ВЫКЛЕИВАЕМ… ВИТРАЖИ

ВЫКЛЕИВАЕМ... ВИТРАЖИВ журнале «Моделист-конструктор» уже не раз публиковались материалы о том, как самостоятельно сделать витраж для окна или двери. Все эти способы весьма эффективны; однако мне удалось разработать, как мне кажется, не менее интересный.

Мой метод выклеивания витражей чрезвычайно прост. Внешне он напоминает аппликацию из ткани: при создании мозаичных цветных полупрозрачных картин можно пользоваться приблизительно теми же методами, что и при составлении аппликаций.

Способ основан на использовании растворимых цветных тканей, в первую очередь ацетатного шелка, который легко растворяется ацетоном и нитролаками.

Для начала разрабатывается эскиз будущего витража. Проработка должна быть тщательной и подробной, с использованием красок подходящего цвета или цветных бумаг. За основу рисунка можно брать геометрические орнаменты, если витраж предназначен для стеклянных дверей или окон комнаты строгого, делового стиля. Ну а если это детская, обычная гостиная или кабинет, подойдет рисунок повеселее. Для детской — изображения птиц, цветов, бабочек или растений, для гостиной — мозаичные изображения «коврового» типа.

Рис. 1. Филенчатая дверь с остеклением в виде витража.

Рис. 1. Филенчатая дверь с остеклением в виде витража.

Надо сказать, что знание технологии изготовления витража — это еще не все: для создания рисунка нужен художественный и цветовой вкус и, если хотите, чувство меры. Поэтому, если вы не обладаете этими качествами, лучше подобрать какие-либо рисунки и взять их в качестве оригинала будущего витража. Москвичам можно посоветовать посетить станцию метро «Новослободская» — цветные витражи подземного вестибюля, составляющие его главную отличительную особенность, до сих пор считаются непревзойденными образцами витражного искусства.

После разработки эскиза изображение переносится на лист бумаги, габариты которого соответствуют размерам стекла-основы. Далее на это изображение накладывается стекло, и из лоскутов ацетатного шелка вырезаются элементы будущего витража. Следует отметить, что совсем необязательно, чтобы лоскуты были одноцветными. Подчас эффектнее выглядят и пестрые кусочки ткани, хотя использовать их следует крайне осторожно, сообразуясь с общим рисунком витража и его цветовым насыщением.

Следующий этап — поэлементное приклеивание лоскутов ацетатного шелка к стеклу-основе. Для начала обезжиренное стекло промазывается нитролаком и просушивается, а затем тот же лак с помощью тампона или кисти наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты-заготовки. Операцию эту следует производить максимально точно и буквально одним движением, в противном случае тонкая ткань начнет растворяться и ее невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к приклейке следующего элемента витража.

Заполнив тканевыми элементами всю плоскость стекла-основы, нанесите еще слой нитролака, а поверх — пару слоев паркетного, который после отверждения не растворяется практически никакими растворителями.

Рис. 2. Выклеивание витража с применением лоскутов ацетатного шелка.

Рис. 2. Выклеивание витража с применением лоскутов ацетатного шелка. Цифрами на рисунке показана последовательность изготовления витража:

1 — накладывание стекла-основы (вверху) на эскиз (внизу); 2 — нанесение первичного слоя нитролака; 3 — вырезание элементов витража из лоскутов ацетатного шелка в соответствии с эскизом; 4 — наклеивание с помощью нитролака элементов витража на стекло-основу; 5 — замешивание «металлической» композиции из эпоксидного связующего, талька и алюминиевой или бронзовой пудры; 6 — нанесение валика эпоксидной «металлической» композиции («рама» витража); 7 — вариант приспособления (тюбик) для нанесения валика из эпоксидной композиции.

Как известно, настоящий витраж составляется из кусочков стекла, вставляемых в металлическую раму. Так, когда-то для изготовления рам использовался свинец, сейчас — алюминий, ну а для нашего псевдовитража вполне подойдет эпоксидная смола, замешенная с алюминиевой или бронзовой пудрой. Для экономии такого наполнителя есть смысл, размешав смолу с отвердителем (соотношение 1:8 или 1:10), ввести в нее тальк или детскую присыпку в таком количестве, чтобы получившаяся масса не растекалась по стеклу. Затем в нее замешивается алюминиевая или бронзовая пудра, и полученная таким образом «металлическая» масса закладывается в прочный пакет из полиэтиленовой пленки или (если вам, конечно, не жалко) в кондитерский шприц. У пакета обрезается уголок, и «металлическая» масса выдавливается вдоль границ цветовых элементов витража.

Рекомендуем вам предварительно потренироваться, поскольку выдавить из пакета абсолютно ровный валик достаточно сложно.

Хороший шприц для изготовления «металлической» рамы получается из большого тюбика (например, из-под зубной пасты). У него отрезается задняя часть, и в его полость закладывается мастика. Поршень для такого «шприца» не потребуется: мастика выдавливается из него точно так же, как и зубная паста.

Отметим, что нанесение «рамы» на стекло лучше всего производить по меньшей мере в два этапа. Главное условие при этом — не допустить пересечения пластичных еще валиков «металлической» мастики, поскольку места пересечений будет очень сложно сделать аккуратными.

Вот, пожалуй, и все. В заключение рекомендуем вам не слишком увлекаться использованием ярких цветов, вызывающих цветовых сочетаний, нелепых контуров. Кажущаяся оригинальность через некоторое время покажется обыденной, а кричащие расцветки — назойливыми. Придется вам создавать новый витраж.

З. СОРОКИНА, художник-конструктор

Рекомендуем почитать

  • КИНОКАМЕРЫКИНОКАМЕРЫ
    Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса...
  • ФОРМА ОБОЛОЧКИ — ЛЮБАЯ!ФОРМА ОБОЛОЧКИ — ЛЮБАЯ!
    Для создания корпуса авто-, авиа- или судомодели, как известно, весьма прогрессивной технологией является выклейка из стеклоткани с использованием в качестве связующего полимерных смол —...
Тут можете оценить работу автора: