С началом весны в столичный парк «Сокольники» стоит стремиться не только ради того, чтобы насладиться погожими солнечными деньками, по которым соскучился за зиму, но и для того, чтобы побывать на традиционной выставке «Олдаймер-Галерея». Любой человек, неравнодушный к истории автомобилей и мотоциклов, да и вообще к технике, найдет здесь немало пищи для ума. На этот раз в рамках выставки также состоялся «Фестиваль технических музеев», зкспозиции которого были посвящены самой разной тематике: от велосипедов и первых компьютеров до космических аппаратов и детских игрушек.
Первый выставочный зал был отдан автомобилям и мотоциклам прошлых лет, среди которых встречались редчайшие модели, как отечественные, так и зарубежные. Немного удивил стенд известнейшего коллекционера и реставратора старинных автомобилей Вячеслава Лена — наряду с Horch 901, машиной немецкой, трофейной, к собирательству которых он питает особенную склонность, на этот раз были показаны отечественные грузовики военных лет: легендарная «Катюша» (1) на шасси ЗИС-6 и заправщик на шасси ГАЗ-ААА, применявшийся в танковых частях. Окинув восторженным взглядом любовно отреставрированные чешские «Явы», иметь которые в советское время считалось особым шиком, приближаемся к сверкающим черным лаком правительственным лимузинам из ГОНа (гаража особого назначения). Для полноты картины они соседствуют с мотоциклами почетного кортежа. Обернувшись же, нельзя не обратить внимания на уникальный «Паккард» (2), который совсем скоро отметит вековой юбилей — он 1926 года выпуска! На первый взгляд машина кажется не до конца восстановленной: на кузове, например, местами видны следы ржавчины. Однако это так называемое состояние «барнфайнда», когда автомобиль десятки лет стоит в гараже и подвергается процессу естественного старения, и именно в таком виде его и оставляют. В данном случае реставраторы мастерской «КАМЫШМАШ» пошли нетрадиционным путем. Оставив на машине внешние приметы времени, они кропотливо восстановили ее техническую начинку. Если необычный барабанный спидометр было не разглядеть, поскольку близко к раритету не подпускали, то подивиться на ленточные амортизаторы подвески было можно (3).
Наша «Нива» первых годов выпуска оказалась, разумеется, в ряду отечественных авто времен СССР, состоявшего преимущественно из «Волг» и «Москвичей». LADA 4×4 выпускается без существенных изменений до сих пор — настолько удачным оказался советский легковой внедорожник гражданского назначения, но попытки сделать такой автомобиль предпринимались не только в Тольятти. Мало кто знает, что и в столице в 1970 году в единственном экземпляре собрали прототип «Москвича-415С» с двумя ведущими мостами (4). Самое удивительное, что энтузиастам его удалось разыскать! Работы по восстановлению еще предстоит много, но о том, каким мог бы получиться предшественник «Нивы», судить уже можно.
Не меньшая редкость — «Москвич-408 Турист», в состоянии — как с конвейера. Впрочем, на конвейере он никогда и не был, машину с кузовом типа хардтоп, то есть с убирающимся жестким верхом, построили на МЗМА в 1964 году на агрегатах серийного «408-го». Согласно легенде, за образец взяли Renault Floride (мы рассказывали о нем подробно в «М-К» № 11 за 2018 год), подаренный Хрущеву в 1960 году во Франции. Хотя советский лидер вроде бы и одобрил получившийся концепт, плюс им заинтересовались европейские партнеры «Автоэкспорта», но далее двух прототипов дело не пошло. К сожалению, оба они со временем были утрачены, а представленный на выставке образец — точная копия машины, созданная в «Мастерской Евгения Шаманского» по скудным чертежам и сохранившимся фотографиям (5).
Прежде чем переместиться во второй павильон экспозиции, задержимся у стенда известного белорусского мастера кастомайзинга Юрия Шифа — техника не раритетная, но зато на 100 процентов созданная своими руками! Чоппер «Юрий Гагарин» имеет «кузов» из алюминиевого сплава. Причем он даже не окрашен, только покрыт лаком. Серебристый цвет машины, обтекаемые формы крыльев, облицовка фары — все олицетворяет стиль эпохи 60-х, начало космической эры. А как вам электрогитара… в качестве несущего элемента рамы мотоцикла? Гитара, впрочем, не настоящая — продуманная металлическая конструкция лишь повторяет ее формы. Байк Time Machine посвящен, как нетрудно догадаться, легендарной группе «Машина времени». Эти мотоциклы, как и другие творения Юрия, не предназначены, конечно, для серьезных поездок — это настоящие произведения искусства, как картина или скульптура.
Среди экспонатов «Фестиваля технических музеев» автомобили, мотоциклы или даже велосипеды, разумеется, тоже присутствовали, но, помимо них, посетители могли увидеть макеты космических станций или, скажем, старинные телефоны. А ни один из мальчишек, независимо от возраста, не мог спокойно пройти мимо внушительной по объему экспозиции игрушек — автомобилей, согнутых из жести, выпускаемых некогда фабрикой «Радуга» в городе Верхняя Пышма тысячами. Когда-то, помнится, их можно было найти в любой песочнице, а теперь вот — стали раритетами!
Благодаря музейным работникам, энтузиастам своего дела, с тем, как работает та или иная техника, можно было познакомиться воочию. Например, столичный музей «Огни Москвы» предлагал всем желающим из подручных средств за какие-нибудь пять минут собрать электрическую лампочку накаливания.
Компьютер, а то и несколько, есть сейчас в каждой семье, но кто задумывается над историей этого устройства, в корне изменившего наше бытие? Боровский Музей компьютеров поможет ликвидировать пробелы в данной области знания. Обладателям нынешних ноутбуков и планшетов даже трудно представить, что в середине 1980-х годов Compac III, выглядящий как увесистый чемодан с пристегивающейся крышкой-клавиатурой, воспринимался как вполне себе портативный и современный компьютер.
Московский Политехнический музей, наряду с мотоциклом и любопытнейшим по конструкции трехколесником с приводом на переднее управляемое колесо, показал самодвижущийся механизм, построенный изобретателем Александром Игнатьевым (6). В 1908 году выпускник физико-математического факультета Петербургского университета гостил у Максима Горького на Капри. На просьбу писателя показать какую-нибудь «полезную штуку» Игнатьев положил на стол швейную катушку и потянул за кончик нитки. Катушка покатилась по столу, легко преодолевая завалы из карандашей. Безделушка подсказала изобретателю конструкцию механической дистанционно управляемой машины, созданной в начале 1930-х годов. На ведущей оси крепился барабан, на который наматывался шнур. Если потянуть за него, устройство приводилось в движение. Назначение у такой техники, конечно, было военное: например, сидя в окопе, солдаты могли выпустить данный механизм через простреливаемую неприятелем территорию к проволочному заграждению. Зацепившись за него (для чего имелись специальные крючья), можно было проделать в нем брешь. Или незаметно подвести заряд взрывчатки ко вражеским укреплениям. По сути, это далекий предшественник современных дистанционно управляемых роботов. Правда, выпуск «беспилотника» Игнатьева налажен не был. А единственный образец этой интересной машины был найден на даче Горького в Подмосковье, откуда и был передан в Политех.
Очевидно, что восстановление старинного автомобиля или мотоцикла — это тоже своего рода самодеятельное творчество, ведь очень многие детали приходится изготавливать своими руками. Были на выставке и полностью оригинальные образцы техники, от начала до конца построенные энтузиастами. Например, инженер Челябинского тракторного завода в 1960-е годы вместе с единомышленниками собрал амфибию-переломку с колесной формулой 8×8. Яркая черта «Арго» (7 и 8), как назвали машину, — трансмиссия гидростатического типа. Колеса получают привод от гидромоторов, поэтому нет ни КПП, ни раздатки, ни карданных валов. Двигатель от автомобиля М-20 «Победа» устанавливался во второй секции, передняя предназначалась для водителя и пассажиров. Впрочем, следов того, что на машине когда-то стоял мотор, нет — по всей видимости, оригинальный проект не был доведен до конца.
Реальным же примером самодеятельного творчества, призванного решать серьезные научные задачи, можно признать собранную из подручных средств установку для изучения электронного парамагнитного резонанса. Физик-экспериментатор Е.К. Завойский, открывший явление в 1944 году в лаборатории Казанского университета, изучал его и в домашних условиях, собрав установку с использованием корпуса от пылесоса, металлических коробок из-под печенья и кофе. Теперь эти артефакты (9) находятся в музее-лаборатории Е.К. Завойского при университете.
Андрей ФАРОБИН,
фото Сергея ГРУЗДЕВА