искусно выклеенные из ватмана объемные модели: сложный по конфигурации самосвал, рельефный плакат «Юный дизайнер» и многое другое.
Очень украшают выставку яркие, броские плакаты. Интересны упражнения ребят в шрифтовых и ори. ментальных композициях.
Трудно даже перечислить все, что показывали юные дизайнеры в своей богатой экспозиции. В общем, сколько ребят, столько и идей.
О том, насколько успешно прошла выставка, говорят многочисленные записи в книге отзывов. Здесь и горячие слова благодарности в адрес руководителей лаборатории и высокая оценка работы ребят, делающих свои первые, но твердые шаги в художественна м конструировании. И пусть не все они и (берут для себя профессию дизайнера. Главное в том, что те, кто прошел эту школу, навсегда научатся видеть и ценить прекрасное и сохранят в себе потребность вносить это прекрасное в повседневную жизнь.
Л. СТОРЧЕВАЯ