Средний танк М4АЗЕ8. 12-я танковая дивизия, Франция, март 1945 г. Судя по флажку на левом крыле, эта машина принадлежит штабу дивизии

«УДОБНАЯ ВОСЬМЕРКА»

Как известно, во время Второй мировой войны выпускалось несколько модификаций самого массового американского среднего танка М4 «Генерал Шерман». Следует подчеркнуть, что все они по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т.д. С февраля 1942 по июль 1945 года в серийном производстве состояли шесть основных модификаций танка М4, главными отличительными особенностями которых были тип силовой установки и способ изготовления корпуса. Так, модели М4 и М4А1 оснащались звездообразными карбюраторными двигателями Continental R-975 и имели соответственно сварной и литой корпуса. На танках варианта М4А2 устанавливались дизеля General Motors 6046, М4АЗ — карбюраторные двигатели Ford GAA, M4A4 — блоки из пяти карбюраторных автомобильных моторов Chrysler A57 и, наконец, на М4А6 — дизеля RD-1820. Все эти модификации имели сварные корпуса.

С точки зрения компоновки силового отделения наиболее удачными оказались двигатели General Motors 6046 и Ford GAA. Однако первый, представлявший собой спарку автомобильных дизельных моторов, не соответствовал требованиям армии США, в которой стандартным считался карбюраторный двигатель. Поэтому танки М4А2 в основном поставлялись союзникам Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции и лишь в незначительных количествах поступили на вооружение корпуса морской пехоты США. Что же касается второго, то он стал «сердцем» самой массовой модификации «Шермана».

Первый экземпляр нового танка, получившего обозначение М4АЗ, изготовила фирма Ford Motor Company в конце мая 1942 года. Серийные машины раннего выпуска еще имели смотровые щели в лобовой части корпуса, но крышка трансмиссионного люка была уже цельнолитой, а верхний лобовой лист корпуса, в отличие от других моделей, сваривался из меньшего числа деталей. Выпуск первой серии М4АЗ с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой завершился в сентябре 1943 года, а в феврале 1944-го к производству этих танков, но уже с мокрой боеукладкой (модель M4A3(75)W) приступил завод Fisher Tank Arsenal. Танки с 76-мм пушкой начали покидать цехи завода Detroit Tank Arsenal, входившего в концерн Chrysler, в марте 1944 года. До конца сентября было изготовлено 1400 M4A3(76)W, имевших еще вертикальную подвеску и гусеницы шириной 421 мм. Но уже с августа стали выпускать вариант M4A3(76)W HVSS с горизонтальной подвеской, в производстве которого с сентября по декабрь 1944 года принимал участие и завод Fisher Tank Arsenal, изготовивший 525 единиц. Выпуск M4A3(76)W HVSS в Детройте завершился в июне 1945 года, когда из ворот завода вышел последний 1217-й танк этой модификации. Таким образом всего было вылущено 1742 танка M4A3(76)W HVSS. При этом сразу стоит оговориться, что официальный индекс, присвоенный Военным департаментом, — M4A3(76)W HVSS, содержавший в себе в зашифрованном виде все основные этапы модернизации танка М4АЗ («76» — 76-мм пушка, W — мокрая боеукладка, HVSS — горизонтальная система подвески), в войсках не прижился. Более простой вариант индекса — М4АЗЕ8, которым этот танк обозначался на стадии испытаний, напротив, завоевал широкую популярность. Так эту машину называли все — от солдата до генерала. Букву «Е» в индексе, которую в американской системе обозначений получают опытные образцы, солдаты расшифровали по-своему, присвоив полюбившемуся им танку прозвище Easy Eight — «удобная восьмерка». На этой машине, заслуженно считающейся лучшей версией М4АЗ, имеет смысл остановиться поподробнее.

Корпус танка М4АЗЕ8 сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали, служившей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа толщиной 108 мм, располагавшегося под углом 56° к вертикали. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка 7,62-мм пулемета Browning M1919A4. Борта корпуса были вертикальными и имели толщину 38 мм.

М4АЗЕ8

Средний танк М4АЗЕ8
Средний танк М4АЗЕ8: 1 — 76-мм пушка М1А2; 2 — 7,62-мм спаренный пулемет Browning M1919A4; 3 — дымовой гранатомет; 4 — прожектор; 5 — амбразура для стрельбы из личного оружия; 6 — кронштейн для установки крупнокалиберного зенитного пулемета; 7 — антенна; 8 — укладка зенитного пулемета по-походному; 9 — направляющее колесо; 10 — гидравлический амортизатор; 11 — пружина подвески; 12 — опорный каток; 13 — сдвоенный поддерживающий каток; 14 — одинарный поддерживающий каток; 15 — ведущее колесо; 16 — крыло; 17 — 7,62-мм курсовой пулемет Browning M1919A4; 18 — люк помощника механика-водителя; 19 — заглушка второго антенного ввода; 20 — командирская башенка; 21 — колпак вентилятора боевого отделения; 22 — лючки для доступа к заливным горловинам топливных баков; 23 — башенный вентилятор; 24 — лючок для доступа к заливной горловине топливного бака вспомогательного зарядного агрегата; 25 — люк заряжающего; 26 — приборы наблюдения; 27 — перископический прицел; 28 — люк механика-водителя; 29 — амбразура телескопического прицела; 30 — кронштейн крепления пушки по-походному

Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10°…12°) листов — верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. В передней части крыши корпуса над отделением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся поперек корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения М6; между люками — вытяжной вентилятор. В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.

На крыше литой башни Т23 имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками «триплекс» и перископическим прибором наблюдения М6, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения М6, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения. Стенки башни имели толщину 63,5 мм, крыша — 25,4 мм. В передней части башни в маск-установке М62 (толщина броневого щита — 90 мм) размещалась 76-мм пушка М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Ствол орудия оснащался двухкамерным дульным тормозом. Вертикальная наводка была возможна в пределах от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Рядом с пушкой в маске устанавливался спаренный пулемет Browning M1919A4, а на крыше башни — 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB. В левой передней части крыши башни размещался 2-дюймовый дымовой гранатомет МЗ. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью телескопического прицела M71D и перископического М4А1 со встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор «Вестингауз» относился к типу гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.

Средний танк М4АЗЕ8 с усиленной бронезащитой
Средний танк М4АЗЕ8 с усиленной бронезащитой

Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за 15 с. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.

Боекомплект танка состоял из 71 артвыстрела, 600 патронов калибра 12,7 мм, 6250 патронов калибра 7,62 мм и 12 дымовых фанат. Танк М4АЗЕ8 имел боеукладку так называемого мокрого типа, о чем свидетельствует буква W в его обозначении (W — wet — мокрый). Боекомплект хранился в двух ящиках, расположенных на днище корпуса и залитых водой. Дабы вода зимой не замерзала, в нее добавляли этиленгликоль. Размещение боекомплекта на полу боевого отделения повышало живучесть машины, а заливка водой помогала спасти его от детонации.

В силовом отделении устанавливался 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAA максимальной мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин. Емкость топливных баков составляла 635 л бензина с октановым числом не меньше 80.

Крутящий момент от двигателя, располагавшегося в кормовой части, с помощью карданного вала, проходившего под вращающимся поликом башни, передавался на размещенные в отделении управления в носовой части танка двухдисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, двойному цилиндрическому дифференциалу и бортовым передачам. Коробка передач пятискоростная, механическая, с косозубыми шестернями постоянного зацепления с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода.

Ходовая часть танка М4АЗЕ8 применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах каждая; трех одинарных и двух сдвоенных поддерживающих катков, обрезиненного направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице имелось 79 одногребневых траков шириной 584,2 мм (23 дюйма), шаг трака — 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с сайлент-блоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлический амортизатор.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 33,7-т боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе 42 км/ч. Запас хода при этом составлял 160 км.

На всех танках устанавливались радиостанции SCR 508, 528 и 538. Радиостанция SCR 506 имелась только на командирских танках.

Средний танк М4АЗЕ8. 41-й танковый батальон 11-й танковой дивизии. Танк из 3-й американской армии генерала Дж. Паттона, первым переправившийся через Рейн 21 марта 1945 г.
Средний танк М4АЗЕ8. 41-й танковый батальон 11-й танковой дивизии. Танк из 3-й американской армии генерала Дж. Паттона, первым переправившийся через Рейн 21 марта 1945 г.

Танки М4АЗЕ8 начали поступать в американские войска в Европе в декабре 1944 года — в разгар немецкого контрнаступления в Арденнах. В частности, 4-я танковая дивизия 3-й американской армии с успехом использовала их в тяжелых боях у Бастони в конце декабря — начале января 1945 года. От предшествующего варианта — M4A3(76)W — эти танки отличались только ходовой частью, но и этого оказалось немало! Широкие гусеницы облегчали новым танкам движение по снегу и раскисшему фунту, за что они сразу полюбились танкистам. И немудрено — удельное давление у М4АЗЕ8 составляло 0,77 кг/см2 против 1 кг/см2 у М4АЗ! Использование стальных гусениц Т66 с развитыми грунтозацепами еще больше улучшало проходимость. Оценили экипажи и характеристики горизонтальной подвески — она оказалась существенно мягче вертикальной. При движении по пересеченной местности танк избавился от продольной раскачки, а на шоссе по комфортабельности хода стал сравним с автомобилем. Возросшая плавность хода положительно отразилась и на точности стрельбы, снизив нагрузки на стабилизатор наведения пушки. Все эти преимущества М4АЗЕ8 в сочетании с традиционными для «Шерманов» надежностью и простотой в эксплуатации, по-видимому, и стали причиной возникновения его прозвища.

Средний танк М4АЗЕ8. 12-я танковая дивизия, Франция, март 1945 г. Судя по флажку на левом крыле, эта машина принадлежит штабу дивизии
Средний танк М4АЗЕ8. 12-я танковая дивизия, Франция, март 1945 г. Судя по флажку на левом крыле, эта машина принадлежит штабу дивизии

В войсках «удобные восьмерки» никаким переделкам и доработкам не подвергались, за исключением, пожалуй, постоянного желания экипажей хоть как-то усилить их броневую защиту. И не то чтобы она была слишком слабой — лобовая броня «Шермане» превосходила или как минимум соответствовала таковой у других средних танков тех лет: советского Т-34-85 и немецкого Pz.IV. С последними М4АЗЕ8 вообще мог сражаться на равных! Но у немцев были еще «Пантера» и 88-мм пушка Рак 43 — самый страшный кошмар американских танкистов. И та и другая с легкостью «протыкали» американский танк на дистанции 1000 м и даже больше! Практически с момента высадки в Нормандии американские танкисты начали навешивать на борта боевых машин гирлянды гусеничных траков. В 14-й танковой дивизии пошли еще дальше и наварили на борта рамочные конструкции, заполнявшиеся мешочками с песком. Но, пожалуй, наиболее профессионально и основательно подошли к решению этого вопроса в 3-й армии генерала Джорджа Паттона. После окончания боев в Арденнах здесь на корпуса М4АЗЕ8 начали наваривать броневые листы, вырезанные из подбитых американских и немецких танков. Причем на наклонный лобовой лист наваривался точно такой же, что удваивало его толщину. На литую крышку трансмиссии, борта корпуса и башни крепили листы потоньше. Очень быстро в 3-й армии поняли, что силами одних армейских ремонтных мастерских с такой работой справиться не удастся. Поэтому в феврале 1945 года к усилению бронезащиты танков были привлечены три бельгийских предприятия в Бастони. До конца месяца на них переоборудовали 106 танков М4АЗЕ8 для трех танковых дивизий — 4-й, 6-й и 11-й. Таким образом, каждая получила по 36 машин.

Средний танк М4АЗЕ8. 64-й танковый батальон армии США, Корея, февраль 1951 г.
Средний танк М4АЗЕ8. 64-й танковый батальон армии США, Корея, февраль 1951 г.

Работы по усилению бронирования танков оказались очень популярны у экипажей. Так, например, по отзывам танкистов из 6-й танковой дивизии, танки с дополнительной броней свободно выдерживали обстрел 75-мм пушки танка «Пантера». В итоге в марте 1945 года добронирование боевых машин продолжилось. Примеру 3-й армии последовали отдельные соединения 7-й и 1-й армий. В некоторых, например в 3-й танковой дивизии, дополнительную бронировку осуществляли по образцу, разработанному в армии генерала Патона, в других создавали свои схемы.

Тем временем в 3-й армии, видимо не удовлетворившись одним добронированием, занялись довооружением «удобных восьмерок». На части машин спаренный 7,62-мм пулемет заменили на крупнокалиберный — 12,7-мм. При этом его ствол заметно выступал за габариты маск-установки. Зенитный крупнокалиберный пулемет переместили вперед, приварив его кронштейн перед люком заряжающего. Ну а перед командирской башенкой разместили кронштейн нештатного 7,62-мм пулемета Browning М1919А4. При таком довооружении возможности ПВО возросли незначительно, поскольку стрелять по самолетам сразу из обоих пулеметов было нельзя — они просто мешали друг другу. Зато для боя в населенном пункте, для обстрела верхних этажей зданий, где могли засесть немецкие «фаустники», два пулемета были как нельзя кстати.

Танки М4АЗЕ8, как, впрочем, и «Шерманы» других модификаций, воевали вплоть до завершения Второй мировой войны, а затем состояли на вооружении батальонов средних танков танковых дивизий до середины 1950-х годов. Эти боевые машины активно применялись в войне в Корее.

Надо сказать, что положение с танковыми частями в США к лету 1950 года было плачевным Многочисленные американские бронетанковые войска после окончания Второй мировой войны были почти полностью демобилизованы. На территории страны находились всего три (!) танковых батальона: 6-й (танки М26), 70-й учебный в Форт-Ноксе (М4АЗ и М26) и 73-й в пехотной школе в Форт-Беннинге (М26). В этих условиях командование 8-й армии, войска которой находились в Японии и Южной Корее, сняло с хранения и отремонтировало 54 танка М4АЗЕ8 и сформировало из них 89-й батальон, который прибыл на Пусанский плацдарм в конце июля 1950 года, а 2 августа вступил в бой. Рота «Шерманов» атаковала северокорейские позиции близ Масана, «напоролась» на позиции взвода 45-мм противотанковых пушек, потеряла 8 танков и отошла.

Танковых боев в Корее было мало; основные потери стороны несли от огня артиллерии, «базук» и противотанковых ружей. Против корейских танков Т-34-85 американцы стремились использовать свои М26 и М46, превосходившие советскую машину как по огневой мощи, так и по броневой защите. Первое же столкновение Т-34-85 и М4АЗЕ8 произошло в конце сентября 1950 года, когда американские войска, высадившиеся у Инчхона, пробивались навстречу войскам с Пусанского плацдарма. Десять тридцатьчетверок атаковали «Шерманы» 2-го взвода роты «С» 70-го танкового батальона. Три М4АЗЕ8 были подбиты в считанные секунды. Затем один Т-34-85 «проутюжил» транспортную колонну, разнеся в щепы 15 грузовиков и джипов, и был подбит выстрелом в упор из 105-мм гаубицы. Еще четыре Т-34-85 стали жертвами огня «базук», а два северокорейских танка подбили с тыла подошедшие основные силы 70-го танкового батальона.

В конце 1950 года американские войска в Корее насчитывали 1326 танков, 679 из которых были М4АЗЕ8. Войска китайских народных добровольцев, перешедшие в наступление в октябре 1950 года, сначала вообще не имели танков. Однако, бросив 31 пехотную дивизию против 18 американских, китайцы к началу 1951 года оттеснили их за 38-ю параллель. К середине января в 8-й армии осталось 670 танков, из них 317 М4АЗЕ8 и М4АЗ(105). В апреле активные боевые действия на сухопутном фронте в Корее закончились. Одновременно практически закончилась и боевая карьера «удобной восьмерки».

В другие страны они поставлялись мало — там хватало «Шерманов» других модификаций, оказавшихся в избытке в США, Великобритании и Франции после Второй мировой войны. Судя по всему, наиболее поздний и заметный боевой эпизод с их участием связан с Кубой. Семь М4АЗЕ8 находились на вооружении режима Батисты и использовались против повстанцев. В декабре 1958 года в г. Санта-Клара партизаны без боя захватили пять «Шерманов» — Че Гевара сагитировал танкистов и они перешли на сторону повстанцев. 1 января 1959 года восстала Гавана, режим Батисты был сметен. А 8 января в город вступила Повстанческая армия. Фидель Кастро приветствовал ликующих гаванцев, стоя в открытом люке «удобной восьмерки».

М. БАРЯТИНСКИЙ

Рекомендуем почитать

  • ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ WD-40?ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ WD-40?
    С самого раннего детства, сколько себя помню, я увлекаюсь автомобилями и всем с ними связанным. Сначала были игрушки, потом модели. Сейчас «машинки» стали настоящими и я не мыслю своей...
  • ШАРИКОВАЯ ИЗ БУМАГИШАРИКОВАЯ ИЗ БУМАГИ
    Пластмассовый корпус шариковой ручки часто ломается, особенно на кончике, близ пишущего узла. Предлагаю оперативный выход из положения: закрутить туго стержень в бумажную трубку, заклеив...
Тут можете оценить работу автора: