«ПИГМЕЙ», «СИРЕНА», «ТРИТОН» СДЕЛАНО В СССР

«ПИГМЕЙ», «СИРЕНА», «ТРИТОН» СДЕЛАНО В СССРВ 1921 — 1939 годах в Ленинграде действовало Особое техническое бюро по военным изобретениям (ОстехБюро), его возглавлял инженер В.И.Бекаури. В 1934 году в 1-м отделе ОстехБюро была сформирована группа, занимающаяся подводными лодками. Первым её проектом, воплощённым в металл, стала сверхмалая подводная лодка АПСС (аэроподводный самодвижущийся снаряд), представлявшая собой однокорпусную лодку-торпеду водоизмещением 8,5 тонны. АПСС управлялась по радио (УКВ и ДВ) при визуальном слежении с самолёта или корабля. Предусматривалась возможность и ручного управления.

Две лодки АПСС были построены в 1935 и 1936 годах ленинградским судостроительно-механическим заводом №196 «Судомех». На вооружение их не приняли, а перед началом Великой Отечественной войны оба образца разобрали.

Следующая подводная лодка ОстехБюро получила название АПЛ (аэроподводная лодка). Первоначально её тоже проектировали как радиоуправляемый снаряд. В дальнейшем проект дорабатывался в сверхмалую подводную лодку с экипажем. Этой лодкой занималась группа инженеров во главе с Ф.В. Щукиным. К августу 1935 года на заводе № 196 «Судомех» был изготовлен опытный образец однокорпусной подводной лодки водоизмещением 18 тонн с двумя 457-мм бортовыми торпедными аппаратами открытого типа и экипажем из четырёх человек.

В августе 1935 года АПЛ вышла на заводские испытания в Ораниенбауме. Было совершено несколько выходов в Финский залив. В ноябре 1935 года по железной дороге сверхмалую подводную лодку, получившую условное обозначение «Пигмей», доставили в Балаклаву, на Севастопольскую базу ОстехБюро для приёмо-сдаточных испытаний. Но ещё до их начала нарком обороны подписал приказ о постройке 10 серийных АПЛ, однако дело продвигалось крайне медленно. ОстехБюро по частям выдавало заводу № 196 проектную документацию на «пигмеев», а завод хотел получить полный проект. Лишь в августе 1936 года на заводе № 196 под руководством инженера АН. Щеглова начали строить головную подводную лодку серии.

А тем временем в Балаклаве бригада рабочих «Судомеха» под руководством К.А. Щукина и В.А. Шебалина доводила АПЛ до кондиций, требуемых флотом. Испытания начались в октябре 1936 года и проводились в режиме особой секретности в Карантинной бухте преимущественно ночью.

«ПИГМЕЙ», «СИРЕНА», «ТРИТОН» СДЕЛАНО В СССР

В декабре командир лодки старший лейтенант Б.А. Успенский обратился к начальнику морских сил с предложением прекратить испытания. Условия обитаемости на лодке были исключительно тяжёлыми, каждый выход сопровождался неполадками техники. Рассогласование электромотора с линией вала вызывало сильные вибрации, а магнитный компас, из-за близкой прокладки электрического кабеля, давал ошибку до 36°. Экспериментальный дизель сильно дымил и грелся, грохот его был слышен на несколько миль, а электромотор после единичных выходов просто сгорел. При испытаниях торпедных аппаратов на первой торпеде при выстреле не взвёлся курок, и она утонула. Вторая торпеда при выстреле задела корпус лодки и перешла на циркуляцию, чуть не поразив на очередном витке саму АПЛ.

Осенью 1937 года государственная комиссия признала сверхмалую лодку не пригодной для приёмки.

Безусловно, строительство надёжных и эффективных сверхмалых лодок требует не только инициативы инженерных коллективов, а многолетнего опыта подводного судостроения. Но главной причиной прекращения работ стало то, что в конце 1937 — начале 1938 года органы НКВД арестовали почти всех ведущих специалистов ОстехБюро. 23 февраля 1938 года Щукина расстреляли.

После этого АПЛ разукомплектовали и перевезли из Балаклавы на испытательную базу морского оружия в Феодосии. Летом 1942 года она оказалась в руках немцев. В августе 1942 года лодку осматривали в Феодосии итальянские подводники из 110-й эскадры сверхмалых подводных лодок. В итальянских архивах сохранилось несколько фотографий «Пигмея».

Подводная лодка «Тритон-2» на оружейном дворе Военно-исторического музея ТОФ во Владивостоке

Подводная лодка «Тритон-2» на оружейном дворе Военно-исторического музея ТОФ во Владивостоке

Лодка «Тритон-114» на параде. В обычных условиях при транспортировке водолазы в лодке не сидели, и белые яркие полосы на корпус и рули не наносились

Лодка «Тритон-114» на параде. В обычных условиях при транспортировке водолазы в лодке не сидели, и белые яркие полосы на корпус и рули не наносились

После освобождения Крыма «Пигмея» нигде не обнаружили. Исчезновение лодки долгие годы было покрыто тайной. И только в 1980-х годах вблизи Феодосии (44°56’22»N, 35°25’43»Е) на глубине около 50 метров дайверы нашли неизвестную сверхмалую подлодку. По-видимому, при отступлении немцы решили не оставлять субмарину советским войскам, а просто вывели её в море и затопили.

Продолжая разговор о первых сверхмалых лодках, нельзя не упомянуть, что в 1947 году в Ленинграде на заводе № 196 «Судомех» испытывалась трофейная немецкая лодка «Зеехунд», адаптированная для нужд ВМФ. Дальнейшего продолжения работы не имели.

СОЗДАНИЕ СПЕЦНАЗА

22 октября 1938 года на Тихоокеанском флоте было проведено учение, в ходе которого подводные диверсанты десантировались через торпедный аппарат подводной лодки Щ-112. Согласно сценарию, боевые пловцы проделали проход в противолодочной сети в бухте Улисс, а потом скрытно вышли на берег, где провели показательную диверсионную акцию. После этого они вернулись на подлодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу. Учения прошли безупречно, но подобных заданий в годы войны отечественные боевые пловцы не выполняли.

О подводном спецназе вспомнили в начале 1950-х годов. 24 июня 1953 года директивой начальника ГШ ВМФ СССР в составе Черноморского флота было сформировано подразделение подводных диверсантов, первым командиром которого стал капитан 1 ранга Е.В.Яковлев. В октябре 1954-го аналогичное спецподразделение было создано на Балтике. В марте 1955 года подводные диверсанты появились в составе Тихоокеанского флота, в ноябре -в составе Северного флота.

Возникла необходимость в специальной технике, в подводных транспортировщиках, которые позволили бы спецназовцам скрытно и быстро выходить в район атаки и доставлять необходимые грузы. Ничего подобного у советского ВМФ в то время не было.

«СИРЕНА»

8 января 1958 года командование ВМФ приняло решение о создании средства доставки водолазов. В апреле разработку аппарата для транспортировки легководолазов выполнило ЦКБ-50. В августе того же года в Каспийске был испытан и принят на вооружение двухместный транспортёр легководолазов «Тритон». Всего до 1966 года в ВМФ поступило 2 опытных и 16 серийных аппаратов данного типа.

Параллельно разработку аналогичного проекта вёл ленинградский кораблестроительный институт, а строил — ленинградский завод № 151 «Двигатель». К июлю 1958 года был готов макетный образец двухместного подводного аппарата «Сирена».

Первая «Сирена» была изготовлена на базе трофейной немецкой торпеды G-7Е. Акт лабораторных испытаний самоходного аппарата «Сирена» в бассейне, а затем в морских условиях был подписан 5 ноября 1958 года. Спецлаборатории поручалось устранить отмеченные недостатки и разработать приспособления для выпуска самоходного аппарата «Сирена» с водолазами на борту из торпедного аппарата подводной лодки с глубин до 20 м.

Когда Военно-морской музей в Гдыне организовывает передвижные выставки, единственный сохранившийся экземпляр лодки Blotniak перевозится на таком прицепе

 

Когда Военно-морской музей в Гдыне организовывает передвижные выставки, единственный сохранившийся экземпляр лодки Blotniak перевозится на таком прицепе

Когда Военно-морской музей в Гдыне организовывает передвижные выставки, единственный сохранившийся экземпляр лодки Blotniak перевозится на таком прицепе

Изображение в рекламном проспекте аппарата «Марина» (гражданская конверсия «Сирены»): длина 7,8 м, ширина 0,6 м, масса 900 кг, скорость хода до 4 узлов

Изображение в рекламном проспекте аппарата «Марина» (гражданская конверсия «Сирены»):

длина 7,8 м, ширина 0,6 м, масса 900 кг, скорость хода до 4 узлов

Югославская лодка R2-M - аналог «Тритон-1М» из Хорватии

Югославская лодка R2-M — аналог «Тритон-1М» из Хорватии

Повторные заводские испытания двух опытных образцов «Сирена» в июле -сентябре 1959 года в районе Каспийска и государственные испытания в декабре 1959 года в Феодосии выявили неудобство кабин при длительном движении. Решено было государственные испытания не засчитывать, улучшить обитаемость, устранить недостатки и заказать установочную партию из 10 аппаратов.

В феврале — апреле 1960 года проходили испытания на обитаемость опытного образца «Сирены» в бассейне. Выводы были неутешительны:

— кабина слишком тесна, движения легководолазов затруднены, наступает быстрое утомление и охлаждение;

экипаж не всегда может самостоятельно открыть или закрыть крышку кабины, при закрытой крышке трудно переключиться с индивидуального дыхательного аппарата на стационарную систему, и наоборот;

при температуре воды ниже 6°С нахождение в кабине более 1 ч 40 мин приводит к переохлаждению.

После испытаний стальная обшивка средней части «Сирены» заменена на алюминиево-магниевый сплав. Изготовление установочной партии из 10 аппаратов перенесли на 1962 год. В августе — сентябре 1962 года в районе Феодосии была проведена приёмка трёх опытных образцов «сирен» с проверкой выпуска их из подводной лодки без хода и на ходу в позиционном и подводном положении на глубине до 20 метров.

После испытаний аппараты «Сирена» были возвращены на доработку и ревизию механизмов с последующей отправкой в части спецназа для использования в боевой подготовке. Доработка подводных транспортировщиков закончилась в мае 1963 года. В июне — июле в Рижском заливе в районе Усть-Двинска были проведены эксперименты по выпуску «сирен» из аппаратов подводных лодок на ходу с водолазами на борту в подводном положении. 29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение. К 1966 году в боевом составе ВМФ было 12 буксировщиков «Сирена»: 3 — на КТОФ, 4 -в ДКБФ и 5 — на КЧФ.

В 1960-1962 годах велись работы по созданию улучшенных аппаратов «Сирена-У» в двух вариантах:

«Сирена-УТ» с тепловой энергетической установкой на перекиси водорода;

«Сирена-УЭ» с электросиловой энергетической установкой.

В новых образцах был сделан ряд усовершенствований, в том числе по размещению водолазов в кабинах. Развитие получил только аппарат с электродвигателем.

В октябре 1963 года в районе о. Березань были проведены испытания стабилизатора глубины СГ-ПАМ на аппарате «Сирена-У». Стабилизатор обеспечивал надёжное удержание транспортёра на заданной глубине. Однако аппарат всё-таки был далёк от совершенства. В июне 1971 года на 1-м полигоне ВМФ в заливе Хара-Лахт были произведены замеры шумности транспортировщика «Сирена-1», а в июле того же года на торпедном полигоне в Феодосии провели замеры уровня подводного шума аппарата «Сирена-У». Оказалось, что уровень шумов транспортёра подводных диверсантов выше уровня шумов, издаваемых атомными подлодками.

После тщательной доработки аппарата специалистами завода «Двигатель» появился высокоэффективный и надёжный образец, названный «Сирена-УМЭ». Транспортёр «Сирена-УМЭ» активно предлагается к продаже на всех международных военных выставках, где участвует «Рособоронэкспорт».

«ТРИТОНЫ»

В 1966 году распоряжением первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР Центральному проектному бюро «Волна» было поручено провести работы по проекту сверх-малой подводной лодки для спецназа, названной «Тритон-2М». Строительство аппаратов поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу.

В 1967 году было начато проектирование головного образца сверхмалой шестиместной подводной лодки-транспортировщика легководолазов «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1М», рассчитанного на двух человек.

Эскизный проект «Тритон-1М» был разработан в 1968 году. В апреле 1970 года конструкторский коллектив ЦПБ «Волна» начал разработку рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1М», которую в III квартале того же года передали на завод.

 

Аппараты «Сирена-УМЭ» на Четвёртом Международном военно-морском Салоне МВМС-2009, 27 июня 2009 г.

Аппараты «Сирена-УМЭ» на Четвёртом Международном военно-морском Салоне МВМС-2009, 27 июня 2009 г.

В 1971-1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе были построены два первых опытных экземпляра «Тритон-1М». Швартовные испытания этих лодок были завершены в июле 1972 года, заводские ходовые испытания завершились 10 января 1973 года.

Государственные испытания проходили с 1 февраля по 9 июня 1973 года. 10 июня оба «Тритона» были поставлены на ревизию механизмов и окраску, после чего 30 июня 1973 года был выполнен контрольный выход в море. В тот же день были подписаны приёмные акты на оба аппарата. После корректировки конструкторами рабочих чертежей и документации Ново-Адмиралтейский завод и Ленинградское Адмиралтейское объединение построили и передали ВМФ 32 подводные лодки типа «Тритон-1М».

«Тритон-1М» представлял собой сверхмалую подводную лодку «мокрого» типа, у которой отсутствовал прочный корпус для экипажа, и боевые пловцы во включённых индивидуальных дыхательных аппаратах находились в проницаемой для забортной воды кабине. Герметичные отсеки небольшого размера на лодке предназначались для аккумуляторной батареи типа СЦ-300 и электродвигателя П32М в кормовой оконечности. Корпус лодки изготавливался из алюминиево-магниевого сплава. Управление аппаратом осуществлялось при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями КМ69-1.

В базе лодки «Тритон-1 М» хранились на кильблоках или на транспортной платформе. Спуск на воду выполнялся при помощи грузового крана грузоподъёмностью не менее 2 тонн. Эксплуатация лодок этого типа осуществлялась до конца 1980-х годов, после чего они были в основном списаны, а часть лодок оказалась в музеях.

BLOTNIAK

Удачная сверхмалая лодка стала прародителем аналогичных систем в социалистических странах. Югославская судостроительная компания «Бродосплит» в 1980-х годах начала производство двухместной сверхмалой подводной лодки типа R2-М, которая по своей компоновке повторяла «Три-тон-1М». Югославская R2-М имеет водоизмещение нормальное надводное в 1,4 тонны, длину 4,9 метра, развивает подводную скорость 4 узла и имеет дальность плавания до 18 миль.

К «близким» родственникам «Тритона» относится и польская одноместная сверхмалая подлодка Blotniak В155, созданная в 1978 году специалистами Высшего военно-морского училища в Гдыне и выпускавшаяся Исследовательским центром торпедного оружия ВМС Польши. Лодка состояла на вооружении польского подводного спецназа — FORMOZA. Подводная лодка разрабатывалась в двух вариантах — с сидячим и с лежачим положением оператора-водолаза. Главным конструктором проекта был капитан-лейтенант Бегальский (J.Biegalski).

Предполагалось, что сверхмалая лодка Blotniak будет транспортироваться в район боевого применения подводными лодками на буксире или надводными кораблями (лодки опускались на воду при помощи крана). В исключительных случаях подлодку можно было «завозить» в воду при помощи транспортной тележки или сбрасывать с борта транспортного вертолёта с высоты менее 5 метров. Сейчас единственный экземпляр лодки находится в экспозиции военно-морского музея в Гдыне, впрочем, и он не является подлинным, служившим во флоте, а лишь реконструкцией с использованием чудом сохранившихся фрагментов.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ «ТРИТОН»

Лодки «Тритон-1М» созданы давно и не удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к лодкам данного класса. Поэтому СПМБМ «Малахит» разработал модернизированный вариант лодки, сохранивший обозначение «Тритон-1М».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ

Модернизированный «Тритон-1М» рассчитан на двух человек и имеет автономность плавания 6 часов, а скорость — до 6 узлов. Глубина погружения данной мини-субмарины составляет около 40 метров и определяется не прочностью отсеков самой подлодки, а возможностью дыхательной системы, используемой водолазами. Обводы корпуса выполнены более плавными, что позволяет ему развивать большую скорость хода при меньших затратах электроэнергии. Аккумуляторная батарея как источник энергии на модернизированных вариантах сохранилась, но теперь разработчики рассматривают не только серебряно-цинковые или кислотные аккумуляторные батареи, но и литиевые.

Очевидно, что отечественные сверхмалые подводные лодки находятся вполне «на уровне» мировых образцов и представляют собой весомый компонент в системе военно-морских вооружений.

Рекомендуем почитать

  • ВМЕСТО ГРИФЕЛЯ — СВЕРЛО!ВМЕСТО ГРИФЕЛЯ — СВЕРЛО!
    Для крепления сверл небольшого диаметра в патроне мини-дрели, помощницы радиолюбителей и моделистов, прекрасно послужит цанговое зажимное устройство обыкновенного циркуля, в которое...
  • КАК У «КИРОВЦА»КАК У «КИРОВЦА»
    Необычность моего веломобиля — переламывающаяся рама (как у трактора «Кировец»). В месте сочленения — поворотная ось. Руль приварен к передней части. Задние колеса подрессорены. Габариты:...
Тут можете оценить работу автора: