Этот стул известен каждому, наверное, профессиональному дизайнеру и многим, кто интересуется «историей вещей». О его создании до сих пор рассказывают легенды на лекциях в художественно-промышленных академиях, он служит объектом исследований, темой курсовых работ и научных диссертаций. Это — и икона стиля, и законодатель моды, объект обожания и недосягаемый эталон, от которого «растут ноги» (почти в буквальном смысле) у большинства современных представителей этой группы товаров народного потребления. Речь идет о «сине-красном стуле» — знаменитой работе голландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld, 1888 — 1964).
Геррит Ритвельд родился в Утрехте — городе, расположенном в центральной части Нидерландов, где и провел всю свою жизнь. С 11 лет посещал вечернюю школу, помогал отцу-мебельщику и учился, подрабатывая чертежником у ювелира. Но это были лишь начальные знания, полученные с чужой помощью, всего остального Геррит — жадный до образования автодидакт, добивался в одиночку: изучил основы рисунка и живописи, затем начал моделировать и конструировать мебель, а в 1917 году открыл собственную мастерскую.
«Экономить, сокращать и упрощать» — базовые принципы, которых придерживался Ритвельд, создавая образцы своей мебели. То, что его окружало — округлые и мягкие роскошные формы, «в которые садишься с книгой или чашкой кофе, расслабляешься и тут же засыпаешь» — не устраивало амбициозного столяра. «Мебель должна поддерживать в человеке тонус, менять мысли и образ жизни, а поэтому предметы обстановки должны быть простыми, даже скромными, но в то же время продуманными и очень функциональными», — считал он. Основываясь на этих концепциях, Ритвельд задумал сделать кресло «без массы и без объема», что позволило бы «пространству свободно протекать сквозь него, а не вмещать в себя». В результате возникла конструкция, состоящая из двух досок, опиравшихся на пространственный каркас, который образовывали шесть вертикальных брусков, пять поперечных и два продольных. Так летом 1918 года на свет появился один из самых узнаваемых предметов в современной истории мебельного дизайна.
Примерно в это же время Геррит Ритвельд вступил в нидерландскую художественную группу «Стиль» (De Stijl), проповедующую взгляды неопластицизма, и его стул стал, по сути, манифестом этого объединения. Основу неопластицизма задавала философия «денатурализации» (отказ от естественных форм в пользу «чистой абстракции»), по которой все должно формироваться вертикалями, направленными от центра Земли к Солнцу, и горизонталями, то есть «линиями Земли». В творении Ритвельда же удачным образом сошлись воедино все теории этого стиля. Общую композицию задавали простые геометрические фигуры, состоящие из отчетливо выраженных вертикальных и горизонтальных элементов, окрашенных в «основные» цвета неопластицизма: синий, красный, желтый и черный, — все остальные считались ненужными излишествами. Этот стул, как объект промышленного дизайна, получился настолько прогрессивным и даже революционным (и это в начале прошлого века, заметьте!), что его актуальность не снижается по сей день. И сегодня дизайнеры всего мира пытаются подражать голландскому самоучке, чтобы найти столь лаконичные формы, «создающие объем» и не использующие элементы, утяжеляющие конструкцию.
В своем дальнейшем творчестве Ритвельд продолжал придерживаться идей «денатурализации» и создал несколько оригинальных столов, стульев и кресел. Среди них стоит отметить, пожалуй, весьма необычный, инновационный и по современным меркам стул — «Зигзаг» (1932 — 1933), состоящий из четырех плоскостей, соединенных под разными углами. А выпущенный его мастерской в 1934 году набор мебели Crate для самостоятельной сборки вполне можно считать основоположником современного движения DIY (Do It Yourself или «Сделай сам» по-нашему). К сожалению, популярности «синекрасного» шедевра эти работы так и не получили. Возможно, сказался снобизм коллег, всегда смотревших на Ритвельда сверху вниз из-за его «ремесленного» происхождения и отсутствия специального образования. Справедливости ради, стоит отметить, что в послевоенные годы он много преподавал, участвовал в выставках, в 1963 году стал почетным членом Союза архитекторов Нидерландов, а еще через год, незадолго до смерти, получил почетную докторскую степень Делфтского технического университета — старейшего в Нидерландах.
На архитектурном поприще наиболее передовым проектом Ритвельда стал построенный им в 1924 году дом для своей возлюбленной Трюс Шредер — состоятельной вдовы из Утрехта, не чуждой различным экспериментам. Это был двухэтажный особняк общей площадью 125 м2. Первый этаж-традиционный, второй — мансарда, не имеющая межкомнатных стен. Вся мебель в доме была складная, а двери открывались «хитрыми» механизмами от нажатия на кнопки с рычажными приводами. Систему центрального отопления и плиту заменяли печка-«буржуйка» и система труб с горячей водой, проложенных в стенах. Вместо штор на окнах использовались разноцветные фанерные щиты-ставни. Еда из кухни на первом этаже доставлялась наверх специальным лифтом. Дети экстравагантной госпожи тщательно скрывали в школе, что живут в таком «странном» доме, тем не менее, она сама так и прожила в нем до смерти, случившейся в 1985 году. А в 2000 году дом Шредер был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем теперь музей.
Но вернемся к истории знаменитого стула. Вскоре после создания он экспонировался на выставке в Высшей школе строительства и художественного конструирования в Германии, где стал всемирно известен, получив высокие оценки специалистов. Однако отношение к нему всегда было как к произведению искусства, а не как к предмету бытового обихода. Так считалось вплоть до начала XXI века, когда простые формы и интерес к трансформируемой мебели оказались в тренде.
В 2007 году оригинал, изготовленный руками мастера, был продан на аукционе Christies за 264 тысячи евро. Сейчас он демонстрируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А одна из итальянских фирм, выкупив права у потомков Геррита Ритвельда, наладила серийный выпуск «синекрасных» стульев. С доставкой в Москву, например, такой можно заказать через интернет-магазин за 669 евро. Ждать, правда, придется не меньше месяца. Хотя… если есть желание поработать руками, а заодно сэкономить, то нечто подобное несложно сделать и самостоятельно. При существующих сейчас ценах на стройматериалы накладные расходы составят порядка 1500 рублей, — есть разница?
ПО МОТИВАМ ШЕДЕВРА
Само собой, мы не будем копировать музейный прототип почти столетней давности «один в один». Это допустимо, наверное, с точки зрения авторских прав для частного использования, но все равно как-то не очень корректно, да и не интересно. Будем отталкиваться от того, что сам Ритвельд долгое время занимался модернизацией своего творения, варьировал с размерами элементов, добавлял или убирал некоторые, использовал различные материалы, даже пытался приспособить алюминиевые трубы. Вот и пусть это будет своего рода очередной ремикс — одна из новых вариаций на старую тему, «аранжированная» желаниями и взглядами его непосредственного исполнителя и будущего владельца. Даже указанные на чертежах размеры можно воспринимать как «руководство к действию, а не догму» — их несложно пересчитать, исходя от своих возможностей и имеющихся материалов.
Данная конструкция относится к разряду «проектов на уикенд», то есть при наличии всего необходимого, запасенного заранее, ее вполне возможно осилить за пару выходных дней. Из инструментов, кроме дрели и шуруповерта — они обычно есть у всех, желателен электролобзик или дисковая пила, ручной фрезер, электрорубанок и шлифмашинка. Обычный рубанок и ножовка тоже сгодятся, на качество изделия такая замена сильно не повлияет. Также не будут лишними несколько столярных струбцин с широким захватом. И, конечно же, точный столярный угольник — на этапе сборки каркаса он потребуется обязательно!
СПЕЦИФИКАЦИЯ
№ детали | Название элемента | Количество | Размеры заготовки, мм |
1 | Опора передняя | 2 | 40x40x375 |
2 | Опора промежуточная | 2 | 40x40x510 |
3 | Опора задняя | 2 | 40x40x510 |
4 | Поперечина | 5 | 40x40x720 |
5 | Поперечина | 1 | 40x40x780 |
6 | Продольная стяжка | 2 | 40x40x640 |
7 | Подлокотник | 2 | 25x100x480 |
8 | Планка спинки | 1 | 20x70x420 |
9 | Деталь спинки | 3 | 20x140x1100 |
10 | Деталь сиденья | 3 | 20x145x430 |
11 | Уголок подлокотника | 4 | |
12 | Уголок задний | 2 |
Из материалов понадобятся бруски сечением 40×40 мм — из них собирается каркас, обрезки доски 25×100 мм на подлокотники, 20×140 мм и 20×145 мм — для спинки и сиденья, шурупы и несколько мебельных уголков. Все это легко купить сегодня «одним пакетом» в магазинах сети «Леруа Мерлен», на строительном рынке или ближайшей к даче пилораме. Чтобы кресло получилось долговечным, особенно если оно будет установлено на участке, а не внутри дома, лучше использовать твердые сорта древесины. А выбирая бруски и доски, следите за их прямизной и отсутствием больших сучков. Даже если удастся их избежать в точках силовых сопряжений, по мере высыхания древесины они могут вывалиться, ослабляя изделие и придавая ему не очень презентабельный вид.
Для начала изучите чертеж и мысленно разделите кресло на отдельные сборочные единицы. В каркасе таких три. Это силовые рамки: передняя, промежуточная и задняя. Каждая состоит из вертикальных опор-ножек и поперечных связей. Важный момент! Обратите внимание на спецификацию: длины заготовок средних и задних вертикальных ножек в ней указаны одинаковые. В действительности же средние «опоры» таковыми считать нельзя, так как в оригинале они висят в воздухе, не касаясь поверхности. Сделана такая унификация для большей технологичности сборки каркаса (так удобнее монтировать продольные элементы), и лишние 40 мм от лже-ножек можно будет отпилить, когда он обретет жесткость. Или… не отпиливать! Это же кресло «по мотивам», так почему бы ему не быть на шести ногах? Вы теперь и столяр, и дизайнер, — решайте сами!
Итак, готовим заготовки в соответствии с выбранными размерами (указанными в таблице или собственными). Если нужно, выстругиваем их и шлифуем, а затем с кромок всех элементов снимаем фаску 3×3 мм.
Выполняем разметку точек соединения частей рамок. Вертикальные опоры и все поперечины передней и промежуточной рамок, а также в нижней части задней рамки стыкуются однотипно: в накладку на клее и с усилением шурупами — по два в каждом узле. От точности выполнения этой операции во многом зависит облик готового изделия, поэтому отнеситесь к ней со всей ответственностью. Не забывайте об угольнике! А чтобы все соединения получились идентичными, воспользуйтесь шаблоном-кондуктором, изготовленным из бруска сечением 40×40 мм или хотя бы из плотного картона. Сперва в соединяемых элементах сверлятся «пилотные» отверстия, диаметром вдвое меньшим диаметра резьбовой части шурупов (зависит от породы древесины — следите, чтобы брусок не раскололся!). Затем в притягиваемых деталях (в данном случае это поперечины) они рассверливаются так, чтобы шурупы проходили сквозь них свободно, и зенкуются, дабы скрыть головки впотай. В верхних углах задней рамки соединения осуществляются с одним шурупом на узел (см. разметку), а необходимую жесткость каркасу поверху придадут подлокотники.
Кстати, о крепеже. Лучше, если он будет из нержавеющих материалов, с покрытием, что исключит появления со временем на деревянных деталях черных и синих разводов. Впрочем, во многом это зависит от места, где кресло будет эксплуатироваться и метода окончательной отделки.
Закончив сборку рамок, приступаем к монтажу продольных элементов каркаса (см. разметку). В нижней части все узлы крепления одинаковые — на клеевом соединении в накладку и с усилением шурупами: один в ножку, другой в поперечину. Технология такая же, что и в рамках, то есть с «пилотным» отверстием, последующим рассверливанием его в притягиваемой детали и зенковкой. Сверху каркас замыкают подлокотники. Для большей надежности они устанавливаются с использованием металлических уголков.
Переходим к спинке и сиденью. В прототипе они были из фанеры: просто и бюджетно. В принципе можно так и поступить. Однако уже через сезон без должной обработки (и если это не специальная судовая фанера), кромки начнут расслаиваться и простота «выйдет боком». Поэтому практичнее сделать эти элементы из досок. Но не из наборных панелей, соединенных по длине «в паз», а из отдельных, с зазорами: так будет намного технологичнее, да и долговечнее — не покоробит. А чтобы в верхней части спинки доски не «расползлись» в разные стороны, они скреплены там планкой. Совет: выдержать между досками одинаковые зазоры помогут рейки, проложенные между ними в момент установки.
Ну что, все вроде готово и остается только финальная операция — закрепить детали спинки и сиденья небольшими шурупами к поперечинам? Не торопитесь! Во-первых, сверлить эти отверстия нужно крайне аккуратно, поскольку соединения выполняются «по месту» и под углом к граням поперечин, отчего исправить ошибку будет проблематично. Прежде надо хорошенько разметить! И второе, — помните, каких взглядов придерживался автор этой конструкции? Не будет лишним предварительно проверить эргономику кресла, а если такое потребуется, то и немного подогнать ее «под себя». Вдруг вам не понравится заданный угол наклона сиденья или спинки! Кто-то хочет оставаться всегда в тонусе, как Геррит Ритвельд, а кому-то нужно обязательно расслабиться. Для «тонкой настройки» можно использовать промежуточные планки разной толщины, закрепленные в нужных местах (аналогично планке, установленной в верхней части спинки).
Финишная отделка. Классический вариант окраски как в оригинале: черные бруски каркаса с желтыми торцами, синее сиденье и красная спинка. Хотя все зависит от вашего вкуса и окружающего пространства, будь то лужайка с качелями перед домом, крытая веранда, библиотека с камином или бильярдная. Можно обработать кресло морилкой, чтобы подчеркнуть натуральность и экологическую чистоту материалов, покрыть темным лаком, или наоборот — эмалями различных ярких и веселых оттенков в тон «тем самым» качелям. Вариантов здесь множество, и чем больше вы внесете собственных «ноток» и «мелодий», тем будет лучше — это же ремикс!