ОРГАНЫ

ОРГАНЫ

Орган — очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины). Само название "орган" происходит от латинского слова organum, так в древности называли музыкальные инструменты вообще. Это идет ещё от греческого organon — орудие, инструмент.

Первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган — гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным.

В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии.

На Западе орган постепенно стал "королем инструментов", но до этого должно было пройти немало столетий, в течении которых орган подвергался различным усовершенствованиям.

Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но, поскольку инструмент по-прежнему звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. Первоначально это был преимущественно светский инструмент, и лишь позже орган стал неотъемлемой частью католической церковной практики.

К XI в. большие органы строились повсюду в Европе; необычайными размерами был известен, в частности, орган, построенный в 980 г. в английском Винчестере. У него было две клавиатуры для двух музыкантов, а его диапазон достигал трех октав.

В X-XI вв. увеличивается число труб органа. Но происходит это за счет изменения величины клавиш. Они становятся очень большими, и на них было невозможно играть просто пальцами, да и давить на них нужно было с силою. Органисты того времени ударяли по клавише кулаком или локтем. Естественно, это сильно ограничивало возможности музыкантов, их роль сводилась, вероятно, к поддержке отдельных звуков вокальных партий.

Но постепенно на смену неуклюжим большим "пластинам" пришли клавиши, играть на которых стало гораздо легче. Диапазон инструмента стал шире, а регистры — разнообразнее. Вместо медных труб вводятся оловянные. В XIV веке появляются первые сведения о применении ножной басовой клавиатуры — педали. Внизу располагалось от 8 до 12 клавиш, и это позволяло органистам теперь извлекать звуки самого низкого регистра. Соответственно и звучание органа стало более насыщенным и разнообразным.

В эпоху Возрождения строительство органов очень быстро прогрессирует. К XVI веку это уже очень сложный инструмент. Клавиатура теперь уже могла насчитывать 5 террасообразно расположенных рядов, так называемых мануалов. Музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой. При этом диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены специальные регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли. Каждая клавиша могла быть соединена с несколькими десятками, а иногда даже сотнями труб, которые издают звук одинаковой высоты, но разной окраски.

Орган мог имитировать не только флейту или скажем гобой (например регаль, орган, оснащенный язычковыми трубами, давал очень красочный тембр звучания, напоминавший духовые инструменты), а и оркестровые группы. Зачастую его звучание напоминало хор. Появляется светская органная музыка, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие концертно — инструментальной культуры (основные жанры — прелюдия, фантазия, токката, канцона, каприччио, ричеркар, впоследствии — фуга и др.)

Теперь орган по праву мог именоваться королем инструментов. Большое внимание начинает уделяться внешнему виду инструмента, традиционным становится пышный декоративный фасад. В широкое употребление также вошел маленький переносной орган — портатив и миниатюрный стационарный орган — позитив. На таких небольших инструментах можно было музицировать и в домашних условиях.

Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания. Для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. Это делало их превосходными инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы — Букстехуде, Пахельбель, Фрескобальди, Свелинк, Бах — писали именно для "барочного органа".

А вот романтизм XIX в. с его стремлением к мощному оркестровому звучанию, как считается, оказал сомнительное влияние на органостроение и органную музыку. Мастера пытались создать инструменты, являющие собой "оркестр для одного исполнителя". В результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с тем в XIX иXX вв. в органе появилось много новых тембров, а также были сделаны существенные усовершенствования в конструкции инструмента.

XX столетие с его стремлением к гигантизму естественно не могло не отметиться в книге рекордов Гиннесса. Неудивительно, что преуспели в этом американцы. В Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) был построен огромный орган, насчитывающий 33 112 труб. Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них — семь клавиатур.

Но всему есть предел. В том же XX в. и органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. И прежде всего к барочным органам. Широкую известность получило органное движение в Германии под лозунгом "Назад к Зильберману!" (Зильберманы — это семья известных немецких органных мастеров XVIII в. — два брата Андреас и Готфрид и сын Андреаса Иоганн Андреас; они построили в Германии, Швейцарии и Австрии органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными по своим музыкальным характеристикам), развернувшееся по инициативе Альберта Швейцера. Движение боролось за восстановление подлинного органного звучания эпохи Баха, без позднейших романтических реконструкций.

Огромный современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Органист сидит за так называемым шпильтишем, то есть кафедрой. Перед ним — мануалы, то есть клавиатуры органа, расположенные террасами одна над другой. Под ногами у него — педальная клавиатура. Каждый из органов, входящих в "большой орган", имеет свои регистры, то есть наборы труб и свою клавиатуру (мануал). У каждого — свое назначение и название. Среди наиболее распространенных органов — "главный" (нем. Hauptwerk), "рюкпозитив" и "верхний" (нем. Oberwerk), а также набор педальных регистров. "Главный" орган — самый большой и содержащий основные регистры инструмента. "Рюкпозитив" подобен "главному", но меньше и звучит мягче, а также содержит некоторые особые солирующие регистры. "Верхний" орган добавляет в ансамбль новые солирующие и звукоподражательные тембры. С педалью связаны трубы, издающие низкие звуки для усиления басовых партий.

В современных органах воздух нагнетается в трубы с помощью электромотора. Через деревянные воздухопроводы воздух из мехов поступает в деревянные ящики с отверстиями в верхней крышке. В этих отверстиях укреплены органные трубы. Из ящиков воздух под давлением поступает в ту или иную трубу.

Поскольку каждая труба в состоянии воспроизвести звук одной высоты и одного тембра, для стандартного мануала объемом в пять октав необходим набор как минимум из 61 трубы. Вообще же в органе может быть от нескольких сотен до многих тысяч труб. Группа труб, производящих звуки одного тембра, называется регистром.

На клавиатуре, сбоку от мануалов или над ними есть специальные кнопки или рычаги. С их помощью органист включает регистры (их количество колеблется от 1 до 150). При этом открывается доступ воздуха ко всем трубам нужного регистра. Таким образом исполнитель может выбрать любой необходимый ему регистр или любую комбинацию регистров. Существуют различные типы труб, и все они звучат по-разному, что и дает многообразие звуковых эффектов. Трубы изготавливаются из жести, свинца, меди и разных сплавов, преимущественно свинца и олова. В некоторых случаях применяется и дерево. Длина труб, обычно варьируется от 10 метров до считанных сантиметров. Диаметр зависит от высоты и тембра звука.

Трубы органа разделяются на две группы по способу звукоизвлечения. Самые распространенные — лабиальные трубы. В них звук образуется в результате удара воздушной струи о нижнюю и верхнюю губу так называемого "ротика" (лабиума), разреза в нижней части трубы. Есть ещё и язычковые трубы. В них источником звука является вибрирующий под напором воздушной струи металлический язычок.

Регистры, то есть семейства тембров органа, делятся на четыре основных группы. Принципалы — это фундамент всего органного звучания. Флейтовые регистры звучат спокойней, мягче и немного напоминают по тембру оркестровые флейты. Гамбы пронзительнее и острее, чем флейты. Тембр язычковых — металлический, имитирующий тембры оркестровых духовых инструментов. Некоторые органы, особенно театральные, имеют также ударные тембры, например, имитирующие тарелки и барабан.

Видео:

Рекомендуем почитать

  • ТЯГАЧ-САМОСВАЛ: МАЛ, ДА УДАЛТЯГАЧ-САМОСВАЛ: МАЛ, ДА УДАЛ
    Первый самодельный моторизованный помощник появился в нашей семье почти 20 лет назад. Смастерили мы его по разработке В. Ильичева из Подмосковья, опубликованной в одном из номеров...
  • BMW-850iBMW-850i
    При конструировании этого дорогого автомобиля ставилась задача создать комфортабельное купе для близких туристических поездок со скоростью до 250 км/ч. Отсюда особое внимание устойчивости...
Тут можете оценить работу автора: