ДИАГНОЗ — МОНИТОРУ

ДИАГНОЗ — МОНИТОРУДревнеримский принцип «разделяй и властвуй» вполне приемлем при… диагностике монитора ПЭВМ. Особенно когда требуется выяснить: исправна ли программа для дисплея или обслуживающая его работу «электроника»? К аналогичному выводу приходишь и при рассмотрении взаимодействия монитора с системным блоком ПЭВМ, даже если перед глазами не полная, а упрощенная схема.

Действительно, из схемы следует, что временное растяжение строчных и кадровых сигналов синхронизации должно при исправной видеокарте вызывать на мониторе увеличение изображения по вертикали. Причем во избежание искажения «картинки» эти синхросигналы должны растягиваться не беспорядочно, а пропорционально. И все потому, что монитор, имея собственную систему синхронизации, воспринимает увеличение длительности кадровых импульсов и подстраивается на допустимую степень. Изображение сначала пошагово изменяется (что и должно быть при исправной системе синхронизации), а потом — срывается.

По величине растяжения, которую при желании всегда можно проконтролировать, легко определяется, насколько устойчив к синхронизации данный монитор. Стабильность его работы и величина захвата тем больше, чем сильнее допустимое увеличение кадровых сигналов.

Срыв синхронизации в современных SVGA мониторах приводит к отключению изображения. Но он не может повредить электронную схему. Рассматриваемое явление по своей сути равносильно включению монитора без подачи питающих напряжений на базовый блок ПЭВМ.

Упрощенная схема взаимодействия монитора с системным блоком ПЭВМ

*ПЭВМ нового поколения не содержат видеокарты, а на самой материнской плате (так называемой интегрированной МП) есть ЧИПы управления и выдачи видеосигнала

Упрощенная схема взаимодействия монитора с системным блоком ПЭВМ

В случае неисправности монитора изображение будет растягиваться очень плохо или со срывом. Если все-таки удается установить устойчивую «картинку» при явных искажениях на экране, то наиболее вероятным местом возникновения неполадок следует считать цепи синхронизации. Ну а коль при запуске режима растяжения ни при каких шагах не получается устойчивого изображения, то виновата здесь, скорее всего, видеокарта.

Предлагаемая программа позволяет пользователю во всем разобраться и поэкспериментировать с растяжением изображения. Назначение регистров 3D4h и 3D5h — задание режимов работы видеокарты. Подробное же описание всех бит и байт для управления монитором не приводится, ведь оно есть во многих руководствах для программистов.

Ранее предполагалось, что, дескать, в ходе экспериментов с программированием можно случайно вывести монитор на «самоуничтожение». Мол, тогда на экране сформируется очень яркая точка, способная прожечь люминофор (светящиеся под воздействием электронов зерна особого состава, нанесенного на внутреннюю поверхность экрана) и навсегда вывести дорогостоящий аппарат из строя.

Засомневавшись в истинности такого рода утверждений, я не раз пытался программно создать облегченный режим (не сверхяркой точки, а единично высвеченной линии), однако схема монитора неизбежно вмешивалась и не позволяла сделать что-либо ей во вред. Ведь даже в старых ламповых телевизорах на страже «долгожительства» кинескопа стояла специальная «цепь гашения пятна», а тут — современный монитор. Так что при появлении на экране какого бы то ни было подозрительного пятна следует винить не «программный режим самоуничтожения», а физическое старение кинескопа и связанное с ним осыпание люминофора.

Приведенная программа, действительно, позволяет на мониторах CGA и EGA создавать режим «картинки», убегающей вверх или вниз, как в телевизорах старых ламповых моделей. Но в отношении к монитору здесь появляется еще одно интересное применение — выявления так называемого 25-го кадра, действующего на подсознание людей (разумеется, если этот кадр выводится на экран).

Программа для «кодового» растяжеиия изображения на экране монитора

 

Программа для «кодового» растяжеиия изображения на экране монитора

Вообще-то, в соответствии со статьей 10 Федерального закона о рекламе от 18.07.95 г. использование 25-го кадра не допускается. Однако ряд недобросовестных фирм и производителей компьютерных программ, а также теле- и видеопродукции идут во имя своих корыстных побуждений на конфликт с Законом.

Обнаружить встроенный «подсознательный» кадр можно по повышенному мерцанию изображения, если не смотреть на экран прямо. Уж так устроены наши глаза, что периферийное (боковое) зрение значительно лучше реагирует на контрастные типы изображения, к числу которых относится и 25-й кадр, резко отличающийся от других 24-х, успевающих за каждую секунду промелькнуть на экране.

Второй способ обнаружения «подсознательного» кадра — переснять все на видеоленту с последующей прокруткой изображения на медленной скорости. Ухищрение, как говорится, не слишком удобное, зато многим вполне доступное и каждому абсолютно понятное.

Третий способ, приемлемый именно для компьютерного 25-го кадра, состоит в том, чтобы растянуть изображение соответствующей резидентной программой. В этом случае времени на просмотр «подсознательного» кадра достаточно для того, чтобы становились более заметными все (в том числе и плохо выявлявшиеся ранее) нюансы на экране монитора. Однако такие программы трудны для написания на «Бейсике» рядовым пользователем. Продуктивнее обратиться к специалистам или прибегнуть к двум рассмотренным способам. А еще лучше — изучить другой (более подходящий для сложных задач) язык программирования.

Но есть и промежуточное решение. Суть его в использовании режима растяжения изображения в соответствии с изложенными рекомендациями.

А. ГЛУШАЧЕНКОВ, г. Новосибирск

Рекомендуем почитать

  • ВКЛЮЧИТЕ ВЕТЕР!ВКЛЮЧИТЕ ВЕТЕР!
    Когда в помещении жарко, без кондиционера становится некомфортно. В качестве дешевой замены выручить может вентилятор. Правда, большинство из них (даже с поворотным устройством) - это...
  • АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛУГУСЕНИЧНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫАМЕРИКАНСКИЕ ПОЛУГУСЕНИЧНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ
    Семейство полугусеничных бронетранспортеров «хаф-трэков», одно из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, начало разрабатываться в США...
Тут можете оценить работу автора: