Престижная ультрадискотека. Буйство ритма, музыки, цвета, организованное по мудрому, выверенному веками принципу: нигде ничего не переборщить. Подобно тому, как, смешав в стакане несколько разных напитков, получают коктейль, в котором ощущается вкус и аромат каждого из ингредиентов, на дискотеке добиваются эффективного сочетания названных выше факторов с сохранением их индивидуальности. Для этого на вооружении у диск-жокея имеется специальное электронное устройство — микшер (от английского слова mix, что в переводе на русский язык означает «смешивать»).
На школьных дискотеках все зачастую проще и скромнее. Но для микшера и здесь работа найдется. Ведь кто как не он способен с должной оперативностью прийти на помощь, чтобы ведущий, отыскивая, скажем, на одном из магнитофонов старую запись, на другом проигрывал бы стереошлягер с одновременным подключением цветомузыкального аппарата и микрофона для объявлений в паузах. Без электронного помощника, надлежащим образом заменяющего собой ручную стыковку кабелей стереотелефонов, звуко- цвето- и светопроизводящих устройств, одновременное осуществление перечисленных операций и представить-то трудно. А ведь для функционирования школьной дискотеки желательно еще, чтобы напрочь исключалось самовозбуждение аппаратуры при работе с микрофоном за счет встроенного в микшер малошумящего предварительного усилителя. К тому же имелась возможность подсоединения к левому и правому каналам микшера монофонических усилителей мощности. Наконец, предусматривалось бы панорамное регулирование звука, когда при увеличении громкости фонограммы уменьшается сигнал от микрофона, и наоборот.
Между тем конструкция такого электронного помощника не столь уж замысловата, чтобы ее нельзя было реализовать в условиях домашней мастерской даже… начинающему радиолюбителю. Более того: при наличии указанных на принципиальной электрической схеме деталей и материалов вся работа займет максимум 2…3 дня. Да и настроек-юстировок здесь практически не потребуется. Достаточно лишь подключить к соответствующим гнездам стереотелефоны, цветомузыкальное устройство (ЦМУ), магнитофоны № 1 и № 2, микрофон, моно- или стереоусилители, подать на аппаратуру электропитание…
Допустим, что магнитофон № 1 установлен на воспроизведение, а переключатель SA1 находится в отжатом состоянии. В этом случае сигнал линейного выхода магнитофона № 1 проходит на усилитель мощности, гнезда стереотелефонов оказываются подсоединенными (через SA2) ко входу ЦМУ. Тогда на магнитофоне № 2 можно будет приступать к поиску нужной фонограммы с помощью стереотелефонов. А в паузах (поворотом ползунка переменного резистора R5, сблокированного со сдвоенными R3, R4) включать микрофон и делать то или иное объявление.
Но эту манипуляцию можно проводить и в процессе звучания фонограммы. Тогда громкость звучания уменьшится, а сигнал от микрофона увеличится.
Поменяем (переключателем SA1) магнитофоны местами, чтобы № 2 стал ведущим. И тут же убедимся, что появилась возможность проигрывать на нем фонограммы, а на магнитофоне № 1 — отыскивать нужную звукозапись.
Деталей в рассматриваемом микшере немного. Для удобства пользования и по ряду чисто технологических причин часть из них крепится непосредственно к корпусу самого устройства. Значит, и монтаж всей схемы имеет смысл выполнять не печатным, а навесным способом. Стоит лишь, видимо, уточнить, что при выборе переключателей SA1 и SA2 следует ориентироваться на надежные и доступные П2К. В качестве постоянных резисторов как нельзя лучше подойдут МЛТ-0,25, а конденсаторов — К50-6. Что касается транзистора VT1, то целесообразнее всего остановиться на КТ3102.
И еще одно замечание. Многие из тех, кто уже успел смастерить такой микшер, разместили предварительный усилитель (каскад, собранный на транзисторе КТ3102) непосредственно в корпусе микрофона. Судя по поступившим после продолжительной эксплуатации таких устройств откликам, спонтанно найденное техническое решение получилось удачным. Микрофон с расположенным в его корпусе предварительным усилителем никогда не «фонит», работой такого устройства все довольны.
В.УТКИН, г.Златоуст