Обязательным атрибутом любой современной игровой видеоприставки стал джойстик. В самом общем виде принцип его работы можно представить следующим образом. Процессор видеоприставки формирует программным путем импульсы опроса (синхроимпульсы). Джойстик выдает ответный сигнал с закодированной информацией о нажатых в данный момент кнопках.
Однако импульсы опроса не обязательно присутствуют в каждый момент времени. В частности, их может не быть при демонстрации фирменных заставок, мультипликационных роликов, а также в процессе загрузки очередных этапов программы, бонусов и т.д. Игрок в этот момент не знает, нужно ли нажимать кнопки джойстика или нет.
Прояснить ситуацию поможет ввод в конструкцию джойстика несложной схемы световой сигнализации о синхроимпульсах опроса. Такой индикатор позволит также обнаружить и ухудшение контакта, и обрыв проводов. Кроме того, «подмаргивающий» светодиод оживит внешний вид джойстика.
Основа здесь — цифровой двоичный счетчик DD1, который делит на 16 частоту входных импульсов РЕ (для Dendy) или SYN (для Sega Mega Drive-2). И это потому, что «синхро» в приставках обычно представляют собой одиночные «всплески» или «пачки» с частотой повторения 50 Гц и длительностью 5 — 50 мкс. Количество же импульсов в пачке формируется программным путем и, как правило, не превышает четырех. Значит, на выводе 11 делителя DD1 будут образовываться импульсы меандра с частотой от 3,3 до 13,2 Гц.
Визуально импульсы опроса можно отследить по светодиоду HL1, который излучает яркие вспышки. Ток через светодиод (следовательно, и яркость) задается резистором R1 в пределах 6 — 10 мА.
По сути, вся модернизация джойстика настолько проста, что сводится к элементарному навесному монтажу деталей на обратной стороне печатной платы. Из подробностей нелишне, думается, отметить, что у микросхемы DD1 аккуратно отгибают выводы. Саму ее приклеивают нижней частью корпуса к плате. На каплю клея «сажают» и резистор R1. Светодиод же крепят непосредственно в корпусе джойстика, для чего в удобном месте заблаговременно просверливают отверстие диаметром 4 — 5 мм.
В схеме можно применить любые светодиоды красного цвета, например, АЛ307БМ, ЗЛ341Б, КИПД05А-1К. Резистор R1 типа ОМЛТ-0,125, ОМЛТ-0,25. Нет проблем и с микросхемой DD1, в качестве которой одинаково приемлемы К155ИЕ5, КР1533ИЕ5 или К533ИЕ5. Возможно также применение других типов двоичных счетчиков с коэффициентом пересчета 16 (К155ИЕ7, К555ИЕ10 или КР1533ИЕ19) при соответствующем изменении схемы и нумерации выводов.
В отладке устройство, как правило, не нуждается. Самое большое, что может понадобиться, так это подбор резистором R1 (в пределах 300 — 510 Ом) желаемой яркости свечения индикатора. Во избежание «сюрпризов» асы радиоэлектроники рекомендуют еще перед первым включением модернизированного джойстика убедиться в правильности соединений в цепях РЕ (или SYN), +5V, GND по цоколевке розеток джойстика на соответствие для Dendy или Sega Mega Drive-2.
В процессе игры светодиод может по нескольку раз менять частоту миганий, создавая необычную «иллюминацию». При отсутствии же обращения к джойстику светоиндикатор будет или постоянно гореть, или пребывать в потухшем состоянии. А это равноценно подсказке: нажимать игроку на кнопки джойстика в данные моменты бесполезно, следует дождаться возобновления мигающего режима.
Р. СЕРГЕЕНКО, г. Чернигов