Украшение домов деревянными резными элементами — традиционное для народного декоративноприкладного искусства — широко распространено в нашей стране. Вспомним, сколько радости глазу дарит легкая и изящная, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Урала и Сибири. Здесь можно найти самые трудные виды резьбы — сложной формы, с использованием растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же широко распространены простые геометрические узоры. из неглубоких выемок и канавок: им не страшны обильные здесь осадки, которые быстро привели бы к разрушению болев сложную резьбу.
Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.
Рис. 1. Инструменты для резьбы:
1 — ножи-косячки, 2 — стамески плоские. 3 — стамески полукруглые. 4 — клюкарзы, 5 — стамески уголковые, 6 — рашпили. 7 — лобзики (ручной и ножной)
Для призера рассмотрим отделку дома Н. И. Вилковым, жителем поселка Залесного, что под Казанью. Сколько умения и любви вложил он в украшение своего жилища. Обшивка выполнена €в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет красивый карниз. Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена красивая розетка. Верх кровли венчает резная доска.
К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой — тоже узорные, в виде прямых и ромбических фигур. Вверху — широкая доска с фигурной резьбой.
Рис. 2. Державки:
1 — торцевые. 2 — фигурные. 3 — угловые,4 — валеты или нажимы.
И ограждение дома необычное. Головкам столбиков придана красивая форма, планки набиты не строго горизонтально, а с небольшой выемкой в середине каждого Звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям. В центре круга — розетка-звездочка.
Столбы для навешивания ворот закрыты досками — она называются лопатками — с укрепленными на них резными деталями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с расположением досок вертикально, а верхний — *в елочку», с розетками.
Рис. 3.Перенос рисунка с уменьшением или увеличением — по клеткам.
Такая ограда украшает и дом и усадьбу в целом.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕЗЬБЫ
Древесина для элементов отделки дома применяется хвойная (как более стойкая к атмосферным воздействиям), без дефектов (косослой, сучковатость), затрудняющих работу или портящих изделие; сухая, иначе при высыхании она коробится и трескается.
Рис. 4. Шаблон рисунка.
На заготовку — брусок, доску нужной длины — после придания нужной формы наносят контуры рисунка. Если поверхность недостаточно чистая после строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна быстро затупят инструмент. Поэтому лучше всего сперва выполнять резьбу, а затем шлифовать.
Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать — пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.
Крепить отдельные детали друг с другом можно на шипах, гвоздях или шурупах, водостойких синтетических клеях.
ИНСТРУМЕНТЫ
Рис. 5. Работа ножом-косячном:
1 — положение ножа в начале прорезки. 2 — конечное врезание. 3 — дорезание линии, 4 — поперечная подрезка конца соломки; А — размеченная заготовка.
Для простых деревянных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, прямые и полукруглые стамески. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент. Общее правило: он должен быть очень хорошо наточен и направлен на оселке.
Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос или косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°. Длина лезвия небольшая: оно выступает из-под рукоятки на 50—70 мм.
Рукоятка — деревянная или пластмассовая, длиной 100—120, шириной 20—30, толщиной 12—15 мм. Ей придают удобную для работы форму без острых углов и кромок.
Рис. 6. Тренировочное выполнение углублений:
1 — разметка, 2 — выборка половины, 3 — выборка сквозного углубления, 4 — закрытое углубление, 5 — выборка квадрата.
У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в дальнейшем будут часто упоминаться. Во время резьбы носок всегда заглубляется в древесину, а пятка слегка приподнята. Нож-косячок широко применяется в геометрической резьбе.
Стамески есть прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, чтобы угол был в пределах 18—20°: работать такими легче, чем с более крутой заточкой У стамески-клюкарзы изогнутое полотно разной ширины.
Стамески-уголки практически представляют собой две стамески с полотнами, сваренными вместе под углом ОТ 50 до 70°. Ширина каждого — от 5 до 15 мм. Используются они для прорезки за один прием жилок или линий в виде канавок разной ширины.
Рашпили — это стальные стержни различной формы, ширины и длины, с насечками в виде мелких зубчиков — для стачивания древесины и придания ей той или иной формы, получить которую другим инструментом не представляется возможным.
Рис. 7. Усиление рельефа:
1 — внутренний срез под углом 450, 2 — затупление кромки среза фаской, 3 — закругление кромки среза.
Чеканы — стальные стержни с рабочими концами разного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на древесине небольшие углубления — для получения необходимого фона изделия. Обычно глубина рисунка не превышает 5—6 мм.
Лобзики — ручные, ножные и механические, чаще всего электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые линии или отверстия. С той же целью применяются и ножовки с узким полотном.
Полотно лобзика считается нормальным при ширине до 5 мм и толщине 1—1,5 мм, с зубьями для продольного или смешанного пиления. Один конец его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу можно быстрее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие заготовки, снова закрепить.
Зубья могут быть разной величины: чем они крупнее, тем шероховатее пропил, и наоборот. Направлены они должны быть так, чтобы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике — сверху вниз.
Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:
1 — цепочка треугольников, 2 — «зеркальные цепочки,примыкающие основаниями, 3 — примыкающие вершинами, 4, 6 — трехрядная цепочка, 5 — зигзаг из двух цепочек.
Последний устроен так. В верстаке или доске сверлится или долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это дает возможность работать ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пипку точно по рисунку. Чтобы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.
При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100—110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65—75 см, имеющем проножку на высоте 20—30 см от пола — для упора одной ноги во время работы.
С их помощью можно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать. Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и прочие.
Торцевые нужны для узких и длинных заготовок, угловые — для больших квадратных или прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.
Упорка удерживает заготовку при выполнении геометрической резьбы. Крепят все державчи к верстаку двумя гвоздями.
Для тех же целей, кроме державок, используют крепежные винты — конусообразные стержни с концами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.
Валеты и нажимы представляют собой куски досок или брусков с вырезами на концах, прикрепляемые к верстаку с помощью шурупов.
Применяются и сами шурупы. Чтобы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20—35 мм, сюда и ввертывают их. После выполнения резьбы припуски отрезают.
Рис. 9. Виды резьбы:
А — контурная, Б — вырезная. В — накладная.
Струбцины также удобны для закрепления заготовок. Они бывают деревянные и металлические. Опытные мастера отдают предпочтение деревянным, чтобы при работе случайно не затупить инструмент.
ПЕРЕВОД РИСУНКА
Контуры будущего узора переводят ка кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила или пасту желательно применять черные.
Если рисунок мал. его можно увеличить (а большой уменьшить) с помощью сетки. Для этого его контур переносят на кальку, затем делят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге или картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше или меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ЗАГОТОВКУ
Изображение с кальки нетрудно перевести на деревянную поверхность с помощью копировальной бумаги.