Далеко не в каждой квартире можно оборудовать настоящий камин. Но это не причина, чтобы отказывать себе в удовольствии иметь и в городских условиях необычный очаг, привносящий дополнительный уют, располагающий к неторопливым, обстоятельным беседам или отдыху. Гарантируем: пламя в нашем камине будет самым натуральным — только без дыма и огня.
К сожалению, для большинства горожан настоящий камин — роскошь почти недоступная. Дело в том, что в современных бетонных сооружениях, где мы с вами живем, не предусмотрена система дымовых труб. Однако не столь уж сложно соорудить имитацию настоящего камина, смонтировав его из почти настоящего кирпича или камня. Несколько сложнее воссоздать пылающий в камине огонь, но и эту проблему решить вполне возможно.
Для начала несколько слов о принципе имитации пламени. Правда, применительно к нашему случаю термин «имитация» не совсем точен: ведь в топке камина «живет» самое настоящее пламя, вернее, его фотоизображение, достигнутое с помощью диапроектора и слайдов.
Взгляните на наши рисунки. Как видите, внутри камина располагается матовый экран, и на него с помощью нескольких фильмоскопов проецируется изображение горящего костра.

1 — кожух (фанера или оргалит), 2 — диапроекторы, 3 — верхняя плита (ДСП толщиной 20 мм), 4 — передние панели (ДСП толщиной 20 мм), 5 — накладки (фанера толщиной 12 мм), 6 — матовый экран (стекло или лавсановая калька), 7 — зеркало, 8 — внутренние перегородки (фанера толщиной 12 мм или ДСП толщиной 20 мм), 9 — полки (ДСП толщиной 16—20 мм или стекло толщиной 5—6 мм), 10 — дверка (ДСП толщиной 20 мм), 11 — задняя стенка (оргалит или ДВП толщиной 5—10 мм), 12 — днище (ДСП толщиной 20 мм), 13 — опорные ножки (шайбы из фанеры толщиной 20 мм), 14 — каминная решетка.
Чтобы получить такие слайды, необходимо сфотографировать на цветную обратимую (и желательно, высокочувствительную) пленку пламя эффектного костра. Разумеется, фотографировать такой костер лучше всего поздним вечером, в сумерках. Советуем отснять с различными экспозициями как можно больше кадров, чтобы был «маневр» для отбора тех пяти-шести слайдов, которые и составят «сюжет» для будущего слайд-фильма. Да, кстати, при съемке имеет смысл пользоваться штативом и все кадры экспонировать с одной точки. Это позволит в дальнейшем легко совмещать основные «детали» костра — неподвижные (в отличие от пламени) поленья, угли и т. п.
Наверное, нет особой необходимости подробно описывать конструкцию этого камина. По сути дела, это всего лишь короб из любого подручного материала — реек, фанеры, плит ДСП и ДВП, листов оргалита. Расскажем лучше о некоторых методах имитации поверхности нашего сооружения, придающих ему почти абсолютную достоверность.

1 — деталь с отверстиями под гайку и винт, 2 — деталь с отверстием под винт с потайной головкой, 3 — винт, 4 — гайка.
Допустим, вы захотели «выложить» свой камин из «кирпича». Лучше всего имитация его получается из пластин толстого картона, нарезанных «под кирпич» и наклеенных на лицевую и боковые стенки камина бустилатом или поливинилацетатным (ПВА) клеем. Затем с помощью любой шпаклевки (например, карболата) заделываются стыки между «кирпичами» таким образом, чтобы получилась имитация швов, и весь камин окрашивается первым слоем краски. Здесь лучше всего подойдет белая водоэмульсионка, тонированная гуашью или сухим пигментом подходящего тона.
Нанеся первый слой, разведите в двух банках краски светлее и темнее основного тона. Теперь скомкайте из половины газетного листа тампон, слегка обмакните его в краску и сделайте несколько пробных отпечатков на листе бумаги. Если «оттиск» получается четким, краска наносится на «кирпичи».
После высыхания та же операция проводится краской другого тона. В результате «кирпичи» приобретают вполне естественную цветовую фактуру. Остается закрасить швы между «кирпичами» серой краской — и ваш фотокамин вряд ли можно будет отличить от настоящего.
Неплохо смотрится и камин, выложенный из так называемого дикого камня. Имитировать такие камни можно все тем же картоном, оргалитом или же фанерой, а вот для создания на поверхности этих пластин вполне естественной фактуры советуем воспользоваться следующим способом.
На обрезанные в соответствии с заранее разработанным эскизом пластины наносится клей (эпоксидный, поливинилацетатный или даже силикатный), а затем поверхность «засеивается» обычным речным песком из сита или решета. После того как засохнет клей, излишки песка удаляются — и перед вами предстанут пластины с поверхностью, весьма напоминающей каменную. Чтобы усилить эффект, советуем поискать песок различных оттенков и зернистости. Готовые пластины наклеиваются на поверхность фотокамина точно так же, как и «кирпичи». Следует заметить, что песчаная отделка вполне подходит и для картонных «кирпичей» — надо только подобрать мелкозернистый песок подходящего цвета.

1 — клей (эпоксидный, ПВА или силикатный), 2 — фанерная или картонная пластина, 3 — сито с сухим песком.
Ну а теперь о главном — о «пламевоспроизводящей» установке. Самый простой вариант — поставить в верхней части короба на максимальном удалении от полупрозрачного экрана три-четыре детских фильмопроектора. Можно, конечно, спроектировать устройство, коммутирующее проекторы и обеспечивающее включение и выключение этих приборов в желаемой последовательности и ритме; но проще все же снабдить каждый диапроектор индивидуальным прерывателем с произвольной периодичностью включения-выключения. В качестве такого прерывателя идеально подходит стартер от ламп дневного света — достаточно подключить его последовательно к лампе накаливания диапроектора. При этом изображения языков пламени в различных фазах будут то накладываться друг на друга, то чередоваться, и все это создаст вполне достоверную игру живого пламени.
Как видно из наших рисунков, световой поток из диапроектора, несущий изображение, попадает сначала на наклонно расположенное зеркало, отражается им и оказывается на полупрозрачном экране. Зеркало здесь применяется самое обычное. Надо только, чтобы размеры его были не меньше, чем изображение в этой зоне.
Что же касается экрана, то его придется сделать самостоятельно. Наиболее простой вариант — использовать для этого матовую лавсановую кальку, натянув ее на деревянную рамку. Практически идеального натяжения можно добиться, приклеив пленку к рамке клеем БФ-2 или «Момент» и прогладив ее затем электрическим утюгом.
Настройка оптической системы не слишком сложна. Поочередно включая диапроекторы (без стартера-прерывателя!), добейтесь четкого изображения на экране. Причем надо постараться, чтобы изображения углей и поленьев совпадали при включении любого из проекторов или всех проекторов одновременно.
Вот, собственно, и все. Остается лишь посоветовать: почаще «топить» фотокамин и пореже — телевизор. Вскоре вы убедитесь, что свет первого способствует общению и взаимопониманию, а второго — лишь бесплодному времяпрепровождению. Впрочем, все хорошо в меру.
Игорь МНЁВНИК