ТРЕХГЛАВЫЙ ТАНК «РЕЙНМЕТАЛЛ»

ТРЕХГЛАВЫЙ ТАНК «РЕЙНМЕТАЛЛ»ТРЕХГЛАВЫЙ ТАНК «РЕЙНМЕТАЛЛ»Первый этап немецкого танкостроения неплохо известен читателю — он охватывает период Первой мировой войны и заканчивается 1918 годом. При описании последующих этапов обычно сразу перескакивают в 1933 год — в нацистскую Германию Может сложиться впечатление, что между 1918 и 1933 годами немцы не занимались танками. Однако они эту работу, запрещенную Версальским договором, просто не афишировали. Именно в те годы был создан «Гросс-трактор» — наиболее интересная германская боевая машина 1920-х годов.

«Гросстрактор» объединял в себе черты как танков Первой мировой войны с их характерным высоким гусеничным обводом, так и новые элементы, например, башенное размещение вооружения. Пройдя большой цикл испытаний, «Гросстрактор» был неплохо отработан. Поэтому, когда после прихода Гитлера к власти версальские ограничения были отброшены, один из танков для возрождающихся танковых войск Германии решили делать на его базе. Но новые веяния в танкостроении заставили внести в проект так много изменений, что от исходного «Гросстрактора» почти ничего не осталось и конструкцию да и концепцию, нового танка пришлось отрабатывать заново.

В те годы бытовала теория так называемого «мастера на все руки» — танка, способного выполнять на поле боя множество функций. Классическим представителем таких машин стал советский Т-35. Пулеметные башни размещенные на правом и левом бортах обеспечивали «зачистку окопов», две 45-мм пушки в средних башнях — борьбу с танками противника, а 76-мм пушка в главной башне — подавление полевых укреплений.

При проектировании своего многобашенного образца немцы постарались избежать главного недостатка Т-35 — излишнего количества башен. В своем танке они решили разместить одну артиллерийскую башню, но со спаренной установкой 37- и 75-мм орудий. Командир мог выбрать одну цель, но в зависимости от ее характера вести огонь из той или иной пушки. А вот пулеметы в башенках могли стрелять одновременно и независимо друг от друга.

Средний танк Nb.Fz.

Средний танк Nb.Fz.

Средний танк Nb.Fz.:

1 — главная башня; 2 — передняя пулеметная башня; 3 — задняя пулеметная башня; 4 — командирская башенка; 5 — бортовой люк башни; 6 — ведущее колесо; 7 — тележка подвески; 8 — поддерживающий каток; 9 — посадочная дверь; 10 — направляющее колесо; 11 — пулеметы MG13; 12 — посадочный люк механика-водителя; 13 — 75-мм пушка; 14 — 37-мм пушка; 15 — глушители; 16 — колпак над люком выброса воздуха; 17 — установка спаренного пулемета; 18 — крышка амбразуры прицела; 19 — фара; 20 — люк доступа к трансмиссии

Разработчики приняли все возможные меры для уменьшения массы и габаритов танка. В результате его компоновка стала напоминать более поздний советский проект «СМК» (с тремя башнями). В носовой части слева размещался водитель, справа — пулеметчик в малой башенке. В средней части корпуса танка находилась главная башня со спаркой пушек, наводчиком, заряжающим и командиром. За ней слева располагалась еще одна малая пулеметная башня, а справа — двигатель. Корму корпуса занимала трансмиссия.

Ходовой части в наследство от «Гросстрактора» достался только упорный ролик, размещенный между ленивцем и первой тележкой подвески и предназначенный для устранения прогиба гусеницы при переезде через значительные вертикальные препятствия. Из-за своего высокого гусеничного обвода «Гросстрактор» имел два упорных ролика на каждой гусенице; был такой ролик и в конструкции ходовой части советского Т-35.

В остальном ходовая часть нового танка была спроектирована заново и включала в себя по пять тележек опорных катков с каждого борта, на независимой балансирной пружинной подвеске Такая подвеска обеспечивала очень высокую плавность хода.

Представленный проект удовлетворил военных, и фирма «Рейнметалл» получила заказ на изготовление небронированного прототипа под индексом Nb.Fz. В 1933 году его первый образец поступил на испытания. В ходе их быстро выяснилось, что танк имеет слишком много недостатков.

Основные нарекания вызывала главная башня. Оказалось, что вертикально размещенные спаренные пушки неудобно заряжать особенно 37-мм Этому процессу мешал и командир, находившийся слишком близко к казенным частям орудий в задней части башни (что обеспечивало ему, правда, отличный обзор). А заряжающий, кроме обслуживания пушек, должен был вести и стрельбу из пулемета MG13, размещенного в выступе башни справа от орудий. Испытания же показали, что в бою он может делать только что-то одно: или стрелять из пулемета, или заряжать пушки.

Nb.Fz.

С люками на боковых стенках башни тоже было не все в порядке. Проектировщики выполнили их по типу «Гросс-трактора» — открывающимися назад но не учли, что у «Гросстрактора» люки находились в корме, и при эвакуации через них экипажа в бою его защищала башня. А у Nb.Fz. в задней части башни оказалась ниша для размещения радиостанции, на которой работал командир, поэтому люки перекочевали на борта, и выходящий под огнем из танка экипаж становился беззащитным. Хватало проблем и с ходовой частью: на первом прототипе испытали две конструкции тележек подвески; вариант с пятью тележками с обоих бортов оказался наиболее удачным.

Конструктивно недоработанным было крепление передних частей крыльев к экранам ходовой части: это мешало менять гусеницы. Наконец, большой кожух для выброса воздуха в корме танка ограничивал задний сектор обстрела левой пулеметной башни.

Для ускорения проектных работ над новым прототипом было решено «размежевать» их: теперь фирма «Рейнметалл» отвечала только за корпус, а новые башни с вооружением делала фирма «Крупп». В 1934 году второй небронированный прототип был готов. Основным его отличием стала новая главная башня, для ускорения изготовления собиравшаяся на болтах. Башня стала более технологичной и не имела в своей конструкции гнутых листов Интересная деталь: чтобы обойти малые башни, в лобовой части у большой башни сделали характерные обратные скосы. Потом эти скосы перекочевали на Pz.III и Pz.IV (а с Pz.III — и на первые Т-34), но уже как средство повышения снарядостойкости корпуса.

Пушки в башне размещались горизонтально, что создавало, правда, при выстреле несимметричные нагрузки на ее погон. Но зато заряжающему стало работать удобнее, он был избавлен и от стрельбы из пулемета, установленного в лобовом листе башни. Пулемет механически связали со спаркой пушек, и прицеливание осуществлялось теперь наводчиком.

Сложнее было отодвинуть командира от казенных частей орудий. Это требовало увеличения диаметра погона башни, а значит и переделок корпуса. В конце концов решили просто увеличить размер кормовой ниши, на днище которой и располагался командир, свесив ноги внутрь погона. Командирская башенка получила двустворчатый люк. Бортовые башенные люки стали открываться вперед по ходу движения танка. Это решение потом перекочевало на башни Pz.III и Pz.IV.

Увеличение кормовой ниши главной башни решило проблему размещения командира, но потребовало переделки малых башен. Чтобы выступ в кормовом свесе проходил над ними, пришлось уменьшить их высоту, отказавшись от наклонной крыши. Новые люки сильно сдвинули вперед. Теперь кормовая ниша главной башни при любом положении не могла их заклинить, но вылезать пулеметчикам стало несколько неудобно.

Варианты размещения инструмента и формы петель на откидных частях крыльев у серийных машин

Варианты размещения инструмента и формы петель на откидных частях крыльев у серийных машин

Корпус тоже получил некоторые изменения. Колпак выброса воздуха в корме машины сдвинули на правый борт для увеличения кормового сектора обстрела башни. Изменили расположение глушителей и переделали крепления крыльев в носовой части.

Лопату и топор перенесли с крыльев на бортовые экраны, как на «Гросстракторе». Считалось, что это облегчит экипажу пользование инструментами, но на самом деле приводило к его потере при движении по пересеченной местности (от этого решения в дальнейшем отказались). В целом же проведенные доработки позволили повысить надежность машины, и военные заказали еще три — теперь уже бронированных прототипа. В 1935 году эти танки были сделаны. При их изготовлении вносились новые изменения, и машины заметно отличались от обоих небронированных прототипов. Слегка разнились танки и между собой.

Новая главная башня стала цельносварной, за исключением крепления башенного погона, выполнявшегося клепаным. Днище кормовой ниши было изменено для лучшего размещения командира, который получил и новую командирскую башенку. В отличие от следующих немецких средних танков, командир на всех Nb.Fz. выполнял и функции радиста. Антенна на первом прототипе была поручневой, а на остальных 4-метровой штыревой, заваливавшейся вперед к лобовой части башни

Малые башни изготовили по типу башен легкого танка Pz.I, разработанного фирмой «Крупп». Новая форма ниши большой башни позволила вновь увеличить их высоту. Из четырех смотровых лючков в бортах башни остались только два, так как другими двумя было неудобно пользоваться. Немцы наконец-то нашли удовлетворительное решение люка малой башни, сделав его двустворчатым и большим по размеру, что обеспечило и удобство выхода танкиста, и защиту его от пуль.

Маска пулемета была выполнена по типу маски Pz.І. Это породило легенду, что у обоих танков и пулеметные башенки идентичны. На самом деле у Nb.Fz. она была значительно меньше, поэтому не соответствует истине и еще одна легенда — об установке в башенке спарки MG34. Для пулеметчика и двух пулеметов в ней просто не было места.

Корпуса бронированных танков почти не отличались от аналогичного у второго прототипа. Глушители вновь разместили на крыльях танка, добавив еще один, небольшой по размерам. Лопату и топор опять перенесли на крылья в переднюю их часть, рядом с ключами для натяжения гусениц Причем на двух танках на наружных сторонах крыльев размещались лопата и топор, а внутри ключи. У одного танка все было наоборот — ключи были снаружи, а топор и лопата — внутри.

Отличались у танков и крепления передней откидывающейся части крыльев. Один на крыльях имел единственную широкую петлю, а остальные — по две маленькие. У всех Nb.Fz. крылья снабжались механизмом откидывания. Считалось, что в небоевых условиях крылья будут опущены, а в бою — откинуты, чтобы не мешать переезду через препятствия. Реально же откидные части все равно срывало.

В конце 1935 года все три бронированных Nb.Fz. прошли испытания, показав вполне удовлетворительные результаты. Но время уже было упущено. Если в конце или даже в начале 1934 года танк еще имел шанс на запуск в небольшую серию, то в конце 1935 года на подходе уже были Pz.III и Pz.IV и, самое главное, уже разрабатывалась стратегия блицкрига, в соответствии с которой проектировались новые танки Вермахта. Nb.Fz., созданный исходя из теории применения танков 1920-х годов, сразу стал неперспективным. Судьба пяти построенных Nb.Fz., казалось, была решена — передача в учебные подразделения и тихое забвение. Но в их жизни произошел новый поворот.

Второй прототип танка Nb.Fz. в камуфляжной окраске по состоянию на 1938 год

Второй прототип танка Nb.Fz. в камуфляжной окраске по состоянию на 1938 год

Серийный танк Nb.Fz. из состава 40-го отдельного танкового батальона специального назначения (Pz.Abt.z.b.V.40). Норвегия, 1940 год

Серийный танк Nb.Fz. из состава 40-го отдельного танкового батальона специального назначения (Pz.Abt.z.b.V.40). Норвегия, 1940 год

В предгрозовой атмосфере конца 1930-х годов уже явственно чувствовалось приближение войны. Кроме лихорадочной подготовки к ней многие европейские страны уделяли заметное место дезинформации противника, а попросту — попыткам его запугивания.

Тут-то ко двору и пришелся Nb.Fz. Три бронированных танка решили использовать во время операции по оккупации Норвегии. Главным образом для демонстративных акций по улицам Осло. Танки много фотографировали для создания впечатления их массового производства и применения, что вполне удалось: «Рейнметалл» вошел во все танковые справочники мира. Одновременно сообщались и его фантастические ТТХ. Чтобы дезинформация не вскрылась один, из Nb.Fz., завязший в болоте, когда возникла опасность его захвата англичанами, был поспешно взорван. По фотоснимку видно, что взрывчатки не пожалели — ведь достанься противнику целый танк — с легендой о его выдающихся боевых качествах было бы покончено.

Нашлось применение и оставшемуся в Германии первому прототипу. Учитывая значительное отличие по внешнему виду от последующих машин, его решили выдать за их дальнейшее развитие, будто вооруженное спаркой из 37- и 105-мм пушек. Его фотографии, якобы на сборочной линии, обошли газеты всего мира. Этих фотографий известно довольно много но если внимательно к ним присмотреться видно, что на них один и тот же танк, сфотографированный с разных ракурсов. На самом деле на снимках изображен ремонт, а вполне возможно — и демонтаж первого прототипа.

Зато по этим фотографиям можно видеть, какие изменения были внесены в танк перед его отправкой в учебное подразделение. С машины сняли поручневую антенну и выполнили крепления передних частей крыльев, как у следующих танков, убрав их соединения с экранами. Лишилась машина и откидывающихся передних частей крыльев.

Документов или фотографий, проливающих свет на дальнейшую судьбу танков Nb.Fz., пока не обнаружено. Тут возможны только предположения. Танки могли закончить свое существование в учебных частях. Однако даже отправку бронированных машин на Восточный фронт отрицать нельзя.

В. МАЛЬГИНОВ

Рекомендуем почитать

  • СПОРТИВНЫЙ ГОРОДОК ВО ДВОРЕСПОРТИВНЫЙ ГОРОДОК ВО ДВОРЕ
    Есть в Алма-Ате в одном из городских дворов необычная площадка — целый спортивный городок, все снаряды и тренажеры которого изготовлены самими жильцами из старых труб и отслуживших...
  • РИЖСКИЕ СУВЕНИРЫРИЖСКИЕ СУВЕНИРЫ
    Большой интерес у молодых новаторов, специалистов самых разных отраслей вызвала организованная на ВДНХ СССР тематичесная выставка «Изобретатели Латвии — производству». И прежде всего...
Тут можете оценить работу автора: