КАК ДОСТИЧЬ СТЕРЕОЭФФЕКТА

КАК ДОСТИЧЬ СТЕРЕОЭФФЕКТАЛюбителям музыки понятен интерес, который проявляют люди различных возрастов и профессий ко всему новому в области стереофонии. Развитие радиоэлектроники и совершенствование на ее базе техники звукопередачи дали возможность любителям домашних концертов прослушивать грампластинки и магнитофонные записи с качеством звучания, близким к натуральному. Стереофонические системы воспроизведения позволяют получить эстетически наиболее полное и правильное представление об исполняемом произведении, обо всех красках, нюансах, которые стремились передать при звукозаписи музыканты.

Чтобы получить высококачественное стереофоническое воспроизведение, начинающему конструктору-любителю надо изучить природу стереофонического эффекта: только тогда можно создать условия прослушивания, при которых этот эффект проявится отчетливо.

Источником «объемной» программы может служить стереофонический проигрыватель, магнитофон или радиоприемник. Детальный разговор о принципах действия, конструкциях и специфических особенностях этой аппаратуры мы поведем в последующих разделах рубрики.

Пока же запомним, что основное отличие любого стереофонического устройства от монофонического заключается в том, что оно рассчитано на одновременное воспроизведение двух звуковых сигналов, образующих стереофоническую пару. Сигналы эти должны отличаться друг от друга так же, как звуки, которые воздействовали на микрофон при записи. Само собой разумеется, что стереофоническая воспроизводящая аппаратура должна содержать два совершенно одинаковых тракта передачи: два усилителя и звуковые колонки. Последние устанавливаются друг от друга на расстоянии двух с половиной — трех метров, исходя из конкретных условий: размеров комнаты, ее акустики, расположения мебели и т. д.

Как лучше выбрать место для звуковых колонок? Где расположиться самому, чтобы преимущества стереофонического звучания проявились наиболее отчетливо? И наконец, каковы требования к техническим показателям самой аппаратуры?

На эти вопросы легко будет ответить, разобравшись в сущности стереоэффекта.

Как уже говорилось, стереофоническое воспроизведение отличается от обычного монофонического большей естественностью. При передаче сохраняется пространственная звуковая перспектива: слушатель ощущает расположение инструментов оркестра и солистов. Это ощущение раздельного расположения источников звука в пространстве называют локализацией звуковых образов. Локализация — новое качество звучания, присущее только стереофоническому воспроизведению.

При записи звукорежиссер особой расстановкой микрофонов в студии и регулировкой поступающих с них сигналов на звукорежиссерском пульте добивается, чтобы одни инструменты оркестра звучали из левого динамика, другие — из правого. Источники звука, распределенные режиссером в оба канала, будут звучать из обоих динамиков одновременно, и слушателю покажется, что эти инструменты звучат между динамиками, образуя в центре некий кажущийся звуковой источник.

Этот чисто психологический эффект слияния звукового образа при излучении одного и того же звука двумя громкоговорителями является интереснейшей особенностью человеческого слуха. Если громкость звука одного из громкоговорителей увеличить, слушатель ощутит как бы движение источника звука из средней точки базы в сторону более «громкого» динамика.

Легко понять, что, распределив при записи отдельные инструменты ансамбля и солистов между двумя стереофоническими каналами в необходимых соотношениях, можно добиться равномерного их распределения по всей базе от левой до правой колонки, обеспечив, таким образом, правильный стереофонический баланс.

Есть и еще одна особенность человеческого слуха, которую приходится учитывать в стереофонии.

Выше мы говорили, что, если два динамика излучают один и тот же звук с одинаковой громкостью, звуковой образ кажется нам расположенным в центре базы. Но достаточно совсем небольшой, всего на тысячные доли секунды, задержки прихода звука от одного из динамиков, чтобы возник так называемый «эффект предварения». Заключается он в том, что слушатель начинает воспринимать только опережающий звук, переставая замечать работу «отстающего» динамика.

При этом заведомо допускается, чтобы звуки инструментов, находящихся, к примеру, с лезой стороны оркестра, воздействовали не только на «свой» микрофон, но и на дальний, установленный справа. Звуки «левых» инструментов придут к правому микрофону позже, чем к левому. Этим самым создается эффект «левой» локализации данного инструмента при воспроизведении.

Итак, локализация в стереофонии может быть обусловлена либо громкостными, либо временными различиями между приходящими к слушателю звуковыми сигналами. Это обстоятельство надо учитывать для правильного выбора места прослушивания стереофонических программ.

Пространственное распределение отдельных инструментов, .их четкая локализация делают общее звучание оркестра разборчивым, ясным, тембры инструментов воспринимаются «чистыми», и, как говорят специалисты-звукорежиссеры, улучшается «прозрачность» звучания.

И еще одна важнейшая особенность стереофонического воспроизведения: оно более точно передает акустическую атмосферу зала или студии, где исполняется музыкальное произведение. Это происходит потому, что к прямым звукам, то есть пришедшим к микрофонам непосредственно от исполнителей, «подмешиваются» и звуки, отраженные от стен и потолка зала. Это так называемые «диффузные», рассеянные звуки, которые, попадая в микрофоны с различными временными задержками, воспринимаются слушателем в виде «размытого» в пространстве объемного отзвука.

Возникающее при этом ощущение — «эффект присутствия» — многими слушателями оценивается как наиболее впечатляющее свойство стереофонии.

Для получения стереоэффекта к воспроизводящей аппаратуре предъявляются особые требования. Прежде всего оба стереофонических канала передачи — усилители и громкоговорители— должны быть практически одинаковыми.

Действительно, так как локализация отдельных инструментов оркестра зависит от соотношений громкостей звучания из правого й левого динамиков, в первую очередь должны быть строго одинаковыми коэффициенты передачи обоих каналов, то есть усиление каждого из них.

Идентичными должны быть и громкоговорители: от сигналов одного уровня они должны давать одинаковую громкость.

КАК ДОСТИЧЬ СТЕРЕОЭФФЕКТА

Преобладание громкости одного из динамиков повлечет за собой смещение всей звуковой картины в сторону более «громкого» динамика, нарушит задуманную звукорежиссером при записи звуковую панораму.

Одинаковое усиление обоих каналов передачи должно сохраняться на всех частотах звукового диапазона. Иными словами, при подборе или конструировании стереофонической аппаратуры необходимо предъявить жесткие требования не только к частотным характеристикам каждого из каналов в отдельности (здесь действуют те же нормы, что и для высококачественной монофонической аппаратуры), но и к точному совпадению частотных характеристик каналов, образующих стереофоническую пару.

Если вы строите баню или сауну, вагонка деревянная липа вас заинтересует.

Несовпадение усиления каналов на отдельных частотах звукового диапазона может привести к произвольному перемещению отдельных инструментов по базе при переходах от одних нот к другим, из одного регистра в другой.

Не следует забывать о фазировке каналов стереопары. От фазовых соотношений левого и правого сигналов зависит ощущение слияния звукового образа, четкость локализации.

Если звуковые колебания, излучаемые динамиками, оказываются в противофазе, звуковые образы становятся «блуждающими».

Б. МЕЕРЗОН, инженер

Рекомендуем почитать

  • МАХОВИЧНЫЙ ЛИФТМАХОВИЧНЫЙ ЛИФТ
    В залах Центральной выставки НТТМ, посвященной XXVI съезду КПСС, можно увидеть немало оригинальных конструкций и механизмов, созданных молодыми учеными, новаторами самых разных отраслей...
  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 2013-05МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 2013-05
    МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР №5 2013г. В НОМЕРЕ: Общественное конструкторское бюро В.Кондратьев. ШКОЛА АВИАКОНСТРУКТОРА (2) Малая механизация В.Яковлев. КОМПАКТНЫЙ МОТОБЛОК...
Тут можете оценить работу автора: