НЕ СТОЛЬКО ПИЛОЙ, СКОЛЬКО -КЛЕЕМ

НЕ СТОЛЬКО ПИЛОЙ, СКОЛЬКО -КЛЕЕМИнтересно, как бы поступили герои Ильфа и Петром, если бы узнали, что сокровища находятся в стуле, изготовленном на одной из современных мебельных фабрик Москвы м вылущенном в продажу  количестве миллиона экземлляров! Но самое обидное в том, что даже такой элементарно простой мебели не хватает, а цены на нее подскочили до фантастических величин. «М-К» постоянно подсказывает своим читателям, как с минимальными затратами, но а то же время оригинально и со вкусом наладить свой быт — делать мебель своими руками. Причем не спело колировать рекомендуемые варианты, а брать их лишь за основу, видоизменяя и трансформируя под саои условия, возможности.

За многие годы «Клуб домашних мастеров» стал настоящей енциклоледией, «покопавшись» в которой всегда можно найти множество описании различных диванов, шкафов, кресел, стенок, столов и огромное количество другого, необходимого в повседневной жизни. Естественно, что большинство »тих разработок рассчитано на повторение в домашних условиях, когда у любите ля мастерить есть под руками только самые простые раслространенные инструменты. Но неужели вам не хочется сделатъ что то такое необычное, отличающееся от ставших привычными современных «острых углов».

Тем, кто разделяет такую точку зрения, предлагаем для нача па попробовать свои силы в изготовлении весьма оригинального мебельного комплекта из журнального столика и стула. Их главное отличие — наличие гнутых элементов. Такие формы с мягкими силуэтами подчеркивают красоту и пластичность дерева, придают интерьеру уют. Если же кому-то помажется на первый взгляд, что сделать такие конструкции сложно^ то можем успокоить — специальная технология и самые нехитрые приспособ пения позволят почувствовать себя мастером практически любого горожанина, не говоря о сельских жителях, у которых работа с деревом «в крови». Кроме того, используемые материалы можно считать самыми дешевыми и недефицитными на сегодняшний день из всего, что можно придумать.

Итак, ознакомимся с принципом получения в домашних условиях гнутых элементов для современной «старинной» мебели.

Это так называемое ламинирование — широко известный способ изготовления деталей округлых форм. Он основан на способности изгибаться с довольно малым радиусом тонких листовых материалов, в частности полос фанеры. Склеенные затем в пакет и выдержанные под нагрузкой длительное время, полосы образуют монолитный брус необходимой формы Как показывает практика, «перекпей» обладает большей прочностью, чем «цель-нодеревянные детали.

Процесс ламинирования выполняется с помощью специального приспособления — шаблона-цулаги. Внешне он напоминает стол с выбранными лазами нужной глубины, ширины и формы п плане. Самый подходящин материал для шаблона — древесно-стружечные плиты толщиной 20 мм. Конструкция сборная, очень технологичная для любительских условий. Цулага состоит из нижнем плиты, играющей роль основании, и верхних плит — внутренней и наружной, каждая из которых, в сдою очередь набрана до толщины 40 мм из двух одинаковых частей. Между собой детали скрепляются на столярном клее и шурупах

Рис. 1. Процес выклейки гнутого мебельного элемента

 

Рис. 1. Процес выклейки гнутого мебельного элемента:

1 — заготовка из фанерных полос. 2- струбцины, 3 — шаблон-цулага (ДСП)

 

 

Рис. 2. Конструкция стула с использованием гнутых элеметов

 

Рис. 2. Конструкция стула с использованием гнутых элеметов:

1 — ножка-подлокотник (2шт). 2 — задняя ножка (2шт) 3 — боковой элемент каркаса сиденья (2шт). 4 — передний элемент каркаса сиденья (2шт), 5 — элемет спинки (3шт), 6 — стяжка каркаса сиденья (4шт.), 7 — сиденья, 8 — болт М18 (6шт.).

 

Рис. 3. Журнальный столик

 

Рис. 3. Журнальный столик:

1 — ножка (2 шт.), 2 — столешница.

А — вариант с двойными ножками, Б — варианты оформления ножек столика.

 

Теперь, когда готова оснастка, можно приступить к заготовке материалов будущих частей мебельного гарнитура Как уже было сказано, самый дешевый и простой вариант — использование фанеры. Она может быть практически любого сорта, топщиной от 2 до 5 мм Причем годятся в дело не только листы больших размеров, но и обрезки в виде полос шириной Э0…40 мм Идеальный случай, когда можно достать полосы требуемой длины |в зависимости от конструкции); но не будет большой беды, если они будут составными — ламинирование настолько «всеядной, что позволяет любой бросовый материал пустить в депо.

Наиболее оптимальный способ наращивания длины полос — «на ус». Кстати говоря, он так же, как к само ламинирование, пришел в самодеятельное мебелестроение из опыта изготовления маломерных фанерных Судов, где снискал популярность как лучший тип клеевого соединения частей наружной обшивки. Конечно, гораздо удобнее выполнять соединение фанерных заготовок в виде листов максимально доступного размера.

В общем случае при соединении она ус» каждая заусовка должна выполняться на длине, в восемь-десять раз превышающей толщину материала. Причем обработка производится острозаточенным рубанком под углом к линии соединения (чтобы некто-чить выкрашивание фанерного шпона). Эта процедура выполняется одновременно на двух соединяемых листах: они укладываются друг на друга вступенькойн на величину закусовки: такая же величина отмеряется на верхнем листе и отмечается карандашной засечкой — »то начало скоса; чтобы листы не смещались во время работы, они скрепляются мелкими гвоздиками или прижимаются к верстаку струбцинами по краям

Сделав эаусовку, места соединения смазывают столярным клеем, совмещают листы и укладывают стык под пресс. В качестве последнего могут быть использованы дм достаточно мощных бруса, стянутых струбцинами. Если скпеиваемые листы больших размеров, обратите внимание на середину стыка: разместите там дополнительный гнет |гири, гантели, массивный утюг или кастрюлю с водой)— иначе возможен непроклей.

Теперь, имея фанерные заготовки требуемой длины, их следует распустить на полосы. Ширина полос определяется конструкцией задуманного изделия. Для нашего варианта кресла и столика она может составлять 30…35 мм.

Подготовив описанным выше способом материалы, можно приступить непосредственно к ламинированию. На полосы наносится столярный или эпоксидный клей: они укладываются а шаблон-цулагу и этот пакет плотно сжимается струбцинами Чтобы выдавленные излишки кпея не испортили шаблон и не склеили его с деталью, желательно использовать защитный слои из полиэтиленовой пленки После полной полимеризации клея заготовка извлекается из цулаги и подвергается дальнейшей обработке: зачистке боковых поверхностей, удалению подтеков клея и обрезке по длине.

Все оставшиеся работы по сборке стула и столика настолько ясны, что вряд пи стоит описывать их подробно — асе понятно из чертежей и рисунков Советуем лишь подойти к этому делу творчески и немного пофантазировать. Например, столик на ри сунках показаны для подсказки несколько возможных вариантов его оформления и конструкций его ножек; а у каждого мастера наверняка будет еще и свой, наилучший. Декоративная отделка также зависит от вкуса мастера и общего оформления дома.

Предложенная технология изготовления гнутых элементов мебели в любительских условиях распространяется не только на постройку журнального столика или стула. С ее помощью можно сделать, например, целый гарнитур, состоящий из софы с оригинальными полукруглыми изголовьями, кресла, четырех или шести (а может быть — двенадцати!] стульев Кроме »того, использование шаблонов для выкпейки позволяет видоизменить весь облик квартиры. Как, например, вам понравится: придя в современную, типовой застройки, много»тажку — попасть в интерьер средневековья со сводчатыми потолками и лампами канделябрами нв изогнутых ножках по стенам)

Подготовил С. ПАВЛОВ.

Рекомендуем почитать

  • ПРАВИТ «ЧЕЛНОК»ПРАВИТ «ЧЕЛНОК»
    Дпя качественной обработки древесины железки рубанков, стамески и другой инструмент необходимо не только затачивать, но и править. Это достигается доводкой на оселке — операция...
  • МАГНИТ ПРОТИВ ВЕТРАМАГНИТ ПРОТИВ ВЕТРА
    Чтобы открытая форточка окна не захлопнулась под порывом ветра, несложно установить своеобразный тормоз, который не давал бы ей закрыться, а оставлял бы хоть небольшую щелку. Для этого...
Тут можете оценить работу автора: