ВСЁ НАЧАЛОСЬ С АМО

Итальянский автомобиль FIAT 15 Ter - прототип советского АМО-Ф 15ВСЁ НАЧАЛОСЬ С АМОВ ночь на 1 ноября 1924 года рабочие собрали первый автомобиль, целиком изготовленный на заводе АМО. Один из слесарей, низко нагнув голову перед радиатором с советской, а не иностранной маркой, крутанул заводную рукоятку -и АМО-Ф15 № 1 ожил. Несколько кругов по заводскому двору сделал тогда этот… даже не автомобиль, а обнажённое — без кабины и кузова — шасси с перевёрнутым ящиком на раме вместо сиденья.

Утром следующего дня машина № 1 была полностью «одета». В первую пробную поездку на ней отправился сам главный конструктор В. И. Ципулин. По словам И. А. Лихачёва, который впоследствии 23 года руководил заводом, тогда на АМО «автомобиля никто не знал, за исключением Ципулина». Владимир Иванович многое сделал для освоения производства первых советских грузовиков. И поэтому когда десятка алых (даже сиденья имели красную обивку) АМО-Ф15 прошла 7 ноября в рядах демонстрантов по Красной площади, головную машину вёл Ципулин.

На первом советском грузовике стоял 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель. Подняв капот, можно было увидеть удивительно «гладкий» мотор. Справа по ходу непосредственно к блоку цилиндров крепился карбюратор, слева -весьма простой формы выпускной коллектор. Впускные каналы были отлиты в теле блока. На крышках распределительных шестерён, клапанов и блока цилиндров рельефно выделялась вязь букв «АМО».

Можно найти немало курьёзных с современной точки зрения конструктивных особенностей в АМО-Ф15. Например, педаль акселератора размещалась между педалями тормоза и сцепления, а не справа от них. А картер заднего моста составлял одно целое с кожухом карданного вала, образуя узел, по форме напоминающий букву Т. На её поперечине располагались ведущие колёса, а стойка, упираясь через шарнир в траверс рамы, передавала толкающие усилия (сейчас они передаются на раму рессорами). Картер заднего моста состоял из двух половин, которые скреплялись 43-мя болтами. Интересно, что задние колёса не были параллельны друг другу, а имели, подобно передним, развал. Он задавался формой картера заднего моста и равнялся одному градусу.

Пожарный автомобиль завода «Промет» на базе АМО-Ф15 из музея пожарной техники в г. Санкт-Петербурге

Пожарный автомобиль завода «Промет» на базе АМО-Ф15 из музея пожарной техники в г. Санкт-Петербурге

Предшественник АМО-Ф15 — FIAT 15 Ter

Предшественник АМО-Ф15 — FIAT 15 Ter

Автомобиль АМО-Ф15

Автомобиль АМО-Ф15

Автомобиль АМО-Ф15 из первой десятки (1924 г.) с брезентовой крышей кабины

Автомобиль АМО-Ф15 из первой десятки (1924 г.) с брезентовой крышей кабины

Вслед за первой десяткой полуторатонных грузовиков завод АМО начал планомерно выпускать машины: в 1925 году 113 штук, в следующем — 342, а затем всё больше и больше. Но дело было не только в количестве. В 1926 году существенно изменилась конструкция АМО-Ф15. На смену брезентовому складному верху кабины пришли жёсткая крыша, задняя стенка и съёмные боковинки. Более простую конфигурацию получил радиатор, рычаги управления перекочевали внутрь кабины. Вместо гудка с грушей стали монтировать электрический сигнал, ацетиленовые фары уступили место электрическим, а в дополнение к заводной рукоятке машины начали оснащать электрическим стартёром. Кроме того, заводские специалисты реконструировали сцепление, рулевой механизм, перенесли бензобак под сиденье водителя, уменьшили размеры маховика, чтобы при переезде через неровности он не цеплялся за них.

Мало того, что АМО-Ф15 подвергся основательной модернизации, его шасси было использовано для постройки карет скорой помощи (1925 г.), автобусов (1926 г.) с 14-ю местами для сидения, семиместных легковых штабных, бронированных и пожарных автомобилей, фургонов для перевозки почты (1927 г.).

Мы помещаем здесь фото некоторых модификаций машины АМО-Ф15, называем цифры количества их выпуска в первые годы. Миллионные тиражи автомобилей, наверное, вряд ли были бы возможны, если бы народное хозяйство не производило мощных прессов для штамповки крупных панелей кузовов, высокопроизводительных линий для обработки блоков цилиндров или агрегатов для нарезки конических гипоидных шестерён для задних мостов. Автомобильную промышленность поддерживала вся индустрия страны. Завод АМО едва ли мог шагнуть от сотен машин в год к десяткам тысяч, если бы в СССР не было налажено собственное производство мощных прессов для штамповки крупных панелей кузовов, высокопроизводительных линий для обработки блоков цилиндров или агрегатов для нарезки конических гипоидных шестерён для задних мостов, шарикоподшипников и легированных сталей, современных станков и долговечных шин. Такое сложное изделие, как автомобиль, да ещё создаваемые в масштабах несравненно больших, чем локомотивы или станки, требует, чтобы в его выпуске прямо или косвенно принимала участие вся промышленность.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

АМО-Ф15 принадлежит к типичным грузовым автомобилям двадцатых годов и поначалу кажется очень простым объектом моделирования. В действительности же нужно проявить сноровку, так как у этого автомобиля многие детали механизмов и оборудования были снаружи, и исполнение их в маленькой модели -дело довольно кропотливое.

Радиатор проще всего сделать из толстой латунной пластинки, напаять на неё медную сетку (паять медью!) и буквы «АМО» в кружке или в овале (по-разному на автомобилях разных лет выпуска). Не забудьте, что шарнирные «лапы» радиатора тоже видны, они опираются на продольные брусья рамы. Фары имеют гладкие, нерифлёные стёкла и установлены на вильчатых кронштейнах на передних клыках рамы. Запасное колесо установлено выпуклой стороной к стенке кабины.

Внешность грузовика АМО-Ф15 прошла три стадии развития. Сначала на первой опытной партии 1924 года кабина была снабжена тентом, радиатор и капот имели в поперечнике слегка скруглённые очертания с высоким «домиком» в верхней части. На второй стадии (с 1925 года) радиатор и капот приобрели плоские грани, но тент ещё сохранялся. Этот самый автомобиль и показан на нашем чертеже, но для тех моделистов, которые будут, пользуясь другими рисунками, делать «самый первый» АМО, мы изобразили на борту платформы подлинную надпись. На машинах позднейшего выпуска (с 1926 года) тент заменили жёсткой крышей на стойках (третья стадия).

Наверняка, вы подумаете, что художник забыл показать на чертежах и рисунках отдушины на боковинах капота. Нет, не забыл: отдушин не было, АМО-Ф15 обладал оригинальной системой охлаждения двигателя. Вентилятором служил открытый маховик двигателя с отлитыми в его теле восемью лопатками. Он нагнетал воздух через соты радиатора и подкапотное пространство вниз, под кузов. Кожухи системы охлаждения так же, как и глушитель, отчётливо видны под рамой.

Карета «скорой помощи» на шасси АМО-Ф15

Карета «скорой помощи» на шасси АМО-Ф15

Автобус на шасси АМО-Ф15

Автобус на шасси АМО-Ф15

Семиместный легковой автомобиль

Семиместный легковой автомобиль

Почтовый автомобиль

Почтовый автомобиль

Новгородские пожарные на АМО-Ф15, 1930 г.

Новгородские пожарные на АМО-Ф15, 1930 г.

Бронеавтомобили БА-27 на шасси АМО-Ф15, 1928 г.

Бронеавтомобили БА-27 на шасси АМО-Ф15, 1928 г.

Место водителя расположено не слева, как у современних машин, а справа, с доступом к нему через единственную левую дверь кабины. В те годы правое расположение руля считалось более безопасным и удобным, так как на мостовой было гораздо больше конных повозок, двигавшихся по обочине, и пешеходов, сошедших с тротуара, чем встречных автомобилей. Дверь не имела наружной ручки. Чтобы открыть её, приходилось просовывать руку внутрь кабины (при наличии брезентовой боковинки — через клапан в ней).

Платформа машины отличается от современных малой шириной досок, рельефными деревянными рамами бортов, изогнутыми петлями и оковками. Слева под платформой установлен инструментальный ящик. Все три борта откидные.

Рама шасси заметно наклонена вперёд. При вычерчивании и изготовлении модели удобно считать плоскость верхних полок рамы горизонтальной, а основные линии конструкции (грани радиатора и кабины, бруски и доски платформы и т.д.) — параллельными или перпендикулярными этой плоскости. Оси же передних и задних колёс следует при этом располагать соответственно ближе или дальше по высоте от верхней плоскости рамы.

На чертеже не показаны скрытые облицовкой контуры двигателя, коробки передач и других механизмов шасси, так как они те же, что и у автомобиля Я-3.

Первые десять автомобилей АМО, как уже отмечено в статье, были окрашены в ярко-красный цвет, с белыми надписями. В дальнейшем окраска грузовиков была защитнозелёной, серой или бежевой. Машины для почты окрашивали в синий цвет, автобусы — в вишнёвый со светло-жёлтым верхом, легковые машины — в серый и защитный цвета, причём верхние панели капота и края боковин кузова были более тёмного оттенка. Колёса, рама, рессоры, мосты и крылья на большинстве машин были чёрными. Обивка сидений — из тёмно-красного дерматина, тент — из серого брезента. Номерные знаки на машинах АМО были очень простыми, с чёрными крупными цифрами на белом фоне, без буквенного индекса, поскольку автомобилей было мало. Лучше всего написать вместо номера год выпуска — 1924. Знаки крепились на скобе над левым передним крылом и справа под кузовом.

Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, Л. ШУГУРОВ

Рекомендуем почитать

  • МЕЛ НАПИЛЬНИКУ ДРУГМЕЛ НАПИЛЬНИКУ ДРУГ
    При обработке напильником мягких и вязких материалов его насечка быстро забивается опилками. Очистка же инструмента зачастую отнимает больше времени, чем сам рабочий процесс. Чтобы дело...
  • НОЖНЫ ДЛЯ СТАМЕСКИНОЖНЫ ДЛЯ СТАМЕСКИ
    Конечно, не такие, как для кинжала. Но тем не менее ее острие— наиболее уязвимая часть инструмента — будет надежно предохранено. Для этого потребуется лишь отрезок резинового шланга или...
Тут можете оценить работу автора: