Аэросани «Лебедь-7»

Аэросани «Лебедь-7»

Среди большого семейства «Лебедей» конструкции Виталия Константиновича Савицкого «Лебедь-7» выделяется смелостью компоновки узлов и агрегатов, удачной центровкой, хорошей обтекаемостью и мягкостью хода.

Сани (см. рисунок) четырехлыжной схемы с управляемыми передними лыжами. Рулевое управление — автомобильного типа, с червячным редуктором и рулевой трапецией. Подвеска лыж обеспечена пружинами и гидроамортизаторами от мотоцикла ИЖ. Задние лыжи — на рычажных амортизаторах. Система несущих труб позволяет максимально нагрузить их весом двигателя, центр тяжести которого расположен практически над центром лыж, что облегчает страгивание с места.

Кузов саней — клепаный дюралюминиевый. Он имеет хорошую обтекаемость. Конструктор предусмотрел защиту водителя и пассажира глубоким ветровым стеклом и легкосъемным тентом.

Двигатель — мотоциклетного типа. Это широко применяемый строителями аэросаней ПД-10 с цилиндром от мотоцикла ИЖ-56. Его мощность 16 л. с. Передача на винт прямая. Винт — цельный, деревянный, диаметром 1050 мм, обеспечивает разгон саней до скорости 60 км/ч. Примечательная особенность «Лебедя-7» — установка магнето, что позволяет пускать двигатель саней, не выходя из кабины.

Аэросани «Лебедь-7»

Ввиду того, что бензобак разместился позади кабины и ниже двигателя, пришлось установить бензопомпу от лодочного мотора «Москва».

Следует отметить также установку раструбов наддува, что значительно улучшило тяговые характеристики двигателя.

«Лебедь-7» — последние четырехлыжные аэросани В. К. Савицкого. После них любитель-конструктор подстроил еще одни сани с более мощным — форсированным — двигателем на 18 л. с. А сейчас перешел к конструированию мотонарт типа «Пингвин».

В небольшой таблице приведены краткие справочные данные о семействе «Лебедей» В. К. Савицкого. Таблица эта представляет интерес, поскольку для каждой конструкции выбирался оптимальный вариант и по габаритам, и по мощности двигателя, и по прочим параметрам.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОСАНЕЙ «ЛЕБЕДЬ» КОНСТРУКЦИИ В. К. САВИЦКОГО

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОСАНЕЙ «ЛЕБЕДЬ» КОНСТРУКЦИИ В. К. САВИЦКОГО

Примечательна сама цифра: число аэросанистов насчитывает сейчас сотни и сотни. И многие построили не по одной, а по три-четыре машины.

Так почему же все-таки мы ведем здесь речь именно о Савицком, который в аэросанном деле, скажем прямо, революции не произвел и особых рекордов на своих «Лебедях» не ставил?

Можно конструировать — все равно радиоприемник ли, автомобиль или аэросани — для себя. Построил — эксплуатируй. Не понравилось — сделай новый образец.

Можно начать собирать для себя, а потом — незаметно — оказаться в окружении друзей, сначала болельщиков, потом таких же строителей, поначалу учеников, а потом уже мастеров, энтузиастов, готовых и материалом поделиться, и совет полезный дать. Это наиболее часто встречающийся вариант самодеятельного конструирования, когда один энтузиаст «обрастает» коллективом помощников и товарищей, и машины получаются — уже не разберешь, кто что сделал, где чья придумка. Можно стать даже в своем районе, городе, области зачинателем движения. Именно так получилось в свое время с Б. М. Деркачевым, чисто потребительская задумка которого — построить себе автомобиль — переросла в общегородское движение самодеятельных конструкторов автомобилей — с выставками-смотрами областного масштаба, с участием в пробегах — областных и даже всесоюзных, с широкой трибуной и известностью на всю страну.

Именно так — от простого («Смастерю-ка я себе аэросанки на рыбалку ездить») до массового областного движения — развивалось и дело, которым увлекся учитель труда из Кинельской школы-интерната.

Виталий Константинович Савицкий у своих саней и на трассе «скиеринга».

Виталий Константинович Савицкий у своих саней и на трассе «скиеринга».
Виталий Константинович Савицкий у своих саней и на трассе «скиеринга».

Новости в небольшом городке разносятся быстро. И уже через несколько недель после первой пробежки аэросаней Савицкого к нему пошли любопытные: сначала кинельцы — Кульков, Шкуратов, Малинин, потом ходатаи из других сел и городков области. Напечатала несколько строк о санках Савицкого областная газета — посыпались письма со всех концов страны.

Их около четырехсот — этих писем. Деловых. Подробно вопрошающих об особенностях конструкций, о расчетах винтомоторной группы, о подвеске лыж. Многие присылали описания своих санок, делились удачами и казусами их эксплуатации. Спрашивали совета, давали советы.

Велика сила этих писем. Ведь специального аэросанного журнала нет, публикации же в других технических изданиях появляются в свет от случая к случаю, да и не всегда достанешь эти журналы. И не всегда найдешь в них именно ту конструкцию, которая по душе, которую в силах осуществить. Думается, если бы собрать все эти сотни писем, которыми обмениваются самодельщики, можно было бы выпустить не просто книгу — энциклопедию, потому что в них все: теория и практика, чертежи и технологические рекомендации. А главное — не приземленная, живая, творческая мысль конструкторов-любителей, не ставших профессиональными конструкторами этой техники порой по чисто житейской случайности, талантливые находки, которыми могло бы гордиться и солидное современное КБ.

Из писем родилась и идея проведения смотров-соревнований «Кинель-аэро». В этом году они проводились уже в третий раз — Виталий Константинович выступал в них и как учитель многих аэросанистов, в том числе дочери Нины, которая стартовала на санях его конструкции, и как спортсмен, и как эксперт по судейству, и как зачинатель «скиеринга» — гонок лыжников за аэросанями-буксировщиком.

Аэросани «Лебедь-2»
Аэросани «Лебедь-2»

Сейчас соревнования-смотры в Кинеле уже переросли городские масштабы: н£ за горами первые областные, а там, возможно, удастся размахнуться еще шире. Есть для такого вывода основания немалые: только в зоне среднего течения Волги насчитывается четыре-пять центров строительства аэросаней, а сколько их еще и в других областях, в Казахстане, даже в Прибалтике — в частности, в Эстонии.

Эстонцы, кстати, не очень жалуют классические аэросани. Они изобрели нечто вроде симбиоза саней и мотоцикла: спереди — лыжи, сзади — ошипованное колесо. Они утверждают, что для поездок по льду такие машины удобнее.

Одна из дорожек эксперимента увела некоторых аэросанистов от классических схем и в Кинеле. «Пошатнулся» даже сам Виталий Константинович: его следующая зимняя машина, «Лебедь-9», будет уже без воздушного винта, на гусеницах. Еще минувшей зимой мы видели в мастерских интерната ее остов. А к соревнованиям «Кинель-аэро-73» машина выйдет на снежные трассы.

САМОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛО

Быть зачинателем движения — большая честь, большое дело. И многие остановились бы — и останавливаются — на этом этапе. Есть последователи, создаются новые и новые экспериментальные и на длительную эксплуатацию рассчитанные машины. Проводятся смотры-конкурсы. Даже некоторая всесоюзная известность пришла.

Что, казалось бы, еще?

Для Виталия Константиновича вся эта внешняя атрибутика даже не полдела, а так — вроде бы и приложить не к чему.

Главное для него — ребята. Сначала те, что учились в маленькой школе села Лебедь, а теперь — интернатские, дети железнодорожников, чьи матери и отцы — в строительных поездах, в длительных поездках, в бесконечных переездах. Им, этим ребятам, Савицкий стал не просто учителем труда, он стал им вторым отцом — добрым и требовательным, делящимся с ними всеми знаниями и в то же время ничем не показывающим своего превосходства.

Это их он катает на санях по первоснежью. Многих даже допускает к штурвалу. И мальчишки и девчонки из интерната имеют на это полное право. Потому что — и это, собственно, главное в рассказанном нами — они соавторы конструктора. Именно вместе с ними в превосходно оборудованных мастерских рождались новые конструкции. В каждой такой машине есть доля — и немалая — их труда.

Чему только не учит своих питомцев Виталий Константинович! Черчение и работа на станках — это естественно, это и по программе «положено». А вот творческий подход к делу, а вот бесконечные споры о том, как должна выглядеть та или иная деталь, как упростить конструкцию того или иного узла, как отфорсировать двигатель — этого не предусмотришь. Это в меру сил должен вложить в головы учеников каждый «трудовик».

Соучастие на равных — в этом основа методики Савицкого. На равных — не значит, что всем придется делать вещи одинаковой степени сложности. На равных — это с одинаковой мерой заинтересованности, с одинаковой посильной отдачей, с одинаковым чувством коллективной ответственности за дело. И с одинаковой выдумкой.

Аэросани «Лебедь-3»
Аэросани «Лебедь-3»

Надо сказать, что интересы Савицкого весьма разносторонни.

Человек обыденной биографии: учитель — солдат — снова учитель, он разнообразил свой мир многими увлечениями. Виталий Константинович ярый противник всяческой узости. Он и живописью увлечен, и фотограф ярый — кружок в его школе и по оборудованию, и по «выпуску» фотопродукции один из лучших среди тех, которые за минувшие годы пришлось видеть. При его деятельном участии разбит сад при интернате. В доме от книг ломятся полки.

И все это — вместе с ребятами, с шумной, непоседливой (иногда и прикрикнуть приходится!) ватагой вечно сменяющихся, подрастающих ребят, повсюду толпой сопровождающих любимого учителя.

Им — основные заботы, им — все силы Савицкого. В том, чтобы научить их думать, творить, чтобы вырастить их настоящими людьми, видит он свою главную в жизни задачу.

Ю. БЕХТЕРЕВ

Рекомендуем почитать

  • «СТАЛИНСКАЯ СЕРИЯ»«СТАЛИНСКАЯ СЕРИЯ»
    Первыми силуэты вражеских кораблей заметили с мостика лидера «Баку». До немецкого конвоя, находившегося на траверзе норвежского города Вардё, было примерно 70 кабельтовых. Лидер и шедший...
  • УНИВЕРСАЛЬНАЯ КЛАССИКАУНИВЕРСАЛЬНАЯ КЛАССИКА
    В этом году исполняется 50 лет универсалам из Тольятти. Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошел с конвейера завода в апреле 1971 года. В отличие от своего старшего брата - седана, которому...
Тут можете оценить работу автора: