В 1938 году правительство Венгрии приняло пятилетний план модернизации и развития своих вооруженных сил. Большая роль в этом плане отводилась созданию бронетанковых войск. Основной трудностью было отсутствие собственных разработок, несмотря на то, что венгерская промышленность была в состоянии выпускать современные боевые машины. Поэтому пришлось приобретать лицензии за рубежом.
В феврале 1939 года, в сотрудничестве со шведской фирмой Landsverk АВ, в Венгрии началось производство легкого танка 38М «Толди» (см. «Моделист-конструктор» № 11’97). Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные конструкции (танки Штраусслера V-3 и V-4) были еще далеки до завершения, а попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk, итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) окончились неудачей.
В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком S-2c (Т-21) чехословацкой фирмы Skoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы S-2a (LT-35), с которым венгры познакомились в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не интересовала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега (официальное название венгерских вооруженных сил) в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машина была принята на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран — историческая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил индекс 40М.
В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230 боевых машин, выданный Министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 штук), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации: последние чертежи с фирмы Skoda поступили только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех 8 июля 1941 года. В войска же новые танки начали прибывать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков, название которых к тому времени изменилось на «Туран I».
Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью заклепок на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 — 60 мм, бортов и кормы — 25 мм, крыши и днища — 8 — 25 мм.
40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой — в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки состоял из 101 выстрела, а пулеметов — из 3000 патронов.
Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя.
Восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков — 265 л, запас хода — 165 км.
Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.
Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Последние обеспечивались, кроме того, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 (см. «Моделист-конструктор» № 11 ’95) и применительно к одному борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
Помимо линейного танка был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине, кроме штатной радиостанции R/5а, имелась радиостанция R/4Т, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.
В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский Генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41 М «Туран II», установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 56 артвыстрелов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943 году запустили в серийное производство и до июня 1944-го выпустили 139 единиц.
Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.
В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.
В 1944 году на «тураны» по примеру немецких танков Pz.III и Pz.IV стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.
Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й танковой дивизии — в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии — 61 «Туран I», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.
Танки «Туран II» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944 года — 107.
В апреле 1944 года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран I» и 55 «Туран II». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери и была выведена в тыл.
1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.
С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Трансильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии близ Дебрецена и Ньиредьхазы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте-апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Советской Армией и последние «тураны».
Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 30-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей он к 1941 году — «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.
В 1943 году, опять-таки по примеру немцев, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 45 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Эту, наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 43М «Зриньи II», выпустили в незначительном количестве — всего 66 единиц.
Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ «Зриньи I», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Но дальше опытного образца, построенного в феврале 1944 года, дело не пошло.
С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства начали поступать и «Зриньи II». К началу 1945 года все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерско-го и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные «зриньями», капитулировали на территории Чехословакии.
«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по зубам.
До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран II» (номер 2Н423) и «Зриньи II» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.
М. БАРЯТИНСКИЙ