РЕПОРТАЖ С МОНОПОДА

РЕПОРТАЖ С МОНОПОДА

Репортажная съемка какого-либо многолюдного события часто затруднена: стена голов и спин мешает «схватить» сюжет. Только очень высокий человек может поднять аппарат в вытянутых руках, не будучи, однако, уверен, что объектив нацелен на интересующий объект.

В подобном положении выручит монопод — специальная стойка (к которой сверху крепится аппарат), снабженная органами дистанционного управления и визиром. В принципе с моноподом может быть использована камера любой системы. Но, принимая во внимание необходимость удерживать их вытянутыми руками на весу и вынужденную стесненность в движениях при взводе затвора, следует признать наиболее подходящими для такой цели малогабаритные камеры «ЛОМО-135» и «ЛОМО-Компакт». Достоинство первого — автоматическая протяжка до восьми кадров. Преимущество второго — минимальный вес, широкоугольный объектив с большой глубиной резкости, автоматическая установка экспозиции. Применительно к последней модели ниже и дается описание самодельного монопода.

Рис. 1. Приспособление для фотографирования с верхней точки: 1 — основание (стальная пластина, толщина 1 мм), 2 — скоба, 3 — коромысло, 4 — упругий элемент, 5 — толкатель, 6 — упор, 7 — тяга (стальной трос), 8 — переходник, 9 — стойка, 10 — стержень заводной головки, 11 — заглушка стойки, 12 — головка заводная, 13 — рукоятка (2 шт.), 14 — скоба спусковая, 15 — штифт-ограничитель, 16 — визир.
Рис. 1. Приспособление для фотографирования с верхней точки: 1 — основание (стальная пластина, толщина 1 мм), 2 — скоба, 3 — коромысло, 4 — упругий элемент, 5 — толкатель, 6 — упор, 7 — тяга (стальной трос), 8 — переходник, 9 — стойка, 10 — стержень заводной головки, 11 — заглушка стойки, 12 — головка заводная, 13 — рукоятка (2 шт.), 14 — скоба спусковая, 15 — штифт-ограничитель, 16 — визир.

Рисунок дает общее представление о компоновке конструкции и приемах пользования моноподом. Фотокамера установлена на основании, к которому крепится стойка с разнесенными для устойчивости рукоятками. Спусковая скоба, связанная тягой с качающимся на основании коромыслом, позволяет дистанционно спускать затвор аппарата, взводимый также на расстоянии головкой с накаткой. Визир служит для ориентирования аппарата в желаемом направлении: поворачивая вокруг оси планку визира, можно придать аппарату наклон, который соответствует ориентировке на центр сюжета. В «походном» состоянии визир совмещается с плоскостью рукоятки и не мешает переноске.

Основание выгибается из стальной заготовки толщиной около 1 мм. К его задней стенке прикреплена скоба; в ее отверстия вставлена ось, вокруг которой может качаться коромысло. Упругий элемент — плоская пружина или брусок губчатой резины, жестко связанный с верхней полкой основания. Укрепленный снизу коромысла толкатель передает усилие на спусковую кнопку аппарата. Толкатель можно выполнить, например, из твердой резины. Упор ограничивает поворот коромысла и возможную перегрузку спускового механизма камеры. Коромысло приводится в действие тягой из гибкого стального тросика, конец которого запаян в отверстие латунного коромысла. К нижней полке основания винтами крепится за фланец патрубок с наружной резьбой, на который навинчена дюралевая трубка-стойка наружным диаметром 15—20 мм. Ее длину вряд ли стоит брать более 1 м. Внутри стойки проходит стальной стержень диаметром 5 мм, у верхнего конца которого навинчена плоская гайка и имеется жало типа отвертки сечением 5×1,2 мм. Жало должно выступать из соответствующего отверстия в основании на высоту до 4 мм. Этот узел располагается в месте, где в корпусе аппарата выходит ось со шлицем, связанная с механизмом взвода затвора и протяжки пленки. В нижней части стойки имеется заглушка, сквозь которую пропущен второй конец стержня с заводной головкой на конце. Рукоятки могут быть сделаны из двух симметричных половин, стянутых винтами и плотно охватывающих стойку. На плоской нижней рукоятке справа укреплена на винте, служащем осью вращения, спусковая скоба, связанная с тягой. Ограничителем поворота скобы вверх является штифт.

Слева снизу рукоятки имеется поворотная планка — визир, на нижней кромке которого нанесена шкала расстояний до объекта съемки. Аппарат крепится к основанию стандартным переходным винтом-гайкой с резьбой 1/4″.

Рис. 2. Процесс фотографирования и схема для определения угла наклона приспособления: А — фотоаппарат, В — визир, О — центр фотографируемого сюжета, S — расстояние до объекта съемки, L — длина штанги, J — угол между штангой и направляющей визира.
Рис. 2. Процесс фотографирования и схема для определения угла наклона приспособления: А — фотоаппарат, В — визир, О — центр фотографируемого сюжета, S — расстояние до объекта съемки, L — длина штанги, J — угол между штангой и направляющей визира.

Собирая монопод, следует так подобрать упругость резиновой прокладки и длину тяги, чтобы скоба упиралась в штифт, а коромысло вместе с толкателем занимали положение, не препятствующее установке аппарата на основание. При нажатии на скобу срабатывает спусковой механизм аппарата; однако дальнейшее движение коромысла должно быть остановлено регулируемым упором.

Принцип градуировки шкалы расстояний визира поясняется на схеме. Искомый угол для заданного расстояния определяем из соотношения: J=arctg S/L. Вычислив отношение S/L как тангенс угла J, по математическим таблицам найдем значения этих углов. Поворачивая планку визира, с помощью транспортира сделайте пометки на градуируемой шкале.

Деление шкалы расстоянийДиафрагма
1:2,81:41:5,61,81:111:16
3 м2,1-4,91,9-6,71,7-13,41,4- ∞1,2-∞1,0-∞
7,4-∞5,3-∞3,8-∞2,7-∞2,0-∞1,4-∞

Чтобы оценить величину располагаемой глубины резкости при автоматически устанавливаемой диафрагме, можно использовать таблицу. В большинстве встречающихся в практике случаев съемки достаточно заранее установить объектив на «бесконечность» и менять лишь положение визира. Последний следует держать на уровне глаз направленным на место, где предполагается нахождение объекта съемки, когда он не виден.

Ю. ПРОКОПЦЕВ

Рекомендуем почитать

  • «…НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ»«…НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ»
    Пожалуй, после горячего утюга главный ревнитель немятой одежды - это вешалки, или, как мы их называем в быту, - плечики. Как ни странно, производители (и торговля) предоставляют...
  • МНОГО — НА ОДНОЙМНОГО — НА ОДНОЙ
    Для костюмов и платьев, рубашек и блузок, даже для брюк и юбок в платяном шкафу найдутся соответствующие плечики. А вот мелкие аксессуары типа галстуков, косынок и шарфиков обычно...
Тут можете оценить работу автора: