Имейте в виду, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от центра, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают бочары, когда заготавливают колотые клёпки для бондарной посуды.
Рис. 1. Панно из лучины «Филин»
Рис. 2. Способы раскалывания чурбачка на бруски:
А — в тангентальном направлении; Б — в радиальном направлении
Рис. 3. Разметка чурбачка для раскалывания и вид полученных заготовок:
А — с поперечными слоями годичных колец; Б — с продольными (параллельными) слоями годичных колец
Рис. 4. Получение фигурных полосок благодаря прорезанным на заготовке желобкам
Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях — поэтому она является основным материалом при производстве спичек.
Хорошо колются во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.
Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.
Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким тёплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотистосоломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины берёзы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой жёлто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарём самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину ещё более выразительной.
Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темноокрашенные лучины с одной светлоокрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на чётком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников их редко применяют.
Во всех щепных изделиях отдельные лучины лучше связывать друг с другом бечёвками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечёвки из синтетических материалов, которые плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечёвки, а для жёстких, например для абажуров, — корни ели, сосны и кедра.
Поскольку у абажура должна быть жёсткая конструкция, лучины между собой желательно соединять тонким еловым или сосновым корнем. Если такие корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечёвки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жёсткости укрепите обручи из лучины или из ивового прута.