Чтобы заглянуть в будущее, достаточно располагать досугом, любопытством и воображением. Так я предсказал и кризис, и последующую ненависть к банкирам.
Современная футурология — нечто среднее между прозой Артура Кларка и отделом сценарного планирования Shell. Например, я продаю микс из лекций, исследований рынков будущей еды или будущих медиа и прогнозов конкретной компании на 10-20 лет. Так я создавал сценарии банкинга-2012, общественных библиотек-2030, образования-2025. Прочитывая уйму специализированной литературы, я при этом пользуюсь не только своим воображением, но и чужим.
Так, несколько лет назад я опробовал методику "невинных мозгов". Получив от Toyota заказ на прогноз "Как люди будут покупать машины", вместо обычных фокус-групп я собрал архитектора, промышленного дизайнера, продавца страховых полисов и планировщика пространств супермаркетов. Они понятия не имели о маркетинговых тонкостях торговли машинами и потому были "невинны". Однако профессии этих людей создают условия для акта купли-продажи автомобиля, поэтому они могут продуцировать не простое, а экспертное воображение. Этот прием со "знающими аутсайдерами" я использовал для анализа рынка газет, живописи и других индустрий.
В своих предсказаниях я не пытался забираться дальше 2050 года. Будущее не слишком радостно: нас ждет синтез технологий и насилия. Еще задолго до 2050 года с лица земли исчезнет средний класс с его уютными домами в пригороде. На многих рынках уже тает средняя ценовая категория. Это происходит в авиации, ритейле. Кризис подстегнул деление на богатых и "очень экономных". Хотя минобороны Великобритании разработало сценарий подавления радикалов из среднего класса, недовольных таким положением дел. Так что, возможно, "середнячки" еще за себя постоят. Кстати, популярность пригородов, где обитает мидл-класс, тоже сойдет на нет. Баррель по цене выше $200 сотрет пригородные автомобильные маршруты. Кроме того, исследования показывают, что люди, живущие в городах, умственно и физически здоровее жителей пригородов, трясущихся каждый день в пробках на загазованной трассе.
Прогресс консьюмеризма дойдет до того, что люди начнут меняться детьми как машинами или другими товарами. Не нравится тебе твой малыш — иди и обменяй его на другого, может, повезет. Понятно, такие отношения скажутся на росте жестокости. Сегодня население тюрем в странах, подобных США и Великобритании, растет так стремительно, что заключенных некуда девать. Мы и раньше устраивали тюрьмы-континенты — вспомните Австралию, так что не вижу причин, почему бы на Земле не появиться сначала тюрьмам-офшорам, а затем и странам, специализирующимся на пенитенциарном обслуживании.
Эскалацию насилия ускорят технологии. Ждите пришествия умных пуль, которые можно будет программировать на конкретный образ. И преступники, и жертвы к 2050 году будут существовать в интернете эпохи web 4.0. Если web 2.0 пропел песнь кооперации юзеров, а web 3.0 несет с собой семантический переворот, то "четвертый веб" предложит чувственный опыт пребывания в Сети. Мы будем ощущать виртуальное пространство всеми пятью чувствами, одевшись в специальную униформу и наглотавшись таблеток. Но все же один продукт наших дней доживет до 2050-го. Это местные газеты, которые будут читать старики, напуганные технологическим беспределом вокруг.
Ричард Уотсон, автор футурологического бестселлера "Файлы будущего"