В январе этого года ветер странствий, жажда новых впечатлений и самолет Аэрофлота перенесли меня на Сахалин. Интересных объектов в списке «культурной навигации» было множество, некоторые добавлялись «по месту» или менялись «по погоде», но посещение музея Сахалинской железной дороги планировалось обязательным. Музей этот очень небольшой, в разы меньше аналогов в Москве и Санкт-Петербурге, но вот сама дорога очень необычная: единственная в России островная, и до совсем недавнего времени полностью узкоколейная. Трудно представить, что к началу 1990-х годов эксплуатационная длина узкоколейной железной дороги на Сахалине составляла 1072 км!
Первая узкоколейка появилась на Сахалине в конце 1880 годов. Она использовалась для доставки угля с рудников у поста Александровский (ныне г. Александровск-Сахалинский) к морской пристани. Позже проложили еще одну линию до селения Михайловка, по которой, кроме грузов, перевозили и пассажиров. В качестве средств тяги использовались лошади и каторжники. Масштабное же строительство железных дорог на Сахалине началось после 1905 года.
Как известно, после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов, южная часть Сахалина до 50-й параллели отошла к Японии. Здесь было образовано губернаторство Карафуто. К строительству железных дорог японцы приступили уже в 1906 году, соединив 42-километровым отрезком с шириной колеи 600 мм Отомари (Корсаков) и Тоёхара (Южно-Сахалинск). Впоследствии этот участок был перешит на стандартную японскую колею 1067 мм. И с такой колеей на Южном Сахалине прокладывались все железные дороги вплоть до 1945 года. За 40 лет нахождения Южного Сахалина в составе Японии на острове появилось более 700 км ж/д магистралей.
В 1930 году было принято решение СНК СССР о строительстве железной дороги на Северном Сахалине. Проект был впечатляющим, но средств хватило только на линию Оха — Москальво протяженностью 34,5 км — в 13 раз меньше запланированного.
После освобождения Южного Сахалина железная дорога была передана в состав НКПС СССР Таким образом, на острове в течение нескольких десятилетий функционировали железная дорога общего назначения с шириной колеи 1067 мм и разветвленная сеть промышленных путей (в основном, на севере) с шириной колеи 750 мм. В первые послевоенные годы активно использовался оставшийся от японцев подвижной состав и средства тяги. Обновлялся он тоже во многом за счет заказов в Японии. Так, в начале 1950-х годов были приобретены 30 паровозов D51, которые эксплуатировались до 1970-х годов. А с 1967 года основным средством тяги с колеей 1067 мм стал тепловоз ТГ16, спроектированный на Людиновском тепловозостроительном заводе специально для Сахалина. Всего было выпущено 94 тепловоза, многие из которых прослужили до 2019 года.
На линиях с шириной колеи 750 мм использовались паровозы советского изготовления. При переходе на тепловозную тягу основным локомотивом стал тепловоз ТУ7 постройки Камбарского машиностроительного завода. Вагонный парк на севере острова состоял из вагонов и платформ советского производства. На юге же долгое время эксплуатировались японские грузовые и пассажирские вагоны, автомотриссы и дизель-поезда. Японская техника закупалась для Сахалина вплоть до конца 1980-х годов. Например, в 1987 году поступили дизель-поезда D2, перевозившие пассажиров более 30 лет.
В 1973 году была запущена паромная переправа Ванино — Холмск, соединившая остров с материком.
Начиная с 1990-х годов объем перевозок сократился, содержание многих линий стало убыточным В результате, к сегодняшнему дню протяженность сахалинских путей сократилась до 805 км.
ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ САХАЛИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Очередной проект по реконструкции дороги начался в 2003 году, и до 2020 года осуществлялась перешивка железнодорожной колеи на общероссийский стандарт — 1524 мм Также были полностью заменены средства тяги и вагонный парк. С 2019 года на Сахалин начали поставляться рельсовые автобусы «Орлан» и тепловозы ТЭМ18ДМ.
Ну и несколько слов о музее Он ведомственный, и сегодня явно не «шикует». Одноэтажное здание бывшего пакгауза, несколько небольших залов, с любовью оформленная экспозиция Узлы и агрегаты железнодорожной техники и путевого хозяйства, модели, множество архивных фотографий, за некоторые из которых иной коллекционер отдал бы полжизни. А на улице — уникальные образцы железнодорожной техники, как отечественной, так и японской. К сожалению, площадка музея была засыпана снегом, а средств на его очистку музею не выделяют Узенькая тропинка ограничивала возможности для фотосъемки, так что отснять все как бы хотелось, мне не удалось (см. 2-ю стр. обложки) Однако не считаю это неудачей. Я узнал для себя много нового. Познакомился с приветливыми и увлеченными людьми, патриотами своего края, сохраняющими для потомков историю острова, и теперь обязательно постараюсь побывать на Сахалине летом!
Михаил БАРЯТИНСКИЙ