ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

Ребенок познает и принимает мир, играя. Человек, летающий как птица, -семилетнему мальчику это кажется вполне реальным.

Идея очищена от подробностей конструкции, от ограничений познания и несовершенства техники. Ребенок имеет дерзость обогнать на своем деревянном коне инженера-конструктора. Малыш спрашивает: почему не падает тяжелый самолет, почему не тонет огромный корабль, куда уходит на ночь день? Он еще не может держать в руке чертежные инструменты, но ему уже неинтересно вырезать из бумаги фигурки, а хочется самому конструировать самолет или ракету, конечно же, действующую. Притом, он никакой не вундеркинд.

Попытаться удовлетворить их любопытство — значит медленно и методично вводить детей в окружающий мир (эмоционально окрашенный, реальный и воображаемый) с помощью науки. Но какая из наук станет колыбелью будущего конструктора? С чего начинать, если ребенку семь-восемь лет и он пришел после уроков в кружок начального технического творчества? Сейчас в распоряжении руководителей кружков достаточно большие возможности: и наборы «Конструктор», и книжки с выкройками моделей для самых маленьких, и комплекты разнообразных деталей. И все-таки… чего-то не хватает. Дети собирают по образцам модели, потом учатся чертить, затем наступает время усвоения принципов, а позже вдруг выясняется, что у дизайна совсем иные критерии, а затем — что конструкторское мышление не соотнесено с эргономикой. И так человек учится, пока жив. Отказывается от одних представлений, чтобы принять другие. Создает конструкции и через десять или даже несколько лет обнаруживает, что они неудобны, вредны для человека или нарушают экологическое равновесие. И строит новые, все более совершенные. А все начиналось с игры, с детских наивных представлений о мире. Поэтому в лучших кружках для самых младших школьников именно на игре базируется методика работы, а сказку или рассказ используют как надежный метод развития воображения.

ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

После долгих размышлений был отобран круг вопросов, которые, естественно, сообразуются с детской психологией и возможностями, и составили учебный план на основе изучаемых в школе предметов — трудового обучения и «окружающего мира». Природа и трудовая деятельность… От того, как сформируется взгляд на их взаимоотношения, во многом зависит теперь подход к решению чисто технических взглядов, сам уровень конструкторского мышления. Разумеется, в подобном курсе эти понятия формируются на элементарном уровне: дети сталкиваются с непреложными научными и практическими ценностями, играя, слушая сказку, наблюдая или участвуя в специально подготовленном опыте.

Программа первого класса включает изучение линии и форм окружающих предметов, понятия масштабности, цвета и целесообразность измерения расстояний, черчение основных геометрических фигур, образование объемных тел из плоских геометрических фигур, определение стабильности и равновесия уже знакомых объемных тел при их взаиморасположении и действии сил. Во втором классе основное внимание ребят следует сосредотачивать на физические свойства воды и отношение жидкостей к телам, входящим в соприкосновение с ними: от воды в стакане до стихии океана. В третьем классе, следуя логике вещей, обращаться к теме воздушного океана и тел, которые плавают в нем, к силе воздуха и ее использованию в конструкторской работе.

ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

Это в общих чертах. Конкретные же темы, решаемые в тесном единстве дизайна и научных данных, должны приводить детей к маленьким собственным открытиям при первом же сознательном знакомстве с предметным миром. И дети будто бы слушают сказку, но она объясняет им некоторые из уже возникших КАК и ПОЧЕМУ. Сами сказки подобраны так, что на листах рождаются проекты будущих конструкций: с представлениями о функции, форме, цвете и масштабе. Далее следует более сложная задача — наивный детский рисунок должен воплотиться в конструкцию.

Все продумывается, все экспериментируется, каждая модель сравнивается с аналогами — реальными предметами, уже созданными взрослыми.

Почему водный велосипед имеет именно такую форму? Может быть, сказка и старые крылатые мельницы подскажут ответ. Но ценнее всего личный опыт. Почему все-таки у водного велосипеда колесо, а не квадрат, например? Опытное задание дано. А ответ маленькие испытатели найдут быстро.

Аналогично будет объяснена и карусель, и воздушный поток, который поднимается над лампой спиралью, как змея.

Пусть хоть немного истин об окружающем мире выкристаллизуется у детей на базе опыта. Они и без того приняли неосознанно столько необработанной информации, что налицо опасность: превратятся во всезнаек.

Важно делать так, чтобы в кружке дети поняли, как смешиваются цвета, как влияют на восприятие предмета контрастные тона, почему стены домов покрывают светлыми красками и почему желтый автомобиль бросается в глаза больше, чем серый; почему на кране с холодной водой ставится синий кружок; почему, если мы не знаем, сколь велик предмет вдалеке, нужно поставить рядом с ним как масштаб фигурку человека. И все переплетается: исследовательский порыв, технологические и даже математические задачи.

Вот, например, задача, требующая серьезных умственных усилий от первоклассника: сделать алебастровое цветное домино, используя вместо точек прямоугольник, треугольник, круг и квадрат.

ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

Возникает сначала задача логическая: сколько понадобится плиток-костяшек? Если символами в будущей игре станут красный треугольник, зеленый круг, синий прямоугольник и желтый квадрат — по два знака в неповторяющихся комбинациях (без пустого поля), то методом проб и ошибок дети определяют, что плиток должно быть десять.

Дальше встает конструкторская задача: как сделать их, ну, скажем, из алебастра? Детям дается возможность высказать собственные соображения, руководитель поможет им в конце. Еще необходимо склеить по десять формочек из плотной бумаги, в которые выливается алебастр. Значит, сначала предстоит решить трудоемкую чертежную задачу. Малыш первоклассник должен начертить на сетке выкройку коробочки с заданными размерами. Дети сами предлагают, как сделать формочки — они уже умеют строить объемные тела из плоских фигур.

Теперь черед чисто технической задачи — получить строительный раствор и перелить его в формочки. Напоследок плиточки окрашиваются темперой. Творчество здесь переплетено с заданиями по исполнению, требующими аккуратности и тщательности. Ведь человек в своей трудовой деятельности встречает и ритмично повторяющиеся ситуации, иногда возвращается к началу, в другой раз ему придется заняться непривычным делом, а в третий — чтобы отделить «песчинки», понадобится просеять тонны. Море не «по колено». И эта максима тоже входит в воспитание будущего конструктора. А то первоклассник может захотеть сразу конструировать летающую модель самолета или даже ракеты.

В отличие от детского изобразительного искусства фантазия направлена в русло возможного, достижимого. Ну а радость бывает неизмеримой — все от идеи до конечного результата сделано самостоятельно. А если желание оказывается больше, чем возможности, тоже не беда: дети станут помощниками руководителя-энтузиаста, мастерящего метеорологический зонд, который на самом деле поднимается в воздух, или подводную лодку, которая опустится хотя бы на дно ванны. На этом этапе достаточно самого процесса исследования, направления мысли, освоения приемов работы, неповторимого счастья опробовать готовую модель. И тут присутствует мечта о настоящей конструкции, которую всесильным инженерам и ученым дано создать раньше наших милых фантазеров.

Дети в кружке слушают сказку за сказкой. Об ужасе первобытного человека перед водной стихией, о первой лодке-долбленке, о мосте, на котором встретятся два племени… Да, этот мост должен выдержать толпу людей. А дети видели столько мостов, что они кажутся им неизменной частью природной картины. Однако простой лабораторный опыт подскажет, как трудно построить стабильный мост. Опыт начинается с картонных лент, согнутых и укрепленных на опорах.

ПОКА В РЕБЕНКЕ НЕ ПРОСНУЛСЯ КОНСТРУКТОР

Дети станут увеличивать нагрузки и сами придут к выводу, который позже послужит им. Прежде чем сказать «здравствуй» физике, они составят на простейшем уровне представление о физических зависимостях.

…Потом возникнет фантазия: вот струится речушка, а Карандаш и Умелкин отправляются к бобру, одному из учителей человека в сооружении запруд. В сказке они спорят, долго наблюдают за действиями бобра. А после дети возведут свою первую плотину — устойчивую, прочную. Она перегородит речушку, получится глубокое озеро, в нем будут плавать парусные лодки, катера с резиновыми моторчиками, а в счастливых детских глазах модели эти вырастут до размеров настоящих современных судов.

Йорданка КОЛЕВА

Тут можете оценить работу автора: