Российское оружие. Старое не значит устаревшее. На протяжении нескольких десятков лет после Второй мировой войны неуклонный рост использования танков при ведении боевых действий сопровождался возникновением целого ряда мер противодействия. Однако, традиционные противотанковые пушки показали себя неэффективными для уничтожения целей, защищенных все более толстой и прочной броней, на фоне резкого роста мобильности танков на поле боя и появления других бронированных угроз пехоте.
Поставить точку в этой борьбе удалось с разработкой кумулятивных ракетных снарядов, впервые применявшихся во Второй мировой войне, в частности американских противотанковых ракетных гранатометов из серии «Базука», британского ручного гранатомета PIAT и наиболее известных немецких образцов противотанковых гранатометов Panzerfaust и Panzerschrecks, а также безоткатных орудий RzB 39 и PAW 600.
Советский Союз, сухопутные войска которого прошли через ожесточенные бои с немецкими танками, начал разработку противотанковых управляемых снарядов с самого конца Великой Отечественной войны. Создание нового вида вооружений в значительной степени упростили немецкие разработки в ракетной области, в особенности проект управляемой по проводам ракеты класса «воздух – воздух» Ruhrstahl X‑4, одного из самых технологически совершенных видов оружия Третьего рейха, созданного с целью уничтожать английские и американские бомбардировщики, уберегая особо ценные истребители и их экипаж от шквального огня бортовых пулеметов противника.
Хотя ракета X‑4 изначально разрабатывалась для ведения воздушного боя, она легла в основу конструкции противотанковых управляемых ракет (ПТУР). В конце войны специальная противотанковая версия ракеты под индексом X‑7 предположительно использовалась сухопутными дивизиями SS, однако документальных свидетельств применения немецкими войсками такого вида оружия нет. В качестве трофея остатки проекта достались Советскому Союзу и союзникам, которые незамедлительно начали активные разработки в области ПТУР с передачей команд по проводам. В первых версиях западных ПТУР (Malkara, французский комплекс Nord SS.10 и его модификации, Entac, Swiss Cobra), а также советских комплексах «Шмель» (индекс ГРАУ — 3М6, по классификации МО США и НАТО – AT‑1А Snapper), «Флейта» / «Фаланга» (индекс ГРАУ — 3М11, по классификации МО США и НАТО — AT‑2 Swatter) и всемирно известной ракеты «Малютка» (индекс ГРАУ — 9М14, по классификации МО США и НАТО — AT‑3 Sagger) применялась одна и та же сложная система с использованием ручки управления – ручное наведение по линии визирования (Manual Command Line of Sight, MCLOS), которая для достижения приемлемой точности поражения цели в бою требовала длительной подготовки личного состава и сотен часов практики на тренажерах. К другим недостаткам можно отнести низкую скорость ракеты и вынужденное неподвижное положение командира боевого расчета, которое делало его уязвимым для мер противодействия в виде непрерывного огня по его позиции. Кроме того, командиру боевого расчета было сложно оценить, оказалась ли ракета перед целью или просто прошла рядом с ее бортом. Несмотря на все эти проблемы, наводимые оператором ПТУР стали вехой в развитии противотанковых средств, поскольку пехота получила дешевое и мобильное средство поражения любой бронированной цели в современных условиях боя.
Установка пусковая (внешний вид):
1 — качающаяся часть; 2 — поворотный механизм; 3 — вращающаяся часть; 4 — тренога; 5 — подъемный механизм; 6 — механизм пуска; 7 — аппаратурой блок; 8 — прибор 9Ш119М1.
В начале шестидесятых годов, пока комплекс «Малютка» начинал поступать на вооружение противотанковых взводов Красной армии, над новым поколением ПТУР уже трудились за кульманом. Согласно предъявляемым требованиям, в новом ПТРК должна была применяться революционная система полуавтоматического наведения по линии визирования и передачей команд по проводам (Semi-Automatic Control Line of Sight, SACLOS). Для наведения ракет нового типа отпала необходимость в сложной в эксплуатации ручке управления: корректировка траектории полета производилась в полуавтоматическом режиме с использованием прожектора инфракрасного излучения, установленного в задней части ракеты. Несмотря на то, что командиру боевого расчета по-прежнему приходилось сохранять неподвижное положение во время полета ракеты, шансы на выживание расчета на поле боя значительно возросли, а время на подготовку личного состава существенно сократилось.
Новое поколение ракет было разработано в тульском Конструкторском бюро приборостроения и поступило на вооружение в 1970 г. под индексом 9М111 «Фагот». Данный комплекс дал мотострелковым дивизиям и противотанковым взводам сухопутных войск Красной армии преимущество в противотанковых боях периода холодной войны. В 1974 г. одновременно с модификацией комплекса «Фагот» под индексом 9М111М «Фактория» в войска поступил новый ПТРК с полуавтоматической системой наведения – 9M133 «Конкурс», который разрабатывался в тульском КБ приборостроения параллельно с «Фаготом».
Эти ракеты стали основой противотанковых средств пехоты и мотострелковых дивизий стран Варшавского договора и состоят на вооружении по настоящее время. По сроку нахождения на вооружении (свыше 50 лет) оба комплекса превосходит только «Малютка», которая применялась вооруженными силами десятка стран мира.
Снаряд (вид в разрезе):
1 — блок ПЭМ 01.01.000; 2 — руль 01.01.021; 3 — конус 01.00.010; 4 — воронка 9Н122.002; 5 — кумулятивный заряд 9Н122.020; 6 — корпус 9Н122.010; 7 — ПДМ 9Э234; 8 — камера 02.00.030; 9 — заряд 9X145.000; 10 — электровоспламенитель 9X237.000; 11 — динатор 9Б61.000; 12 — блок управления 03.06.000; 13 — катушка ПЛС 03.02.000; 14 — лампа-фара 03.04.000; 15 — колодка 03.02.020; 16 — трос; 17 — крыло 03.01.000; 18 — аппаратурный отсек 03.00.000 (отсек № 3); 19 — ДУ 08.00.000; 20 — лирка 00.00.008; 21 — боевая часть 9Н122.000 (отсек № 2); 22 — привод электромагнитный 01.00.000 (отсек № 1); 23 — контактный узел 9Н122.030
Снаряд (вид в разрезе):
7 — руль; 8 — корпус; 9 — кумулятивный заряд; 10 — предохранительно-детонирующий механизм; 11 — пороховой заряд; 12 — камера; 13 — электровоспламенитель; 14 — лопасть; 15 — корпус; 16 — лирка
Все три комплекса состоят из ПТУР, защищенной от воздействия окружающей среды стеклопластиковым пусковым контейнером, и пусковой установки 9П135, оборудованной инфракрасным прицелом 9Ш119 и системой наведения ракеты 9С451. Общая масса комплекса составляет 22,5 кг. После откидывания треноги командир / стрелок принимает лежачее положение для стрельбы. Начальное ускорение ракета получает за счет действия газового генератора, подобно принципу работы безоткатного орудия. Стартовый газогенератор придает снаряду начальную скорость 80 м/с, после чего включается маршевый твердотопливный двигатель, который быстро разгоняет ракету до 186 м/с. Высокая начальная скорость значительно сокращает так называемую мертвую зону и позволяет поражать цели прямой наводкой, а не по навесной траектории.
С появлением динамической защиты кумулятивные снаряды с одинарной боевой частью перестали быть грозой танков. Однако популярность приобрели тандемные кумулятивные снаряды (небольшой лидирующий заряд вызывает срабатывание динамической защиты, после чего основной заряд пробивает броню танка). Созданный на базе «Фагота» комплекс 9М111М «Фактория» с тандемной кумулятивной боевой частью был принят на вооружение вместе с 9М133М «Конкурс». Комплексы «Фагот», «Фактория» и «Конкурс» устанавливались на целый ряд таких боевых машин, как БМД и БМП-2, и специализированные истребители танков, например, 9П148 на базе БРДМ-2, предназначенные для пуска ракет обеих систем.
Вплоть до 2005 г. боевикам «Хезболлы», вооруженным комплексами «Фагот» и «Конкурс», удавалось уничтожать самые современные израильские танки «Меркава Mk.4» и «M1 Абрамс» в конце Иракской войны. По отношению к советским и российским видам вооружения и оборудования термин «старое» не означает «устаревшее».
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА 9П135.
Запуск всех трех ПТУР осуществляется при помощи пусковой установки 9П135 на стальной треноге, каждая из ног которой снабжена предохранительным замком с фиксатором. Устройство треноги вынуждает стрелка принимать положение лежа при использовании комплекса, неудобное в некоторых боевых ситуациях, которое, однако, дает противотанковому боевому расчету очень низкий профиль и идеально подходит для маскировки и нападения из засады. Помимо треноги, ПУ состоит из системы наведения ракеты 9С451 и прицельного приспособления 9Ш119 с десятикратным увеличением и полем зрения 5 градусов. Линия прицеливания может корректироваться при помощи механизмов ввода поправок по горизонтальной и вертикальной оси.
ПУ 9П135 установленная на автомобиле
Как и другие элементы комплекса, ПУ 9П135 неоднократно усовершенствовались и оснащались дополнительным оборудованием с целью не отставать от самых современных разработок в области бронирования, оптики и систем противодействия на поле боя. Две последующие модификации 70-х годов получили усовершенствованные системы управления и противодействия наведению помех. Позднее, в начале 90-х годов была разработана модификация 9П135М3, имеющая 13 кг тепловизор ТПВП с дальностью наведения до 2500 м (ночью). К началу XXI века на вооружение российской армии и на экспорт поступил новый комплекс под индексом 9С451М2, снабженный ночным прицелом с системой автоматического затемнения.
УСТАНОВКА КОМПЛЕКСОВ «ФАГОТ» И «КОНКУРС» НА БОЕВЫХ МАШИНАХ.
Как и большинство ПТУР, «Фагот» и «Конкурс» устанавливались на целый ряд боевых машин: как на специально созданные истребители танков, так и машины, предназначенные для выполнения других задач, получившие благодаря ПТУР возможность уничтожать танки противника. Комплекс из ракеты 9М14 и легкой боевой машины 9П148 «Малютка» на шасси БРДМ-2 постепенно заменил своего предшественника, машину 9П122 «Малютка», в составе противотанковых батальонов. Первые модели 9П148 оснащались только ПТУР «Конкурс», тогда как усовершенствованная версия машины могла применяться и для пуска ПТУР «Фагот». Экипаж производит перезарядку пусковой установки через люк, расположенный в задней части ПУ на четыре выстрела, защищенный квадратной металлической пластиной. Стрелок наводит ПТУР при помощи прицела, установленного в правой передней части машины. Боекомплект машины 9П148 составляет от 10 до 14 ракет 9М111 или 9M113, размещенных во внутреннем отделении за ПУ. В 1996 г. некоторые машины 9П148 были оснащены телевизионным прицелом 1ПН66 с повышенными эксплуатационными характеристиками, предназначенным для использования как в дневных, так и в ночных условиях. На Западе такие машины ошибочно называют БРДМ-3.
Пусковая установка 9П148
Комплекс адаптирован для использования на усовершенствованных версиях БМП и БМД. Поворотная пусковая установка под индексом 9П35М‑1 устанавливалась на БМП‑1П и БМД‑1П соответственно. Несмотря на то, что комплекс «Фагот» / «Конкурс» на боевых машинах пехоты значительно превосходит по своим характеристикам сложный в использовании 9М14 «Малютка», при его использовании стрелку приходится открывать люк боевой машины, что делает его уязвимым к огню противника. Комплекс устанавливался с правой стороны на БТР-РД «Робот», модификацию десантного бронетранспортера БТР‑Д, оборудованную дополнительным отделением для хранения боекомплекта.
Первой боевой машиной пехоты, на которой 9135М-1 устанавливался изначально, стал БМП 2, пришедший на замену БМП-1 в 1981 г. (?). Как и на БМП-1П, комплекс устанавливался на верхней части башни и не был лишен рассмотренного выше недостатка. Комплекс также устанавливался на шасси полноприводного небронированного автомобиля УАЗ-469.
Похожим образом ПУ 9П135 устанавливалась на различные транспортные средства за пределами Советского Союза, в частности на Mercedes-Benz Geländewagen Сухопутных войск Греции. Очень необычный пример – установка комплекса на секретный танк «Сонгун-915» северокорейского производства. На военном параде в Пхеньяне в 2010 г. этот загадочный танк впервые появился с двумя ПТУР «Фагот» на небольшой пусковой установке, установленной на башне, но без видимых систем управления. Пролить свет на эту тайну, окутанную мраком, еще только предстоит.
Santiago F. Cabrera, Куба