СОКРОВИЩЕ ИЗ ЛЕСА

СОКРОВИЩЕ ИЗ ЛЕСАНа выставках удивительно красивые декоративные изделия из капа соперничают даже с украшениями из янтаря—даров моря и смолистых доисторических лесов. Кап (другими словами—наплыв)—это нарост на стволах деревьев, представляющий собой аномальное развитие древесины. Оказавшись в руках мастера, он превращается в художественное произведение декоративно-прикладного искусства: оригинальные кашпо и вазы для цветов, необыкновенные блюда и чаши, карандашницы, пепельницы. Все эти предметы смотрятся так, как будто созданы самой природой, а человек только нашел эти сокровища в лесу, разглядев их в замысловатых вздутиях на стволах (кстати, губительных для дерева).

Типы наростов

Все наросты при большом разнообразии форм по своему происхождению делятся на два типа. Первый — нарост из «спящих» почек, пронизывающих древесину; второй — из аномальной древесины. Главный признак нароста первого типа — наличие под корой множества бугорков, которые иногда пробуждаются как почки и дают порослевые побеги. Эти-то бугорки и создают потом внешнюю красивую форму изделия. Но и внутренняя поверхность изделий за счет этих же неразвившихся почек обладает необычайной привлекательностью. Очевидно, что такая текстура образуется из свилеватой древесины, пронизанной зарождавшимися почками. Внутренняя поверхность отшлифованного среза настолько необычна, что ее можно сравнить только с текстурой такого редкого и ценного дерева, как карельская береза.

Второй тип нароста более многочислен по форме, и поэтому из него можно изготовить множество разнообразных изделий. Зачастую он состоит из одного сплошного бугра свилеватой древесины или нескольких средних бугров, составляющих один общий.

У этого типа нароста текстура богаче, чем у простой древесины, но значительно проще, чем у капа из спящих почек, и поэтому красота изделий из него—в основном за счет внешних форм.

1. Набор стамесок для ручной выборки

1. Набор стамесок для ручной выборки

2.Гибкие валы к бормашине с набором фрез и шлифовочных насадок для обработки изделий из капа

2. Гибкие валы к бормашине с набором фрез и шлифовочных насадок для обработки изделий из капа

3. Двойной еловый нарост — материал для вазы

3. Двойной еловый нарост — материал для вазы

4. Принцип выполнения подобных ваз не отличается сложностью

4. Принцип выполнения подобных ваз не отличается сложностью

 

Материал для кашпо, ваз, разнообразных чаш, изготавливаемых из больших наростов с сильным изгибом вокруг ствола, — все это требует отпиливания целиком части ствола вместе с наплывом.

Брать с избытком стволовую часть необходимо и в целях профилактики образования трещин в изготовленных вазах и кашпо. Кроме того, в заготовках желательно просверлить несколько отверстий в стволовой части на месте будущей емкости. Это явится дополнительной страховкой от возникновения трещин, так как испарение влаги из заготовки будет идти интенсивнее изнутри, через отверстия, оттягивая при этом влагу и из наружных частей заготовки. При этом деформация от усыхания (сжатия) заготовки будет идти внутрь (а не наружу, с неизбежным растрескиванием).

Кап можно заготавливать в течение всего года, но лучше это делать весной, когда интенсивно образуется ростовый слой дерева — камбий. Именно в этот период кора отделяется легко. В другое время ростовый слой дерева уплотняется, усиливается связь коры с древесиной, причем настолько, что отделение ее становится более трудоемким.

Что касается нароста из спящих почек, то его лучше заготавливать исключительно в период интенсивного роста дерева, в другое время кап отделить от ствола становится невозможно.

Поиск капа

Наросты могут быть на любых деревьях, как в однопородных, так и в смешанных лесах. Замечено, что на березе они обнаруживаются чаще, чем на других породах.

Наплывы из спящих почек встречаются практически только на деревьях, способных к порослевому возобновлению—в основном это береза, клен. На них иногда наблюдаются одновременно десятки наростов разной величины — от мелких до средних.

Деревья, обладающие способностью только к семенному размножению (сосна, ель), наплывов из спящих почек не образуют, а только из аномальной древесины. Исключительно редко на них можно найти наросты больше одного на стволе.

Кап может появиться на любой высоте ствола, а также на корнях и даже на ветвях дерева любого возраста. Больше всего нароста—в средневозрастных древостоях.

В ослабленных насаждениях (например, по причине периодических длительных затоплений) автор наблюдал образование значительного количества нароста из спящих почек на березе, в основном в прикорневой части ствола.

Появление наростов в древостое напрямую связано с развитием в нем подроста и подлеска: чем гуще эта растительность, тем меньшая вероятность найти кап, и наоборот.

Следует помнить, что нельзя брать нарост с дуба — это редкая, долгорастущая и очень ценная порода, к тому же древесина этого дерева из-за большой твердости очень трудна для заготовки и обработки ее в изделие.

Чем добыть нарост? 

Инструмент охотника за наростом должен быть удобным в обращении, легким, производительным и прочным.

Конкретным примером его может служить самодельная лучковая пила, изготовленная автором из алюминия. Она пригодна для обработки ствола как при заготовке материала, так и во время работы с изделием.

В походном виде пила состоит из нескольких разборных элементов—спинки, двух боковых ручек (с натяжным винтом в одной из них) и ножовочного полотна.

Этот инструмент, проигрывая в массе деревянным лучковым пилам, обладает рядом преимуществ, перекрывающих этот недостаток, главное из которых—прочность, а также жесткость крепления всех элементов, что позволяет добиться сильного натяжения ножовочного полотна. Благодаря этому процесс пиления, как один из наиболее трудоемких этапов работы, значительно облегчается. Особенно это важно при пилении деревьев значительной толщины и твердых пород.

Время разборки (или сборки) такой пилы не превышает трех минут. Завернутая в чехол, она легко помещается в рюкзаке.

Ручной инструмент

Чтобы создать из заготовки изделие, следует произвести два вида работ—удаление лишнего материала и последующую шлифовку поверхностей.

При ручном исполнении этих работ нужны наборы стамесок и шлифовочного материала различной зернистости. Стамески отличаются друг от друга по профилю и ширине полотна; они могут быть прямыми и полукруглыми. Затачивают их под углом 18—20°: работать таковыми будет легче, чем стамесками с более крутой заточкой.

Полукруглые стамески применяются различной степени кривизны—от почти плоских до лезвий со значительным радиусом закругления (отлогие, средние и крутые). Затачивают их как снаружи, так и изнутри — в зависимости от характера предстоящей работы.

Узкие стамески можно изготовить из напильников, сточив последние соответствующим образом на наждачном круге. За исключением режущего конца металл следует «отпустить», нагревая на слабом пламени до появления желтизны. Если этого не сделать, то стамеска получится хрупкой, так как металл напильника закален по всей длине.

Хорошо подготовленный и правильно установленный инструмент позволяет выполнять обработку древесины с меньшими усилиями, быстро и с высоким качеством. Затупившийся же и плохо отрегулированный инструмент отобьет, как говорится, не только руки, но и желание. Лишь работая острым и удобным инструментом, мастер не устанет и получит удовлетворение. Некоторые изделия, пусть даже не очень больших размеров, могут быть выполнены не менее, чем за неделю.

Возможна и механизация

Наиболее универсальный инструмент, позволяющий механизировать выборку материала и шлифовку изделия из капа,—это бормашина с гибким валом и с приводом от электродвигателя, с набором фрез и шлифовочных насадок.

Специфика обрабатываемого материала, изобилующего большим количеством неровностей, требует инструмента небольших размеров, способного производить выборку и шлифовку между этими неровностями, как бы копируя их.

Очень хорошо показала себя при выполнении данных работ шаровая фреза. Она обладает универсальностью, позволяя производить выборку в заготовке повсеместно. Для обработки кромок изделия с напуском достаточно конусовидной или цилиндрической фрезы. Насадки для шлифовки удобны в работе над заготовками шириной до 2 см и диаметром до 5 см.

Использование в бормашине электродвигателя с большим количеством оборотов, дающего многократное увеличение производительности, является лучшим вариантом механизированной обработки изделия. Но даже применение этого инструмента не может полностью исключить ручной труд. Электродрель в сочетании с фрезами из-за низкого количества оборотов выборку не ускоряет, но в сочетании с насадками производительность работы увеличивает.

Для начала вся внутренняя поверхность нароста просверливается максимальным количеством отверстий, затем уже выбирается вручную путем выбивания целых кусков с помощью полукруглых стамесок и долота.

При этом надо опасаться сквозного просверливания заготовки. Завершающие фазы выборки материала и шлифовки должны производиться вручную.

Обработка изделия

При выполнении шлифовки изделия надо всегда помнить, что это один из ответственнейших этапов обработки, когда выявляется текстура—то, за что, собственно, и ценится поделочное творение.

Очень часто при обработке материала в нем обнаруживаются естественные сквозные отверстия или возникают неизбежные мелкие трещины уже при высыхании заготовки — все это снижает качество изделия. В таких случаях дефекты замазываются клеевой массой, которую готовит сам мастер из опилок и пыли, образуемых при шлифовке (она по цвету должна максимально подходить к данному изделию), и бесцветного клея. После чего замазанные и просушенные дефектные места шлифуются.

5. Карандашница

5. Карандашница

6. Чаша «Лягушка» из нароста березы

6. Чаша «Лягушка» из нароста березы

7. В этом типе изделий величину емкости определяет сам нарост

7. В этом типе изделий величину емкости определяет сам нарост

8.Такой кап — прекрасный материал для изделия с напуском, но как заготовка он может быть взят только с частью ствола

8. Такой кап — прекрасный материал для изделия с напуском, но как заготовка он может быть взят только с частью ствола

9.Изделие будет без дефектов, так как его стволовая часть в виде заготовки была значительно длиннее

9. Изделие будет без дефектов, так как его стволовая часть в виде заготовки была значительно длиннее

Некоторые мелкие естественные отверстия заделываются вклеиванием в них отрезков сучков, для чего отверстие вначале рассверливается. В последующем вклеенный отрезок материала зашлифовывается до поверхности изделия. При этом создается впечатление, что сучок изначально присутствовал в материале и поэтому даже украшает изделие.

Крупные отверстия не заделываются вообще: создается впечатление их естественности, зачастую они делают поделочное творение еще более оригинальным.

Надо сказать, что во всех элементах готового изделия надо избегать острых углов и острых кромок—они должны быть плавными и закругленными.

Механизация работы позволяет значительно ускорить и облегчить такие трудоемкие процессы, как выборка и шлифовка. Но есть у этого способа и минус—возникающая сильная запыленность. Поэтому выполнять выборку и шлифовку необходимо в достаточно плотной марлевой повязке, а глаза при этом защищать предохранительными очками. Идеальным вариантом оборудования рабочего места является активная вытяжная вентиляция.

Отделка поверхности готового изделия

 

Завершающий этап работы технически самый простой и наименее трудоемкий. Тем не менее от него во многом зависит конечный результат: или успех, или… неудача.

 

На выставках-ярмарках демонстрируются изделия, основная масса которых покрыта натуральным восковым лаком, и лишь небольшая партия — стекловидным искусственным. Изделия с натуральным покрытием пользуются, как правило, наибольшим спросом.

 

Лакирование изделия воском

 

Нанесение лака на изделие осуществляется: в несколько слоев — на внутреннюю поверхность изделия и в один — на наружную.

 

Техника многократного покрытия восковым лаком предусматривает обязательную протирку тканью одного из промежуточных слоев (обычно третьего и обязательно последнего) до их высыхания, сразу после нанесения.

 

 

Это объясняется тем, что названный тип лака состоит из двух компонентов — натурального растворителя и воска. Растворитель впитывается интенсивнее, чем воск, и обычно уже после второго слоя, при его высыхании, на поверхности изделия остается белесый слой сухого воска (он и при растирании очень заметный). Удалить его удается при нанесении третьего слоя, когда невпитанный и засохший воск предыдущих слоев размягчается в растворителе третьего слоя и при натирании его полотном может быть снят. Операция сопровождается последующим растиранием поверхности после ее высыхания. Хороший результат дает использование махровой ткани.

Наружная поверхность изделий может быть покрыта только одним слоем, так как накапливающийся при большом количестве слоев воск из-за неровностей не может быть удален и поэтому становится очень заметным. Растирание высохшего слоя производится комбинированно: ровные участки поверхности — махровой тканью, неровности же тщательно протираются густой волосяной щеткой.

 

Растирание покрытий наружной и внутренней поверхностей изделия является последним и ответственным этапом работы: именно после этого удается наиболее полно выявить красоту текстуры, придать изделию мягкий матовый блеск — и тогда оно превращается в предмет прикладного искусства.

 

Последовательность выполнения механизированной и ручной обработки изделия такова:

 

1 — механизированная выборка; 2 — ручная довыборка до необходимой остаточной толщины; 3 — первичная механизированная шлифовка крупнозернистой шкуркой; 4 — сглаживающая ручная шлифовка ею же; 5 —механизированная шлифовка среднезернистой шкуркой; 6 — ручная шлифовка ею; 7 — механизированная шлифовка мелкозернистой шкуркой; 8 — с ее же помощью — ручная дошлифовка изделия

 

Е. МАРКОВ

Рекомендуем почитать

  • ПРИЦЕП ДЛЯ МОТОЦИКЛАПРИЦЕП ДЛЯ МОТОЦИКЛА
    Многие владельцы мототехники стремятся как можно более эффективно использовать имеющиеся у них транспортные средства. При возведении различных строений, облагораживании садовых участков...
  • МЛАДШИЙ БРАТ «ВЛАДИМИРЦА»МЛАДШИЙ БРАТ «ВЛАДИМИРЦА»
    Мини-трактор, признаться, я строил без каких-либо чертежей (за исключением эскизов деталей, которые надо было заказывать токарю), так сказать, на глазок, интуитивно, располагая все узлы...
Тут можете оценить работу автора: