СВЕТОМ ИГРАЕТ АВТОМАТ

СВЕТОМ ИГРАЕТ АВТОМАТ

Всем, казалось бы, хорош автомат световых эффектов, описание которого опубликовано в четвертом и шестом номерах журнала за 1995 г., но… Уж больно сложна рассматриваемая там конструкция, много в ней деталей и узлов. Даже мне, живущему в крупном городе радиолюбителю со стажем, нелегко было бы подобрать необходимые 18 микросхем (МС) и около сотни дискретных элементов. Каково же новичку (особенно в «глубинке», где процесс «доставания» дефицитных радиодеталей может растянуться на многие недели, а то и год-два)!

Между тем, применив появившееся в продаже ПЗУ К573РФ2, легко собрать такое устройство, которое, имея в 4 — 5 раз меньше элементов схемы, позволит добиться многократного увеличения световых эффектов. Более того, программируя «базовое» ПЗУ согласно своему замыслу, можно сравнительно быстро переналадить эту аппаратуру, чтобы с предельной эффективностью использовать ее и в других сферах деятельности. Например, в специальной рекламе, которая достигает успеха не надоедливой «всеядной» назойливостью, а тем, что «стреляет» без промаха. Ведь для этого у нашего автомата световых эффектов (АСЭ) есть все необходимое:

количество рабочих каналов — 8;

число вводимых заранее программ — 8;

максимальная (суммарная) мощность ламп в каждом из имеющихся каналов, Вт — 500;

мощность, потребляемая блоками управления, индикации от источника электропитания, Вт — 2.

Как видно из принципиальной электрической схемы, автомат световых эффектов собран на пяти МС, а также на восьми транзисторах и стольких же тиристорах. Световые картины (СК), занимая по 256 байт, «зашиты» в ПЗУ DD4. В каждую картину подобраны похожие друг на друга световые эффекты.

Принципиальная электрическая схема автомата световых эффектов.
Принципиальная электрическая схема автомата световых эффектов.

При включении АСЭ в сеть конденсатор С1 заряжается через резистор R1 до напряжения логической единицы. «1» переключает элемент DD1 из единичного состояния в нулевое. Происходит асинхронный сброс счетчика DD2 в «0». Потому-то световая картина и «проигрывается» всегда с самого начала.

Тактовый генератор собран на элементах DD1.2, DD1.3, DD1.4. Для регулировки частоты предусмотрен резистор R3.

С выхода генератора импульсы поступают на счетный вход МС DD2. При срабатывании этой микросхемы происходит считывание из памяти ПЗУ СК.

Импульс переполнения с вывода 14 DD2 следует на переключатель SB2. Он-то как раз и позволяет «проигрывать» либо все световые картины по очереди, либо одну из них — «до бесконечности». Ну а с SB2 импульс переполнения поступает на переключатель SB1.2 (без фиксации в нажатом положении), который позволяет быстро менять «проигрываемые» СК. При этом номер световой картины высвечивается на блоке индикации.

С переключателя SB 1.2 импульсы поступают на счетный вход МС DD3.2. Дальше все, как говорится, яснее ясного. В зависимости от того, к какому выводу (11, 12, 13, 14) подключен счетный вход микросхемы DD3.1, СК будет «проигрываться» 2, 4, 8 или 16 раз (на печатной плате блока управления роль переключателя количества повторений играет перемычка П2).

В режиме проигрывания «по очереди» счетчик DD3.1 выбирает из памяти одну за другой все 8 СК. Как только это будет достигнуто, DD3.1 обнулится. И тогда процесс начнет повторяться.

Что же касается блоков индикации, электропитания, то устройства эти — типовые, ничем не отличающиеся от уже опубликованных в журнале. И чтобы не повторяться, вопросы, связанные с их функционированием, в данном материале не рассматриваются.

Теперь о конкретной реализации идей, технических решений, которые лежат в основе публикуемой принципиальной электрической схемы. И прежде всего — об используемых радиодеталях, особенностях их монтажа.

Плата блока управления: а — с лицевой стороны, б — с оборотной.
Плата блока управления: а — с лицевой стороны, б — с оборотной.
Плата блока индикации со стороны установки: а — микросхем, б — резисторов.
Плата блока индикации со стороны установки: а — микросхем, б — резисторов.

Постоянные резисторы здесь подойдут любые, лишь бы их номиналы и рассеиваемая мощность соответствовали указанным на схеме значениям. Переменный резистор — тоже любого типа. Впаивается он непосредственно в монтажную плату (ее размеры и конфигурация печатных проводников даны на иллюстрациях).

Тип конденсаторов для схемы особой роли не играет. Нужно лишь проследить, чтобы рассчитаны они были на работу при номинальном напряжении 16 В.

Микросхемы (кроме ПЗУ) впаиваются непосредственно в плату. МС К573РФ2 вставляется в предназначенную для нее специальную панельку. Зато светодиоды монтируются на самой печатной плате, вблизи от лицевой панели корпуса.

Если вдруг возникнет трудность с приобретением диодов Д246 (VD9…VD12), расстраиваться, конечно же, не стоит. Ведь их вполне можно заменить другими, рассчитанными на обратное напряжение не ниже 400 В и выпрямленный ток, превышающий суммарный для всей схемы. Ну а в качестве переключателей как нельзя лучше подойдут П2К, впаиваемые в печатную плату.

Блок индикации монтируется на отдельной плате, которая устанавливается вертикально (перпендикулярно основной). Причем он либо впаивается при помощи проволочных перемычек в блок управления, либо вставляется в разъем ХР1 так, чтобы через стекло лицевой панели был хорошо виден номер исполняемой СК.

Блок питания и тиристоры целесообразно разместить в корпусе экрана и соединить (посредством разъема ХР2 и десятижильного кабеля) с блоком управления.

Силовой трансформатор — типовой. Вторичная его обмотка должна быть рассчитана на напряжение 10 В и ток не менее 400 мА. К ней (согласно принципиальной электрической схеме) подключен стабилизатор DA1, устанавливаемый на радиатор.

В предлагаемом варианте исполнения отверстия в печатной плате не металлизированы, а «ножки» многих деталей служат перемычками, связывающими одну сторону платы с другой. И для исключения всякого рода «сюрпризов» требуется особая тщательность: как во время установки радиоэлементов, так и при их впайке в соответствующие одно- или двусторонние гнезда.

Коды «прошивки» ПЗУ для двух световых картин.
Коды «прошивки» ПЗУ для двух световых картин.

В заключение — несколько слов по поводу «прошивки» ПЗУ. Расписывать коды СК на все случаи жизни — вряд ли, думается, целесообразно. Ведь задачи, которые предстоит решать с помощью автомата световых эффектов, у каждого пользователя свои, конкретные, а столбцы всех данных для программирования при их напечатании грозят заполонить журнал. А потому решено ограничиться (приводимыми лишь в качестве примера) кодами «прошивки» ПЗУ для двух наиболее употребляемых световых картин. Первая СК реализует различные виды «бегущих» огней (и теней), вторая — различные прибавления (убывания) огней. Ну а еще шесть световых картин каждый подготовленный радиолюбитель сможет запрограммировать и самостоятельно. Нужны лишь желание, терпение да труд, чтобы превратить свои фантазии в реальную феерию света.

В.СУМЧЕНКО,

Белгородская обл.

Рекомендуем почитать

  • ИГРА «ОЖИВЕТ» ВНОВЬИГРА «ОЖИВЕТ» ВНОВЬ
    Если в электронной игре «Ну, погоди!» или подобной «сели» источники питания, а под рукой есть два элемента «373», бумага, клей, отрезки изолированного провода, несколько аптечных резинок...
  • КЛЮЧ-КОЛЬЦОКЛЮЧ-КОЛЬЦО
    Молодые металлурги, участники выставки НТТМ-78, разработали такой ключ для своих производственных нужд: завинчивания графитовых электродов Ø 300 мм на электросталеплавильных печах....
Тут можете оценить работу автора: