Когда мы порой слышим термин «Автомоделизм», то чаще всего вспоминаем мальчишек, с азартом гоняющих радиоуправляемые машинки. Действительно, в последнее время радиоуправляемый автомодельный спорт стал, наверное, самым популярным модельным хобби. Но так было не всегда. Вначале был скоростной, кордовый автомоделизм, который появился, когда о радиоуправлении не было и речи.
Почему автомодельный спорт возник как скоростной, это, наверное, понятно. Спортсменам-моделистам (на то они и спортсмены) в первую очередь было важно испытать свои модели на максимальную скорость. Но почему кордовый? Дело в том, что заезды на скорость должны отвечать определённым требованиям. Это, во-первых, идеально ровная и довольно длинная дорожка, во-вторых, создание условий для движения модели строго по прямой, в-третьих, обеспечение нормального старта, разгона, а самое главное — торможения. И, наконец, безопасность спортсменов и зрителей. Это были очень сложные, трудновыполнимые требования. И тут выяснилось, что все эти проблемы вполне решаемы, если организовать движение модели по кругу. Единственно, на что при этом пришлось пойти, это прикрепить модель тонкой проволокой к центру трека. Такая проволока называется кордовой нитью, или простой кордой, что и дало название этому виду спорта. Таким образом возник автомодельный спорт. Произошло это довольно давно, ещё в тридцатых годах прошлого века. Идея пустить модель по кругу оказалась идеальным решением, что и способствовало быстрому развитию этого вида спорта.
Если же у вас появится желание собрать модель самолета или вертолета, советуем обратится в интернет магазин сборных моделей и посмотреть сборные модели самолетов.
Сейчас соревнования проводятся на бетонном треке диаметром 20 метров, с центром в виде вертикального стержня, к вращающемуся поводку которого, прикреплена кордовая нить. С другой стороны на эту нить крепится модель. Кордовая нить — это стальная проволока диаметром от 0,8 до 2 мм (в зависимости от класса модели), которая не только обеспечивает идеально ровное движение, но и позволяет придавать модели нужное ускорение и замедлять её ход (по окончанию заезда или при разного рода непредвидимых ситуациях). Все эти обязанности возложены на помощника спортсмена, который называется horser, или по-русски «раскрутчик». Располагается он в центре круга и является вторым после гонщика действующим лицом этого, можно сказать, автомодельного представления. Главная задача раскрутчика — помочь мотору набрать свои рабочие обороты. Дело в том, что модель не имеет коробки передач и без внешней помощи выйти на 40 — 45 (!) тыс. об/мин она либо вообще не сможет, либо на это потребуется неоправданно большое время. Сам спортсмен запускает модель «с толкача», разгоняя её по треку с помощью специального штока, упирая его в корпус модели.
Момент запуска модели. (И. Сафияник, Украина)
Итак, модель в движении, horser помог модели набрать обороты, и теперь он, чтобы не попасть под вращающуюся корду, занимает место на специальной круглой площадке над центральным устройством. После того как раскрутчик впрыгнул на эту площадку, и модель находится в движении, секундомер, отчитывающий разрешённые три минуты, отключается, и спортсмен должен принять решение о старте, нажав специальную кнопку. (Часто она — красного цвета). Этот момент гонщик определяет самостоятельно, ориентируясь на показания скорости на табло, а также на …звук, пролетающей по кордодрому модели. Вообще, звук в процессе заезда играет большую роль. Дело в том, что на такой скорости (круг модель проходит меньше чем за одну (!) секунду) самой модели не видно. Визуально о её присутствии на дорожке можно судить только по выхлопным газам, остающимся на кордодроме. Зато звук её (довольно громкий) слышен очень хорошо. Вот по этому звуку, а скорее визгу (ведь обороты современных двигателей, как мы уже говорили, вплотную приближаются к 50 тыс. об/мин), спортсмен и судит не только о работе мотора, но и о функционировании других агрегатов модели. В течение заезда гонщик имеет право остановить модель, изменить регулировки мотора и запустить модель снова, и так несколько раз в отведённое на попытку время (и количества топлива в баке модели, конечно).
После старта модель должна пройти определённую дистанцию, после чего её нужно остановить. Делается это при помощи… обыкновенного хозяйственного веника. Для этой цели модель оборудована специальным устройством, которое перекрывает подачу топлива и тем самым глушит двигатель. Антенка этого устройства на несколько сантиметров выступает из корпуса модели, и от удара мягкой частью веника, оказавшегося на её пути, антенка падает, переводя остановочное устройство в положение «Выкл.».
Раскрутчик должен иметь хорошую физическую подготовку. (А. Михалык, Украина)
Динамический момент, раскрутчик впрыгивает на площадку
Результатом заезда считается средняя скорость на дистанции 500 метров (8 кругов), которая определяется в км/час с точностью до третьего знака. Соревнования состоят из двух или трёх заездов, в зачёт идёт результат лучшей попытки. Максимальная скорость (лучший круг) на соревнованиях не фиксируется.
Теперь подробнее о кордодроме, или, просто, корде (не путать с кортом, на котором играют теннисисты). Это весьма сложное техническое сооружение, постройка которого — непростое дело. Главная задача при проектировании и строительстве автомодельного кордодрома — это обеспечение идеальной горизонтальности трека и более чем идеальной поверхности бетонной дорожки. Никакое самое совершенное дорожное покрытие, даже покрытие трасс «Формулы-1», не может сравниться с идеальностью дорожки кордодрома. Вы только сравните диаметр автомобильного колеса в 70 — 80 см и диаметр колеса кордовой модели-50 — 80 мм, и вам станет ясно, что даже неровность в 2 — 3 мм может стать причиной сбоя движения модели, чреватого потерей скорости. Поэтому дорожка кордодрома является предметом особого внимания и уважительного отношения к ней со стороны организаторов и участников соревнований. В перерывах между заездами загрязнённый трек тщательно чистится, моется, а затем сушится. Периодически горизонтальность трека и идеальность его покрытия проверяются специальными приборами, в случае необходимости дорожка подновляется и шлифуется.
Но давайте вернёмся к модели. Безусловно, сердцем скоростной модели является мотор. Это одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он, на удивление, прост — цилиндр, поршень, коленчатый вал, золотник газораспределения и простейший карбюратор -жиклер. Но в этой простоте и заключаются великие тайны, ибо именно двигатель (вместе с резонансной трубой) составляет 90% результата модели. Конечно, никакой мотор, даже чемпионский, сам по себе не является гарантией чемпионского результата. Мотор нуждается в индивидуальной тонкой настройке, которая зависит от множества разнообразных факторов: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, качества и состояния дорожки и множества других. И эти секреты гонщик познаёт на протяжении всей своей спортивной карьеры, и даже спортсмены с большим, многолетним опытом не могут сказать, что они в совершенстве постигли все премудрости настройки.
Остановка модели при помощи веника. (Доброчи Г., Венгрия). На заднем плане — механический веник
Кнопка старта и веник. (г. Пила, Польша)
Дорожка кордодрома. (г. Таллинн, Эстония)
Так как целью соревнований является достижение максимальной скорости в короткий отрезок времени, то, естественно, у двигателя, настроенного на такой режим, есть только две возможности: или показать новый результат, или… сломаться, не выдержав экстремальной нагрузки. Но даже если мотор и приехал целым, то его всё равно необходимо разобрать, тщательно промыть детали, старательно проверить и заменить не только изношенные, но и другие, вызывающие хоть малейшее подозрение. То же относится и к узлам и деталям самой модели. А времени на это у моделиста от заезда до заезда — обычно, не больше часа. Поэтому, кроме всего прочего, спортсмен должен уметь в «полевых» условиях быстро разбирать и собирать модель, одновременно принимая правильные решения по настройке модели на следующий заезд.
Кордовые модели делятся на классы в соответствии с рабочим объёмом двигателя. Это 1,5, 2,5, 3,5, 5 и 10 см3. Вес модели, в зависимости от класса составляет от 1 до 3 кг. Современные модели имеют вытянутую, ракетообразную форму с максимально узко расположенными колёсами, которые полностью скрыты в корпусе. Рекорды скорости в зависимости от класса модели составляют на настоящий момент от 268 (класс 1,5 см3) до 345 км/час (класс 10 см3).
Создание кордовой модели — дело непростое, и на современном уровне развития технологий такое не по силам одному человеку. Поэтому отдельные спортсмены, обладающие хорошим производственным опытом и имеющие соответственные технологические условия, становятся мелкосерийными производителями отдельных узлов и деталей для остальных спортсменов. Кроме того, не исключена и покупка готовой модели, сейчас это не считается зазорным даже для ведущих спортсменов. (Так что освоение новичком азов автомодельного спорта в настоящее время существенно облегчено).
Казалось бы, наука могла бы помочь в проектировании и постройке моделей, однако для автомобильного спорта это не актуально. Автомодельная техника развивается исключительно путём последовательного усвоения многолетних наработок предыдущих поколений спортсменов. Совершенствование конструкций кордовой модели происходит постепенно, step by step. Попыток привлечь науку в автомодельный спорт было немало, но они никогда не приводили к положительным результатам. В то же время модели, изготовленные, казалось бы, таким кустарным способом, представляют особой непревзойдённые образцы инженерной мысли, а достижения спортивного моделестроения во многом являются недосягаемыми даже для большого машиностроения. Так, например, литровая мощность моторов кордовых моделей достигает фантастического показателя в 700 — 900 л.с. (!) И это при том, что двигатели работают только на стандартном, безо всяких присадок, топливе (80% метанола и 20% касторового масла). Более того, не наука и современные технологии помогают автомодельному спорту, а скорее, наоборот, в последнее время некоторые наиболее успешные спортсмены-моделисты были приглашены в качестве специалистов на современные высокотехнологические производства и лаборатории.
Что касается положения кордового автомоделизма среди других модельных видов спорта, то, к сожалению, это не очень популярный и весьма малочисленный спорт. (Но от этого он не становится менее увлекательным и захватывающим). В мире около 15-ти стран, где культивируется кордовый моделизм, в каждой из них занимаются от одного (!) до сотни спортсменов. Национальные чемпионаты собирают обычно 30 — 60 участников, чемпионаты мира и Европы — 120 — 130.
Кордодром. Рабочий момент (г. Брянск)
Автомоделисты-кордовики объединены в Международную федерацию автомодельного спорта — FEMA со штаб-квартирой в Швейцарии. Система европейских соревнований FEMA включает ежегодные чемпионаты Европы, однако чемпионат мира проводится один раз в три года. Дело в том, что, кроме европейских стран, кордовый автомодельный спорт культивируется только в США и в Австралии/ Новой Зеландии. Кроме чемпионатов Европы и мира, где разыгрывается личное и командное первенство, существует система Гран-При, которые проводятся с мая по октябрь в разных странах-членах FEMA. В России ежегодно проходят международные Гран-При, также наша страна неоднократно принимала у себя чемпионаты мира и Европы. И ещё, о соревнованиях. В отличие от других видов спорта, мужчины и женщины, юноши, взрослые и ветераны выступают вместе, деления по полу и возрасту нет. Короче, кордовому моделизму все возрасты покорны!
В этой статье мы кратко познакомили Вас с необыкновенно интересным и захватывающим, однако малоизвестным видом спорта. Редакция надеется, что Ваш интерес к кордовому моделизму будет способствовать продолжению этой темы на страницах «Моделиста-конструктора».
Л. ШПРИНЦ