Судя по всему, желание установить на автомобиль какое-либо вооружение появилось почти сразу после его создания. Во всяком случае такие попытки делались уже в конце прошлого века. Начинали скромно — с пулеметов. По мере возрастания размеров и грузоподъемности легковых и в особенности грузовых автомобилей росли и аппетиты военных.
Впервые 50-мм зенитную пушку установил на автомобиле немецкий конструктор Генрих Эрхардт. Это произошло в 1908 году. В том же году фирма «Крупп» разместила на полноприводном грузовике «Даймлер» поворотную платформу с 77-мм пушкой, предназначенной для стрельбы по дирижаблям. Вскоре эта машина стала самым распространенным пушечным автомобилем кайзеровской армии. В период первой мировой войны на вооружении германской армии состояло и несколько других типов зенитных орудий, установленных на шасси грузовиков. Кабина водителя у них была открытой, орудия и расчет располагались на полубронированной платформе, где в специальных контейнерах хранился и запас снарядов. В 1915 году несколько автопушек появилось и во Франции. Для них использовались шасси грузовика «Де дион» с восьмицилиндровым двигателем. Эти зенитки защищали Париж от нападения германских «цеппелинов».
Не осталась в стороне и Россия. В распоряжении русского военного командования имелась отличная 76-мм зенитка Лендера, которую и начали устанавливать на автомобили. Первоначально в качестве базы использовались грузовики Русско-Балтийского вагонного завода. Всего было изготовлено 8 таких машин; из них 4 — частично бронированные. Кроме того, пушку Лендера установили и на 20 грузовых автомобилях «Уайт». Предпринималась попытка создания броневого автомобиля с использованием на нем в качестве зенитной 57-мм морской пушки Гочкиса. Одна такая машина построена на шасси грузовика «Остин».
Для поражения живой силы противника и подавления его огневых точек броневые и неброневые автомобили вооружались 76-мм горными, 37-мм и 47-мм морскими пушками, а также 37-мм автоматическими пушками Максима — Норденфельта. Причем последние оказались наиболее эффективными, имея скорострельность 300 выстрелов в минуту.
Создание автопушек продолжилось и в Советском Союзе. Лендеровские зенитки устанавливали в кузовах грузовиков ГАЗ-АА, 76-мм зенитные пушки обр. 1931 года монтировали на трехосном шасси ЯГ-10 Ярославского автозавода, позволявшем при полной нагрузке развивать по хорошей дороге скорость до 35 км/ч. Однако и тех и других было выпущено сравнительно немного.
Наиболее распространенной автопушкой в Красной Армии в 30-е годы стала самоходная установка СУ-12 (или СУ-1-12). Она предназначалась для поддержки и сопровождения огнем механизированных частей и представляла собой автомобиль ГАЗ-ААА с платформой, на которой монтировалась тумба с качающейся частью полковой 76,2-мм пушки обр. 1927 г. и щитовым прикрытием. Никаких других отличий от ГАЗ-ААА автомобиль не имел. СУ-12 могла вести стрельбу с места как с закрытых позиций, так и прямой наводкой, а также с ходу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУ-12
Масса самоходной установки (без людей, снарядов й ЗИПа), кг — 3700
Численность команды (включая водителя), чел — 4
Максимальная скорость движения, км/ч — ок. 60
Габаритные размеры, мм:
полная длина — 5610
ширина — 1900
высота (по щиту) — 2325
Высота линии огня, мм — 1700
Высота оси канала орудия над рабочей платформой, мм — 736
Калибр орудия, мм — 76,2
Число нарезов — 24
Длина ствола, калибров — 16,5
Масса орудия с затвором, кг — 229
Масса снаряда, кг — 6,5
Начальная скорость, м/с — 380
Нормальный откат, мм — 435—480
Наибольший возможный откат, мм — 500
Наибольший угол возвышения, град — +25
Наибольший угол склонения, град. — -5
Возимый боекомплект, выстрелов — 36
Конструкция тумбы позволяла обеспечить круговой обстрел, но ввиду того, что из-за кабины машины огонь вперед был невозможен даже при максимальном угле возвышения (под действием пороховых газов проминалась крыша), горизонтальный обстрел был ограничен 270°. Если во время стрельбы ствол пушки находился близко к кабине, приходилось опускать боковые стекла для предохранения их от действия газов. При стрельбе назад, вдоль оси машины, можно было пользоваться ручным тормозом. В походном положении орудие разворачивалось вперед и фиксировалось, а вращающаяся часть тумбы ставилась на тормоз.
Чтобы автомобиль ГАЗ-ААА переделать в СУ-12, конструкторам пришлось основательно поработать: разместили тумбу с пушкой, щит, платформу, буксирное приспособление, рамку запасного колеса, передний настил, отражатель с заслонкой, зарядные ящики, укладку ЗИПа.
Щитовое прикрытие СУ-12 представляло собой коробку, сваренную из стали толщиной 4 мм. Передний лист имел основную амбразуру для прохода качающейся части орудия и два окна с левой ее стороны: верхнее — под отражатель панорамы, нижнее — для визирной трубки. Окна закрывались задвижками с ограничителями. При помощи угольников и раскосов щит крепился к вращающейся части тумбы. На качающейся части артсистемы устанавливался дополнительный щиток такой же толщины, как и основной, — для прикрытия главной амбразуры. Он не ограничивал откат пушки и углы вертикального наведения. Наклон щитка к оси канала ствола составлял 80°, нижняя часть была загнута вперед на 10°.
Платформа служила фундаментом для тумбовой установки, кроме того, она упрочняла и удлиняла раму автомобиля.
Заднюю стенку кабины от действия пороховых газов предохранял отражатель. Он представлял собой вертикальную стенку из листовой 2-мм стали с окном посередине. Последнее предназначалось для общения между расчетом пушки и водителем автомобиля и закрывалось изнутри кабины стальной заслонкой.
К отражателю крепились два зарядных ящика: правый (по ходу машины) вмещал 18 штатных гранат, левый — 18 штатных шрапнелей.
Самоходная установка СУ-12 была достаточно мобильным и эффективным средством огневой поддержки механизированных подразделений. Вместе с тем эксплуатация ее в войсках показала, что для этой цели необходима самоходная артиллерия на гусеничном шасси.
М.БАРЯТИНСКИЙ