Витражи добавляют храмам красоты и света, но они боятся непогоды и грязи. Со временем стекло, металлический каркас и покрытие разрушаются. Часто только сложная реставрация спасает священные произведения искусства.
Лучше один раз увидеть. Витражи рассказывают свои истории. Проходящий через них свет показывает нам религиозные сценки, но это хрупкая красота, которой нужен уход. Процесс начинается с оценки. Оценщица фотографирует витраж и изучает каждую деталь. Измеряет витражное окно, стекла и соединяющие их полоски – гарбильки. Части пронумеровывают, и информация об их состоянии заносится в компьютер. Гарбильки в плохом состоянии, поэтому витраж нужно разобрать и собрать заново.
Сначала на заднюю часть витража накладывают большой лист бумаги, затем восковым мелком натирают восковые полоски, чтобы перевести узор на бумагу. После того, как установлено состояние витража, стекло погружают в некислотный чистящий раствор и оставляют на ночь. Раствор размягчает цемент между горбильками, позволяя без проблем разобрать витраж. Затем полоски отгибают, стекло достают и счищают лак лезвием, то что останется удаляют мягкой кисточкой. Стекло начисто вытирают. Кусочки стекла раскладывают на листе с узором. Большинство стекол в хорошем состоянии, но одно из них треснуло и скреплено специальной реставрационной лентой, его нужно заменить.
Художница переносит контуры треснувшего кусочка на новое стекло. Она проводит стеклорезом на некотором расстоянии от контура. Она ломает стекло по проведенной линии и режет по контуру. Она сравнивает силуэты оригинала и копии. Замешивает оттенок краски как на старом стекле и повторяет его узор на новом. Новое стекло полностью покрывается слоем краски. Художница использует кисточку, чтобы получить перекрестный штрих. Затем она берет короткую, жесткую кисть и снимает краску в соответствии с узором витража. Это светлые участки. Стекло раскаляется в печи, а затем температура снижается, чтобы произвести обжиг, который сделает стекло менее хрупким. Копию сравнивают с треснувшим оригиналом.
Все стекла соединяются с помощью новых паек. Она аккуратно постукивает резиновым молоточком, чтобы стекла точно вошли в бороздки. Этот свинцовый каркас объединит множество стекол в картину и создаст интересный линейный узор. С помощью электрического паяльника оловянно-свинцовый припой наносится на места соединения горбульков, чтобы еще сильнее укрепить каркас. Эти соединения будут крепко держать весь витраж. Всю площадь витража заливают специальным цементом. Цемент затекает под горбыльки, укрепляя каркас и защищая его от воды. Свежий цемент посыпают карбонатом кальция, его еще называют побелкой. Побелка впитывает лишнее масло, а когда ее смахивают, она чистит и полирует витраж. Цемент счищают около полосок, чтобы их лучше было видно, оставшийся мусор собирают пылесосом. Когда реставрация закончена витраж помещают на подсветку. Светится как новый. На реставрацию этого витража ушло около недели. Он продержится не менее столетия, продолжая освещать нашу мирскую жизнь.
С. РОМАНОВ