РАДУГА В СВЕТИЛЬНИКЕ

Рис. 1. Самодельный растровый светильник.Психологи давно установили, что на самочувствие человека, его эмоциональный настрой во время труда или отдыха активное влияние оказывает цвет окружающих предметов, стен, пола. Например, зеленоватые тона успокаивают, и, наоборот, красные — тонизируют, возбуждают. Это значит, что изменяя цветовой фон среды, интерьера, можно влиять на психологическое состояние человека, его самочувствие. Но ведь окраска интерьера, предметов — свойство достаточно постоянное, статичное; чтобы изменить цветовое решение комнаты, придется переклеивать обои, перекрашивать мебель, менять обивку…

Однако есть способ примирить желаемое с действительным, надо лишь обратиться к помощи… света. Хочу предложить описание несложного устройства, позволяющего получать луч любой окраски и насыщенности — и этим изменять цветовое оформление помещения в любой момент в соответствии с поставленной задачей или настроением. Предлагаемая схема достаточно универсальна и позволяет использовать ее как в потолочном светильнике, так н в настольной лампа, торшере, специальном источнике света.

Принцип действия основан на частичном перекрытии светового потока обычного белого цвета, пропускаемо го через линейный растр, одним или несколькими светофильтрами. Способ, казалось бы, достаточно известный, широко применяемый, например, для театральных эффектов. На самом деле есть существенные различия: использование растра и возможность неполного или смешанного перекрытия луча.

Сама конструкция, конечно же, может варьироваться по исполнению: устройству корпуса, вспомогательных элементов, способам соединения и крепления. Поэтому остановимся на главном: изготовлении растра и фильтров.

Линейный растр должен иметь четно выраженные бороздки — выступы и впадины, образующие в ортогональном сечении волнистую линию. Если установить его в сходящемся пучке лучей, то каждый выступ и впадина будут как бы образовывать миниатюрную цилиндрическую линзу, рассеивающую проходящий через нее свет равномерно по всей плоскости. Если частично перекрывать такой растр пластинчатым кли пленочным светофильтром, световой поток будет равномерно окрашенным, а насыщенность пропорциональна площади перекрытия. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие: граница перекрытия параллельна линиям растра.

Рис. 2. Принципиальная схема растрового светильника.

Рис. 2. Принципиальная схема растрового светильника:

1 — корпус, 2 — лампа. 3, 4 — линзы, 3 — полозки держателя фильтров. 6 — фильтры, 7 — растр, 8 — патрон лампы 9 — сверический отражатель

Р и с. 3. Схема рассеивания и окрашивания светового потока

Р и с. 3. Схема рассеивания и окрашивания светового потока:

1 — растровая пластина, 2 — пластина фильтра, 3 — освещаемая поверхность.

Если вдвигать с противоположных сторон разноокрашенные фильтры, то результирующий луч получит окраску, зависящую от цвета каждого из фильтров и соотношения площадей участков растра, перекрываемых ими. Например, при одинаковом одновременном введении красного и зеленого фильтров получим соответствующей насыщенности синим. Используя пластины основных цветов спектра (красный, синий и желтый) или так называемые аддитивные, смешение которых дает любой из остальных, и вдвигая их ларами, можем придавать лучу все цвета радуги.

Теперь о том, как изготовить эту «палитру» для света. Начнем с растра. Для его получения надо сделать матрицу. Возьмите любую жесткую пластину подходящих габаритов и намотайте на нее проволоку диаметром от 0,5 до 1,5 мм — плотно, виток к витку. Это будет матрица. Сам же растр наносится на лист бесцветного оргстекла, которое предварительно размягчается над электрической или газовой плитой (не забудьте горелки прикрыть листом жести). Каи только оно станет пластичным, уложите его на матрицу и, накрыв оргстекло ровной жесткой плитой (например, ДСП), сожмите «бутерброд» с усилием в 70 — 8О кг. Получим равномерную волнистую поверхность.

Такую пластину можно использовать как растровую в любом светильнике. Приводим принципиальную схему его, которая позволит собрать необходимый вам вариант или модернизировать имеющийся проектор, осветитель, сделав К нему соответствующую насадку-тубус.

Р и с . 4. Получение растра

Р и с . 4. Получение растра:

1 — жесткая пластина, 2 — проволока. 3 — разогретое оргстекло, 4 — плита, 5 — груз.

Р и с. 5. Изготовление светофильтра

Р и с. 5. Изготовление светофильтра:

1 — стеклянные пластины. 2 — капля пасты, 3 — липкая лента. 4 — груз.

В корпусе (см. рисунок) установлены: сферический отражатель (можно применить хозяйственную фольгу), лампа а патроне (обычная осветительная, миньон, кино-), две плоско-выпуклые линзы (скажем, кондексор увеличителя), пластина растра; снаружи на выходе светового потока крепим жестяные полозки — держатель для фильтров. Полозни могут вдвигаться и перед растром: эффект окрашивания и распределения цвета при этом сохраняется.

О своем варианте для проверки работоспособности Схемы я воспользовался готовым блоком линз от диапроектора «Этюд». Для этого потребовалось лишь отделить его от корпуса. Блок удобен тем, что не потребовалось мудрить с держателями для фильтров — можно вставить их в рамку подачи диапозитивов. Отогнув лепесток-ограннчитель на направляющей, вынимаем кадровую рамку и (как вариант) вместо нее вдвигаем пакет из растра и фильтров. В качестве корпуса для блока в сборе я использовал большую консервную банку (из-под зеленого горошка фирмы «Глобус»), позаботившись о вентиляции.

Для фильтров подойдут любые цветные стекла, пластины окрашенного оргстекла, которые, кстати, хорошо красятся разбавленной пастой от стержней шариковых ручек. Та же паста поможет получить фильтр и из стеклянной пластинки (например, отмытой фотопластинки). Стоит только каплю на одной из них накрыть второй пластиной и оставить их под грузом на несколько часов, как паста растечется тонкой пленкой, словно цветная прокладка. Останется лишь окантовать полученный фильтр полоской липкой ленты.

В. ГАВРИЛОВ, инженер, г. Минск

Рекомендуем почитать

  • ФРЕЗЕРУЕМ НА… ТОКАРНОМФРЕЗЕРУЕМ НА… ТОКАРНОМ
    При изготовлении деталей в различных кружках технического творчества нередко возникает необходимость в выполнении работ концевыми и торцевыми фрезами. В этом случае далеко не всегда...
  • «ГЕНЕРАЛ СТЮАРТ»«ГЕНЕРАЛ СТЮАРТ»
    В начале 1940 года Военный департамент США разработал технические требования к новому танку. Первый прототип был переделан из М2А4 в арсенале Рок-Айленд. Машина получила клепаную башню, по...
Тут можете оценить работу автора: