РИС. 5. ПОДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ.

УЧИСЬ ПАЯТЬ

Начинающие радиолюбители не всегда знают, что организация рабочего  места для монтажа и пайки радиоприемников или каких-либо других радиоэлектронных устройств влияет на качество изготовления этих устройств.

Рабочим местом радиолюбителя обычно служит стол (рис. 1) с выдвижными ящиками. В них располагаются ящики-кассеты (рис. 2) для храпения различных мелких деталей.

РИС. 1. ОБЩИЙ ВИД РАБОЧЕГО МЕСТА РАДИОМОНТАЖНИКА: 1 — принципиальная схема; 2 — полочка; 3 — техническая литература; 4 — осветительная арматура; 5 — тестер; 6 — латр; 7 — полочка для приборов; 8 — паяльник с подставкой; 9 — подставка готовальня; 10 — шасси аппаратуры.
РИС. 1. ОБЩИЙ ВИД РАБОЧЕГО МЕСТА РАДИОМОНТАЖНИКА: 1 — принципиальная схема; 2 — полочка; 3 — техническая литература; 4 — осветительная арматура; 5 — тестер; 6 — латр; 7 — полочка для приборов; 8 — паяльник с подставкой; 9 — подставка готовальня; 10 — шасси аппаратуры.
РИС. 2. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЯЩИКОВ-КАСС.
РИС. 2. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЯЩИКОВ-КАСС.

Набор инструментов (рис. 3) можно частично расположить во время работы в специальной подставке-готовальне (рис. 4).

РИС. 3. НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ: а — плоскогубцы; б — пассатижи; в — плоскогубцы «утиный нос»; г — круглогубцы; д — кусачки торцевые; е — кусачки боковые; ж — ножницы; з — монтажный нож; и — пинцет часовой; к — пинцет хирургический: л, м, н — набор отверток.
РИС. 3. НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ: а — плоскогубцы; б — пассатижи; в — плоскогубцы «утиный нос»; г — круглогубцы; д — кусачки торцевые; е — кусачки боковые; ж — ножницы; з — монтажный нож; и — пинцет часовой; к — пинцет хирургический: л, м, н — набор отверток.
РИС. 4. ПОДСТАВКА ГОТОВАЛЬНЯ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТА.
РИС. 4. ПОДСТАВКА ГОТОВАЛЬНЯ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТА.

Как в дневное, так и в вечернее время стол должен быть хорошо освещен. Не надо, чтобы свет бил в глаза. Лампочка с матовым, или «молочным», стеклом мощностью 40 — 60 вт вполне достаточна для нормального освещения. Работать будет удобнее, если поставить источник света, который можно было бы легко перемешать на любое расстояние.

Основным инструментом для пайки служит паяльник. В магазинах можно приобрести паяльники мощностью 90 и 60 вт на напряжении 127 и 220 в переменного тока.

Паяльники промышленного производства рассчитаны на непрерывное включение не более одного часа.

Перегревать паяльник не следует: на его стержне образуется окалина, рабочая часть паяльника (жало) покрывается раковинами, на нем плохо держится припой. Поэтому паяльник рекомендуется включать через автотрансформатор со ступенчатой или плавной регулировкой напряжения питания. Можно для этой цели сделать приспособление, показанное на рисунке 5.

РИС. 5. ПОДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ.
РИС. 5. ПОДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ.

Напряжение нормального нагрева паяльника, рассчитанного на питание от 127 в, лежит в пределах от 100 до 110 в, от 220 до 180—200 в. Вновь купленный паяльник не следует сразу включать в сеть. Нужно вытащить стержень и спилить напильником выступы, которыми он крепится в гнезде обмотки. Если этого не сделать, то окалина, образовавшаяся внутри от продолжительного нагревания, зажимает стержень в гнезде, и вытащить его для смены или зачистки будет невозможно. Жало затачивается напильником под углом 55—60° (рис. 6). Лучше всего заострить стержень ковкой (рис. 7). Наклеп уплотняет металл, затрудняет образование окалины и раковины. Срок службы стержня увеличивается. После опиловки напильником или ковки жало нужно облудить.

РИС. 6. ФОРМА ЗАТОЧКИ РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЖАЛА ПАЯЛЬНИКА,
РИС. 6. ФОРМА ЗАТОЧКИ РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЖАЛА ПАЯЛЬНИКА.
РИС. 7. ОБРАБОТКА РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЖАЛА ПАЯЛЬНИКА МЕТОДОМ КОВКИ.
РИС. 7. ОБРАБОТКА РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЖАЛА ПАЯЛЬНИКА МЕТОДОМ КОВКИ.

Хорошо иметь для работы два паяльника: один мощностью 60 вт для пайки монтажных проводов, конденсаторов, резисторов и т. п., другой — 90 вт со сменными стержнями разных форм (рис. 8).

РИС. 8. ФОРМЫ СМЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ ПАЯЛЬНИКА.
РИС. 8. ФОРМЫ СМЕННЫХ СТЕРЖНЕЙ ПАЯЛЬНИКА.

Для пайки деталей, боящихся перегрева (например, транзисторов, высокочастотных диодов), если пет маленького паяльника, можно на стержень обыкновенного паяльника (рис. 9) надеть медную проволоку диаметром 2—3 мм, свернутую в спираль. Конец ее должен быть заточен по форме жала обычного паяльника.

РИС. 9. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПАПКИ ОЧЕНЬ МЕЛКИХ И БОЯЩИХСЯ ПЕРЕГРЕВА ДЕТАЛЕЙ.
РИС. 9. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПАПКИ ОЧЕНЬ МЕЛКИХ И БОЯЩИХСЯ ПЕРЕГРЕВА ДЕТАЛЕЙ.

Для пайки радиоаппаратуры применяются оловянно-свинцовые припои. Данные различных припоев приведены в таблице. Марка припоя, допустим ПОС-30, расшифровывается следующим образом: П — припой, О — оловянный, С — свинцовый, цифра 30 указывает на процентное содержание чистого олова в припое.

Таблица

Условное обозначение припоя

Химический состав в процентах

Температура плавления

оловосурьмамедь

(не более)

свинец
ПОС-18182,0-2,50,15остальное250
ПОС-30301,5-2,00,15остальное240
П ОС-40401,5-2,00,1остальное210
ПОС-5050не более 0,80,1остальное200
ПОС-6161нс более 0,80,1остальное185

1

Для увеличения прочности в припой прибавляется сурьма. Иногда в сплав вводят висмут и кадмий. Припои с добавкой этих металлов легкоплавкие. Температура плавления их может быть менее 100° С. Они применяются обычно при ремонте печатного монтажа и пайке диодов и триодов.

Можно применять и так называемый «сплав Вуда» (состав: олово 13%; свинец 27%; висмут 50%; кадмий 10%). Температура плавления его 75° С. Обычно он применяется в зубном протезировании. Приобрести его можно в аптеках. В качестве флюса при пайке оловянно-свинцовыми припоями используется канифоль.

Сейчас большое распространение получили «трубчатые» припои. Они представляют собой пустотелые оловянно-свинцовые трубочки диаметром от 1,5 до 3 мм, внутрь которых заливается канифоль. Сечения таких припоев показаны на рисунке 10. Применение «трубчатого» припоя облегчает пайку в труднодоступных местах.

РИС. 10. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ТРУБЧАТЫХ ПРИПОЕВ.
РИС. 10. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ТРУБЧАТЫХ ПРИПОЕВ.

Правила соединения проводов и наложения пайки показаны на рисунке 11.

РИС. 11. ПРАВИЛА СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДОВ И НАЛОЖЕНИЯ ПАЙКИ.
РИС. 11. ПРАВИЛА СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДОВ И НАЛОЖЕНИЯ ПАЙКИ.

Перед пайкой проводов и различных деталей их поверхность следует хорошо зачистить и облудить. При пайке радиомонтажа нельзя пользоваться «паяльной кислотой» и нашатырем (место пайки быстро окисляется и разрушается). Место спая должно быть хорошо прогрето и легко обтекаться расплавленным припоем. Однако нужно помнить, что к перегревать место спая  радиодеталей нельзя. Может оплавиться или обгореть изоляция проводника, нарушиться целостность самого прибора и т. д.

Иногда после пайки отсутствует контакт между спаянными поверхностями. Причиной этого может быть плохо зачищенная поверхность и плохой прогрев места спая. Чаще нужно макать жало паяльника в канифоль и при пайке прижимать к месту соединения всей рабочей поверхностью (рис. 12).

РИС. 12. ПОЛОЖЕНИЕ ПАЯЛЬНИКА ПРИ П а — правильное; б — неправильное.
РИС. 12. ПОЛОЖЕНИЕ ПАЯЛЬНИКА ПРИ ПАЙКЕ: а — правильное; б — неправильное.

Пайку больших поверхностей из меди, латуни, стали, свинца, оцинкованного железа рациональнее производить припоем ПОС-18.

Швы различных деталей из меди, латуни и стали лучше всего паять припоем ПОС-30 (третник). Соединительные провода, контактные лепестки конденсаторов, резисторы и другие различные детали следует паять припоями ПОС-10 или ПОС-50.

Выводы полупроводниковых триодов, диодов, монтажных проводов с хлорвиниловой изоляцией лучше всего паять припоем ПОС-61.

Г. ФРАНКОВСКИЙ

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 2019-06МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 2019-06
    МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР №06 2019г. В НОМЕРЕ: Общественное конструкторское бюро А. Соловьев. КАРЕЛЬСКИЙ ЗВЕРЬ Фирма «Я сам» С. Амальский. БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ А. Голубев....
  • ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАТМАНАВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАТМАНА
    Его появление в редакции было встречено, прямо скажем, без особого энтузиазма; предварительный телефонный разговор не предвещал, казалось, ничего сверхинтересного. Самоделки из бумаги?...
Тут можете оценить работу автора: