«Приезжай! Тут вездеходов — тьма!» — восторженно кричал по мобильнику один из зрителей. И вправду — мероприятие, случившееся в Вологде этой осенью, короче и точнее и не охарактеризуешь. Название незамысловатое и отражающее суть: «Фестиваль вездеходов».
Столь масштабный слет в Вологде прошел впервые. До недавнего времени самым крупным съездом вездеходчиков было «Вездеход-трофи» под Санкт-Петербургом, придуманное и организованное небезызвестным самодеятельным конструктором вездеходной техники Алексеем Гарагашьяном. Репортажи с этих мероприятий публиковались на страницах «М-К». Все там было здорово! Но… не слишком зрелищно. Ведь далеко не каждый рискнет отправиться за несколько десятков километров от города куда-то в лес, чтобы посмотреть на машины с большими колесами или на гусеницах. А во-вторых, если и доберется туда, то мало что увидит: участники как уйдут на трассу в «пампасы» — только их и видели. В Вологде же страсти кипели на сравнительно небольшой территории, да еще и в черте города. И, главное, вездеходов было так много, что это стало приятной неожиданностью и для организаторов шоу, и для самих участников, и для зрителей.
Вездеходный бизнес в России развивается стремительно, а Вологда уже прочно удерживает неофициальный статус вездеходной столицы. Конечно, технику сверхвысокой проходимости сегодня «клепают» по всей стране -просторы и пристрастия многих наших граждан к тому обязывают. Подсчитать количество марок выпускаемых в настоящее время вездеходов вряд ли возможно. Кажется, их бросились делать все, кому не лень, кто чувствует интерес к этому виду транспорта и обладает хотя бы минимальными материальными, техническими и финансовыми возможностями для ее производства. На таком «промышленном» фоне истинные самодельщики, создающие машины в единичном экземпляре и для собственных нужд (с чего, собственно, все и началось), скромно отошли в тень. Но вернемся к фестивалю.
Обычно при таком выборе места (вблизи или в черте города) страдает сложность, разнообразие дистанции, но устроители фестиваля постарались на славу, и простыми препятствия, предложенные к преодолению водителям вездеходов, не назовешь. Больше всего публики скопилось у так называемой «чаши» — рукотворного рва с водой вокруг высокой насыпной горы. На вершине ее, символизируя суть мероприятия, словно памятник, красовался вездеход вологодской марки «Триумф». Первые же нырнувшие в ров вездеходы взбаламутили воду, и вскоре канава была полна вязкой грязи, по консистенции напоминающей жидкий цементный раствор. Всего надо было пройти около полусотни метров, но некоторые делали это очень медленно и с большим трудом. А кто-то и сходил с маршрута, воспользовавшись помощью вездехода-эвакуатора.
Помимо «чаши», страсти не на шутку кипели на недлинной, но коварной трассе, размеченной в ближайшем перелеске. Тут тоже было много грязи, скрывающей глубокую колею. Участки изрядно заболоченные и даже с открытой водой — типичный набор препятствий для настоящего вездехода.
Наши фотографии наглядно демонстрируют палитру техники, прибывшей на фестиваль. Машины на гусеничном ходу можно было пересчитать по пальцам. Бал правила колесная техника на шинах сверхнизкого давления. Причем время, когда такие колеса умельцы делали сами, обдирая старые покрышки от грузовиков и формируя таким образом новый, агрессивный протектор, канули в прошлое. Теперь почти все используют фирменную вездеходную резину. Наряду с уже известными и популярными Avtoros или «Тром», набирает обороты производство шин Forester, предлагаемых в нескольких типоразмерах.
Что касается собственно конструкции вездехода, то многие продолжают отдавать предпочтение «переломкам» -двухсекционным аппаратам, в которых взаимный поворот секций обеспечивает управление машиной. Такая схема благодаря своей простоте получила большое распространение среди самодельщиков. Другие придерживаются автомобильной концепции, когда управление происходит за счет поворота передних колес. Но поскольку огромные колеса повернуть на значительный угол не всегда возможно (ведь тогда в ущерб обитаемости кузова придется делать и огромные колесные ниши), то для лучшей маневренности используется схема с четырьмя поворотными колесами. Спереди — в одну сторону, сзади — синхронно — в другую. Еще один возможный вариант управления — бортоповоротный, так же как у гусеничной техники. Питерский «Шерп» авторства упомянутого Гарагашьяна в свое время произвел фурор в вездеходном мире. Нынче у него прилично конкурентов, в то же время, такие конструкции практикуются не слишком широко. Видимо, отпугивает наличие в них сложных бортовых механизмов поворота и рычажное (как правило) управление, а не более привычное — с рулем-баранкой.
Градация вездеходов, лежащая на поверхности, — по габаритам. Надо заметить, что большие машины, рассчитанные на несколько человек, весьма распространены. Видимо, считается, что на охоту или по ягоды интереснее отправиться компанией, хотя это вопрос, на наш взгляд, спорный. Во всяком случае, такие машины способны не только довезти до труднодоступных мест, но и предоставить своему экипажу довольно комфортный ночлег, что немаловажно. На другом полюсе находится, например, одноместный (по паспорту) открытый вездеход «ЛитЛ», с которым наши читатели уже знакомы (см. «М-К» № 10 за 2022 г.). Этот малыш участвовал в заездах наравне со взрослыми.
Одним из самых крупных, известных на сегодня, колесных вездеходов стоит считать, наверное, тверской «Шаман». Но на фестиваль он не приехал. Хотя вполне мог бы, поскольку, в отличие от большинства собратьев, приспособлен для движения по дорогам общего пользования. Из представленных же запомнилась самая большая «переломка» — вездеход «Ветер» из Иркутска. Эксплуатируется данный экземпляр в Тверской области, так что везти его было не слишком далеко. На машине установлен бензиновый силовой агрегат с АКПП от «Тойоты», мосты от «Ниссан» и раздаточная коробка от отечественного ГАЗ-66.
Кстати, одноместный «ЛитЛ» оказался не самым маленьким вездеходом на фестивале. Им надо признать машину с колесной формулой 2×2, то есть вездеходный мотоцикл. Его построил вологодский «кулибин». Двигатель Lifan мощностью 6,5 л.с. с вариатором, с него цепями крутящий момент передается к колесам. Самое интересное в подобных конструкциях это, конечно, привод переднего управляемого колеса. Тут в передней вилке установлен промежуточный поперечный вал с миниатюрным карданом от рулевого вала «Жигулей». Конечные цепные понижающие передачи уменьшают скорость, но, разумеется, увеличивают тягу на колесах. Последние представляют собой камеры-оболочки, смонтированные на самодельных дисках. Ради простоты конструкции подвески мотоцикл не имеет.
А самодельщик из Костромы привез на фестиваль трехколесный вездеход, правда, без привода на переднее управляемое колесо. В планах оснастить его гидромотором. Машина построена вокруг рамы от японского скутера. Спереди она соединена с телескопической вилкой от мотоцикла «Тула», а сзади — с жесткими рычагами, между которыми на подшипниках вращается цельная ось колес. Привод ее цепной от вариатора, скомпонованного с двигателем Lifan мощностью 13 л.с. Колеса оснащены шинами от квадроцикла.
Андрей ФАРОБИН, наш спецкорр.