ПИОНЕРСКИЙ АВТОМОТОКЛУБ

ПИОНЕРСКИЙ АВТОМОТОКЛУБИ чего только не вытворяли эти ребята на своих норовистых механизированных скакунах! То лихо проезжали мимо нас друг за другом, вздыбив самодельный мотоцикл на заднее колесо. То, дав двигателю полный газ, врывались на крутой песчаный склон. То совершали лихие прыжки с трамплина, приземляясь, как и положено мастерам мотоциклетного спорта, на заднее колесо.

Честно говоря, как-то даже не верилось, что так уверенно владеют строгой, капризной машиной мальчишки, которым всего-то от роду 11 — 12 лет.

Члены мотоциклетной секции автомотоклуба Таллинского Дворца пионеров, воспитанники Аркадия Иоханесовича Але, показывали свое мастерство.

Пионерский автомотоклуб. Непривычная форма в системе детского технического творчества. Обычно такие учреждения широко распространены в ДОСААФ. Это солидные технические организации с мощной материальной базой, которые занимаются обычно обучением будущих водителей грузового и легкового транспорта. Есть при многих АМК и спортивные секции, где культивируют в основном мотоциклетный спорт и автокросс на грузовых и легковых автомобилях. Вопросов технического творчества автомотоклубы избегают, и тем более — детского технического творчества. Это и понятно, поскольку в задачи АМК ДОСААФ входит в основном подготовка допризывной молодежи и широкая пропаганда военно-технических знаний.

Ну а пионерский АМК? Ведь ребятам младшего и среднего школьного возраста до получения прав на вождение автомобилей и мотоциклов еще ой как далеко! Не кроется ли под новым названием старая привычная форма тех же кружков, секций, лабораторий конструирования?

— Нет, не кроется, — утверждает начальник АМК и его многолетний «хозяин» Аркадий Иоханесович Але. — Мы стремились при создании клуба сочетать в нем и творческое и спортивное начала. Потому что мы не представляем себе, как можно отделить современные виды технического спорта от большой творческой работы по усовершенствованию машин, по переконструированию тех же мотоциклов, картов, по созданию новой транспортной техники. Именно эта работа — работа в мастерских над доводкой техники, над приданием ей совершенно новых качеств — является у нас в клубе основной. А спорт — это логическое завершение многомесячного труда, это, так сказать, наиболее зримое и объективное выявление результатов творческой мысли наших мальчишек. Это показатель их подготовленности к вступлению в мир большой техники.

Забегая вперед, скажем, что подготовку к самостоятельной творческой работе в современном, насыщенном сложнейшей техникой мире пионерский АМК дает отличную. Очевидно, поэтому при сравнительно невысоком приливе ребят в «традиционные» кружки республиканской СЮТ — в автомотоклуб Дворца пионеров образуются буквально очереди, хотя клуб тесен и всех желающих принять не может.

Сегодня пионерский АМК Таллина — это большая мастерская в подвальном помещении одного из корпусов Таллинского Дворца пионеров (мастерская, оборудованная всеми необходимыми станками, заметим). И четыре бокса, где в привычном для мотогонщиков беспорядке хранятся остовы старых и еще не законченных мотоциклов, рамы картов, двигатели и тому подобное хозяйство. По словам директора, сейчас на ходу 17 картов с двигателями рабочим объемом 50 см3, 15 картов с двигателем 125 см3 и примерно такое же количество мотоциклов тех же кубатур (на 125-кубовых ездят, конечно, старшие школьники, уже вышедшие из пионерского возраста). Скоро к ним прибавятся автомобиль и несколько багги, любовно разработанные чертежи которых показал мне А. И. Але. Не маленькое хозяйство, скажем прямо. И оно вызывает тем большее чувство восхищения работой АМК, что практически все эти карты и мотоциклы сделаны руками ребят. Даже если в основе своей это заводские конструкции, от серийных образцов в них мало что осталось.

Аркадий Иоханесович Але, который командует всем этим хозяйством уже пять лет, — человек не посторонний автомотоспорту. Сам опытный механик, заядлый раллист, автоспортсмен, он и сотрудников клуба подбирал по тому же принципу: чтобы люди эти имели солидную инженерную подготовку и чтобы они любили автомотоспорт. Так и получилось, что, кого бы из преподавателей он ни назвал, это обязательно кандидат в мастера или мастер спорта, авто- или мотогонщик.

Здесь надо сказать о том, что в АМК добротно поставлена не только практическая, но и теоретическая работа. Кроме самого Але, занятия по теории вождения, по правилам движения транспорта, по автомототехнике ведут бывшие члены клуба: молодой инженер Андрес Корсюков, кандидат в мастера спорта Энно Пуу, мастер спорта конструктор картов Хуберт Ярван и другие известные в Эстонии спортсмены. Под наблюдением асов мотоциклетного «пилотажа» ребята проходят занятия по практической езде, работники ГАИ читают им лекции по безопасности движения. Словом, в подготовке спортивной смены в Эстонии дружно участвуют и представители органов просвещения, и досаафовцы, и орудовцы. Редкостное единение! Неудивительно поэтому, что ребята из АМК на всех юношеских соревнованиях в числе призеров, что все стены небольшого кабинета директора увешаны грамотами, завоеванными юными эстонскими спортсменами, что чемпион СССР среди юношей по картингу Тойво Труте — тоже член АМК.

ПИОНЕРСКИЙ АВТОМОТОКЛУБ

Неудивительно поэтому и то, что пионерский АМК хорошо оборудован и хорошо снабжается запасными частями и материалами. Его бюджет на год составляет 10 тыс. рублей — это совместные взносы органов просвещения и ДОСААФ. Руководителям клуба ни в одной из планирующих организаций республики нет отказа. Нужны серийные карты? Пожалуйста! Собираетесь строить специальную трассу для проведения соревнований? И здесь нет никаких препятствий. Невольно вспоминаются автоконструкторские и картинговые кружки, виденные в других городах страны. Невольно думается: если бы там удалось наладить такое единение работников просвещения и досаафовцев, насколько бы результативнее пошла там работа! Ведь не хватает совсем немногого: умелого и перспективно мыслящего энтузиаста-руководителя, который смог бы сблизить точки зрения организаций, параллельно работающих над подготовкой ребят к овладению техникой, объединить их усилия и создать вот такие же деятельные и очень полезные клубы, пионерские АМК. Очевидно, тут есть где приложить руки и комсомольцам. Дело стоит того хотя бы потому, что под спортивными достижениями, о которых говорилось раньше, лежит еще солидная творческая база.

Вот, к примеру, как создавался пионерский 50-кубовый кроссовый мотоцикл. Надо сказать, что подобные машины выпускаются и серийно. Но они дороги и тяжеловаты для юных гонщиков. И не приходится говорить о том, что для обучения спортивной езде просто непригодны. Вот почему в пионерском АМК решили создать свой кроссовый мотоцикл на базе… обыкновенного серийного мопеда «Рига».

Работали над ним, естественно, коллективно. Прежде всего наиболее опытные юные мотогонщики путем самых жестоких испытаний определили, где у серийной машины есть «слабинка». Затем собрался технический совет клуба (некоторых из членов совета было еле видно из-за столов) и стали решать, кому поручить разработку такого узла. Разбились на группы и стали считать и чертить. Одни думали над тем, как усилить руль, другие старались сделать более надежную раму, третьи проектировали ходовую часть. Экспериментировали, «ломали» машины. Словом, в течение нескольких месяцев под Таллином работал целый испытательный полигон. В результате родился мотоцикл, который вы видите на первой странице вкладки: изящная динамичная машина, ничем не уступающая серийному кроссовому образцу.

Вот основные переделки, к которым пришлось прибегнуть на серийной конструкции. У мотоцикла появились новые колеса — большего диаметра, с усиленным протектором. Он стал хорошо «держать дорогу», легко проходить по заболоченным и песчаным участкам. Вынесенный вверх и усиленный руль позволил уверенно управлять машиной даже самым маленьким водителям, удобно изменил посадку.

Усилена рама. Она теперь выдерживает любые толчки при наезде на препятствие и позволяет прыгать с трамплина. Был форсирован двигатель и изменено передаточное отношение шестерен: резко повысилась приемистость мотоцикла и его способность передвигаться в условиях сложной трассы. Изменился и бензобак. Сегодня его еще делают из металла, но планируют перейти на стеклопластиковую конструкцию. Объем бензобака стал меньше, что улучшило центровку машины. И наконец, последнее: переключение передач теперь выполняется не вручную, как у серийного мопеда, а с помощью педали. Управляемость возросла еще больше.

Казалось бы, немного переделок, но каков результат! Ведь именно на этих бывших мопедах ребята демонстрировали нам высший класс езды на мотоцикле.

По той же системе велась и работа над картом. Серийные карты «Эстония», которые приобретает пионерский АМК, по общему признанию, хорошие, надежные машины. Однако и они не лишены недостатков. Мелочь, казалось бы, — размещение выхлопной трубы. Но при движении по плохо подготовленной трассе (а много ли у нас хороших картинговых трасс!) она нередко отлетает. Не совсем удачны и тормоза. Словом, и здесь было над чем потрудиться. И вот вариант «карт пионерский». Обратите внимание, как изменилась конфигурация днища карта, рулевой колонки, как повысилась надежность дисковых тормозов, как удобно размещается бензобак и выхлопная труба, насколько проще стало управлять машиной, потому что рукоятка переключения передач вынесена в место, где до нее удобно дотянуться. Есть и еще целый ряд умных новшеств, которые заслуживают отдельного разговора. Сейчас же для нас важно другое: ни спортивная, ни творческая работа при умелом их сочетании нисколько не противоречат друг другу, а, наоборот, помогают найти оптимальное конструкторское решение и в то же время научить ребят думать, считать, экспериментировать, словом, научить основам конструкторской работы.

А раз загоревшись, искорка творчества уже не может погаснуть. Так происходит и в таллинском пионерском АМК. Решены на сегодня основные проблемы модернизации мотоциклов, поставлено на «серийное» производство изготовление картов. Но разве может завершиться этим конструкторская работа для того, кто уже привык все время выдумывать что-то новое и проверять это новое практикой!

Следующий и, я бы сказал, более высокий творческий поиск таллинских ребят идет в направлении разработки и создания юношеского багги. За последнее время в печати появилось уже довольно много описаний и чертежей спортивных машин этого класса. Если бы таллинцы были сориентированы только на спортивные результаты, они могли бы взять за основу наиболее отработанную конструкцию, немного модернизировать ее и поставить «на поток» производство собственных кроссовых автомобилей. Но думается, из того, что уже рассказано, вам понятно, что копировать чьи-то образцы здесь не станут. Эстонские багги будут во многом не такие, как те машины, к которым мы уже начали привыкать на соревнованиях. Пока еще рано говорить о том, как поведут они себя на трассе: воплощение их в металле только началось, но, судя по чертежам, по тому количеству труда, которое затрачено на разработку «своего» образца, эстонским багги предстоит интересная спортивная судьба.

Можно было бы здесь рассказывать и о других конструкторских замыслах юных членов автомотоклуба и их руководителей. Скажем, о той же автомодельной трассе, которую они задумали строить совместно с руководителем автомоделистов республики Артуром Александровичем Рандом и его питомцами. Глазное не в этом. Главное, на наш взгляд, в том, что в Эстонии родилась и успешно развивается новая организация технического творчества, которая уже показала свои перспективы, но еще далеко не раскрыла всех возможностей. Автомотоклуб со своим специфическим хозяйством, со своими особыми, присущими только спорту отношениями и в то же время с творчески перспективным конструкторским подходом к делу, — этот тип организации доказал свое право на жизнь. Думается, однако, что при таком слиянии в нем интересов органов просвещения, ДОСААФ и ОРУД-ГАИ, какое выкристаллизовалось в пионерском АМК Таллинского Дворца пионеров, границы, сферы его влияния могли бы быть гораздо шире. Об этом, кстати, думают руководители пионерского АМК. Вы уже знаете, что в клубе занимаются не только пионеры, но и ребята старших классов. Так вот, возникла идея создать в порядке эксперимента автомотоклуб, в котором могли бы заниматься учащиеся всех возрастов, всех «подчинений» (имея в виду и систему ПТУ, и систему техникумов и вузов). В таком автомотоклубе и преподаватели работали бы с дальней перспективой. Они видели бы, что их воспитательская работа воплощается в характеры мужественных, умелых конструкторов-спортсменов.

Право же, очень нужен такой клуб! И не один.

Ю. БЕХТЕРЕВ

Тут можете оценить работу автора: