В столице в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022». Представленные на ней экспонаты наглядно доказывают, что в СССР была своя школа дизайна, и многие ее образцы на десятилетия опередили свое время. Вот лишь некоторые интересные артефакты ушедшей эпохи.
Центральное место в экспозиции занял макет-реконструкция (автор Наиль Хуснутдинов) машины ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка», одного из первых в стране проектов «народного автомобиля». Дизайн малолитражки и ее концепцию «5×5» (5 пассажиров, вес машины 500 кг, рабочий объем двигателя 500 куб. см, контрольный расход топлива 5 л на 100 км, пробег на одной заправке 500 км) разработал художник Владимир Арямов. В 1955 году под руководством Юрия Долматовского на Ирбитском мотоциклетном заводе было построено два опытных экземпляра «Белки»: городской с закрытым кузовом и кабриолет для сельской местности. Обликом второй машины занимался художник Эдуард Молчанов. Автомобильчики получились самобытные и красивые. Сделаны они были с любовью, большое внимание уделялось деталям. В частности, хромированная окантовка указателей поворотов стилизована под настоящую белку (подробно об истории создания и конструкции этих автомобилей — в материале Ю. Долматовского «Ретро» или «Футуро», опубликованном в «М-К» №10/1993).
К сожалению, ни одной «Белки» не уцелело, остались лишь архивные фотографин и авторские эскизы В. Арямова. В серию же в качестве «народного» пошел другой малолитражный автомобиль — ЗАЗ-965 «Запорожец», разработанный конструкторами МЗМА и НАМИ. На выставке показан очень редкий экземпляр «горбатого» первой партии из запасников Политехнического музея, который ни разу не реставрировался. Таких машин с характерными каплевидными указателями поворотов сохранилось всего несколько штук, и они очень ценятся у коллекционеров и историков техники. Кстати, в том же 1955 году Владимир Арямов создал дизайн еще одного автомобиля, ставшего впоследствии знаменитым — ульяновской «буханки» УАЗ-450 — в модернизированном виде она выпускается до сих пор.
Также в зале на Крымском валу можно увидеть реплику макета 115-тонного карьерного самосвала в масштабе 1:10. Оригинальный макет демонстрировался в 1973 году в Брюсселе на выставке «Художественное конструирование в СССР» — это работа еще одного известного советского художника Валентина Кобылинского, автора дизайна большегрузных самосвалов БелАЗ. Главная особенность его проекта в том, что кабина и силовая установка машины расположены в переднем свесе, а кузов частично размещен над ними. Увы, но в те годы предпочли строить грузовики по традиционной схеме, и революционная конструкция В. Кобылинского так и осталась в виде макета. Сегодня же такую компоновку используют во всем мире в разработках перспективных беспилотных карьерных самосвалов — на полстолетия позже!
Еще одна любопытная концептуальная разработка времен СССР — лунный кинофотоаппарат К-2 (16ЛК-К2), созданный в конце 1960-х годов на Красногорском механическом заводе имени Зверева (дизайнер А. Смирнов, конструктор В. Бусыгин). Он предназначался для съемки лунной поверхности. У К-2 герметичная конструкция с теплозащитой и два переключающихся объектива. Электропитание осуществлялось от источника, встроенного в скафандр космонавта-оператора. Для уменьшения габаритов корпуса бобины с пленкой располагались соосно, но все равно аппарат получился довольно громоздким. Его перезарядка не предусматривалась. После съемки камера распадалась на две половины, на землю должен был вернуться только блок с отснятой пленкой. Но пилотируемую лунную программу в СССР свернули, поэтому в космос К-2 не полетел, сохранился лишь один опытный экземпляр.
Даже сегодня для большинства из нас «умный дом», где управление всей бытовой техникой осуществляется в автоматическом режиме, нечто из области фантастики. А ведь первое такое устройство спроектировали дизайнеры ВНИИТЭ еще в 1986 году! Называлось то чудо — домашний телерадиокомплекс «СФИНКС». Данные со всех бытовых приборов в квартире и аппаратуры стекались в единый центр, через который ими можно было управлять, в том числе дистанционно. В комплект входили мониторы, наушники, колонки, пульты удаленного доступа, жесткие диски и «мозг»-процессор с тремя блоками памяти.
Кто бы что ни говорил, но во второй половине 1980-х годов наша страна во многих областях техники находилась на пороге технологического подъема, и выставка в Третьяковке еще раз подтверждает это. Однако уже в 1991 году, с распадом СССР, было не до дизайна и «умных домов», поскольку для многих из нас более актуальными стали совсем другие, насущные, вопросы…
Выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022» продлится до ноября 2022 года.
Андрей НИКИТИН