Успехи в развитии фотографии последних лет сделали её доступной каждому желающему. Простая фотосъёмка с получением без хлопот достаточно дешёвых, но колоритных и качественных снимков на материалах различных фирм в специальных пунктах предали забвению весьма интересную область фотографии, пользовавшуюся когда-то популярностью. Речь идёт о стереофотографии, или объёмной. Для этого выпускались и специальный стереофотоаппарат «Спутник» с двумя объективами, и стереоскопы для просмотра полученных снимков.
Между тем, освоить этот вид съёмки и внедрить его в свою фотопрактику без особых затрат может всякий фотолюбитель, тем более — профессионал. А ощущения и впечатления от просмотра стереоснимков доставят радость даже самому искушённому зрителю.
Принцип стереофотографии заключается в самом зрительном восприятии человеком окружающего мира. Дело в том, что мы рассматриваем объекты двумя глазами, «разнесёнными» на величину В = 60…80 мм, именуемую глазным базисом. Вследствие того, что для каждого глаза картины слегка различаются и кажутся плоскими (сравните их, поочередно закрывая левый или правый), при рассмотрении объекта одновременно обоими глазами происходит зрительная пространственная ориентация предметов и выявляется их объёмность — так называемый стереоэффект. Но даже если смотреть двумя глазами на телевизионные, фотографические или полиграфические изображения, они будут всё равно плоскими, поскольку получены съёмкой одним объективом.
Другое дело, когда объект снят с двух точек, отстоящих друг от друга на величину глазного базиса (чем больше В, тем значительнее стереоэффект, однако устанавливать базис свыше 100 мм не следует). При рассмотрении полученных отпечатков двумя глазами одновременно (левый — левым глазом, а правый — правым) возникает качественно новое восприятие, ничем практически не отличающееся от естественного зрения и обеспечивающее эффект присутствия.